"Особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе"
статья

Синёва Ольга Геннадьевна

В данной статье перечислены особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinyova_o.g.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе.

                                                                                                  Синёва Ольга Геннадьевна,

                                                                                                 учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 28 г. Балаково

Современная система образования  нацелена на формирование у младших школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это, в свою очередь, диктует необходимость изменения содержания и технологий начального образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. "Урок - это зеркало общей педагогической культуры учителя, - как писал В.А. Сухомлинский - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Применение активных форм и методов обучения, способствующих формированию у учащихся творческого мышления, самостоятельности, практических навыков делают уроки более результативными и интересными, но ещё не даёт основания считать личностно-ориентированным.

Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе:

– оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; психофизических – бодрость, усталость, возбуждённость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);

– поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель; организация диалога, позволяющего выявить личностный смысл изучения темы урока;

– выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса;

– построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;

– применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный (внешкольный) опыт;

– отказ от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы для развития коммуникативных умений учащихся (уделяя на первых этапах большое внимание распределению ролей и функций в группах и парах, закладывая нравственную и технологическую основу коммуникативных умений);

– использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения; показ различных методов и способов работы с учебным материалом; выявление, «окультуривание» и закрепление различных способов обработки материала, предложенных учащимися; использование критических ситуаций на уроке для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися;

– обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки;

– создание условий для формирования у каждого ученика высокой самооценки, уверенности в своих силах, волевой регуляции учебной деятельности;

– использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: самостоятельность выполнения, оригинальность, стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения, использование альтернативных источников информации;

– проведение с детьми рефлексии урока (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить и т. п.).

Моя практика показала, что организация личностно- ориентированных уроков приводит к заметным результатам, так как:

- такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний;

- ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;

- личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы;

- развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии;

- класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути её решения;

- такое построение уроков обеспечивает преемственность начальным общим и основным общим образованием.

Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединение этих двух задач и должен служить личностно-ориентированный урок. Урок в личностно ориентированной образовательной системе носит вероятный характер и его специфика во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса, что затрудняет создание "универсального" учебника.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Для учителя начальных классов уроки являются незримой ниточкой, которая тянется к сердцам и душам детей, к взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, является инструментом обучения и воспитания, развития личности. Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования и естественно отражает существующие изменения в процессе обучения младших школьников, позволяя подготовить их к самостоятельной и осознанной деятельности. Применение личностно-ориентированного подхода влияет на эффективность процесса обучения. Позитивная динамика наблюдается у каждого ученика!

Список используемой литературы:

  1. Афанасьева Н.С. Личностный подход в обучении [Текст] / Н.С. Афанасьева // Школьный психолог. - 2001.
  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. №4.
  3. Якиманская И., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. 1998. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в начальной школе

Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия...

Организация и проведение уроков с применением педагогических технологий в начальной школе

Доклад на тему: «Организация и проведение уроков с применением педагогических технологии в начальной школе»    Учитель нач...

«Личностно ориентированный характер обучения в начальной школе»

чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в р...

Особенности развивающих уроков математики в классах девочек, в начальной школе.

Мы очень часто восхищаемся сообразительностью, талантливостью детей, однако каждодневное волнение, тысячи забот, хлопот и огорчений настолько поглощают нас, что мы иногда не в состоянии увидеть затае...

Особенности развивающих уроков математики в классах мальчиков, в начальной школе.

Преподавание математике в классах мальчиков с учетом гендерных особенностей...

«Интегрированный урок как средство успешного обучения в начальной школе».

   В работе обоснована актуальность темы «Интегрированный уроккак средство успешного обучения в начальной школе», определены конкретные цели и задачи.    Зн...

Использование возможностей цифровой образовательной платформы «мобильное электронное образование» при проведении уроков по предмету «окружающий мир» в начальной школе

Актуальность. Мобильное электронное образование становится неотъемлемой частью современного образования в период развития информационных технологий в современной педагогической система....