Организация краеведческих исследований: от младшего школьника к выпускнику. Из опыта работы.
статья

Юрьева Майя Николаевна

Польза от пешеходных прогулок давно известна, ее никто не ставит под сомнение – укрепление здоровья, улучшение психологического состояния, своеобразный источник радости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация краеведческих исследований: от младшего школьника к выпускнику. Из опыта работы.

Польза от пешеходных прогулок давно известна, ее никто не ставит под сомнение – укрепление здоровья, улучшение психологического состояния, своеобразный источник радости.

Хочется рассмотреть еще одну неоценимую пользу такого времяпровождения. Пешеходные прогулки - это своего рода источник выбора тем для исследований.

Все мы знаем, что выбор темы очень серьезный этап, во многом определяющий будущую исследовательскую работу и весьма трудный, так как бывает порой сложно понять, что можно исследовать, что можно изучать, да к тому же нельзя забывать, как минимум об интересе, востребованности, актуальности, реализуемости.

Какую роль в выборе темы играют пешеходные прогулки? Вот примеры из практики работы.

В один из осенних дней отправляемся на прогулку в парк Маршалково. Ребята, любуясь красотой природы, обращают внимание на шаровидные наросты на опавших дубовых листьях. Дубовые галлы. Позже было выяснено, что это болезненное разрастании тканей листа дуба, представляющего собой желто-розовые шарики, имеющие размер величиной с вишню. Это следствие поражения насекомыми-вредителями. В народе такие разрастания называют «дубовыми яблоками», «кукушкиными слезами», «чернильными орешками». Причиной их появления является мелкая мушка из отряда орехотворок. Весной, пока на деревьях только распускаются листья, мушки – орехотворки перемещаются по кроне дубов. Взрослое крылатое насекомое орехотворки садится на лист, прокалывает его кожицу и откладывает яйца по одному в мякоть листа. Личинка начинает развиваться, питаясь тканями листьев, и выделяет вещество, которое вызывает патологическое разрастание окружающих тканей. Если галл разрезать, внутри камеры можно увидеть едва заметную личинку, которая развивается в рыхлой, мягкой ткани, где ей тепло, комфортно и безопасно. Осенью вместе с дубовыми листьями галлы падают на землю, а примерно в конце октября насекомое проделывает ход в мякоти дубового яблока и выбирается через него наружу.

Да, к истории родного края это не имеет никакого отношения. Тема для изучения подходит больше тем, кто интересуется биологией или химией. Но это смотря с какой стороны посмотреть.

В результате изучения этих образований на листьях, появилась интересная тема для исследования «Использование дубовых галлов для окрашивания тканей и нитей жителями Белгородского края». В результате была проведена реконструкция древней технологии получения красителя из галлов дубовых листьев,  окрашивание тканей холодным, горячим и холодным с добавлением ржавого железа способами, составлен целый справочник природных красителей, используемых на территории Белгородской области в разные времена, получены интересные факты. Как оказалось, наши предки были очень изобретательными в выборе средств, позволяющих сделать белую ткань и нити цветными. Пользовались они преимущественно тем, что дарила им природа.

Изучение практического применения дубовых галлов привело к появлению еще одной темы исследования - «Получение чернил из дубовых галлов». Дело в том, что в дубовых галлах содержится большое количество дубильных веществ - природных полифенолов, которые при взаимодействии с солями железа дают густую черную окраску. Старшие дети, занимающиеся в научном обществе, провели химическое исследование дубовых галлов, получили чернила опытным путем, а младшие опробовали их на практике. Увлекательно!.. Познавательно!.. 

Есть чернила, значит самое время опробовать их в деле. Письмо гусиными перьями, используемыми в качестве письменного инструмента на протяжении VII-XIX веков, способствовало появлению еще одной темы для исследования «Как писали наши бабушки».

Вот пример того, как обычная прогулка по лесу помогла определиться с темами для исследования детям разного возраста. Следует отметить, что все выбранные темы были реализованы.

Во время очередной прогулки детей заинтересовало растение, напоминающее крапиву -  яснотка белая, многолетнее травянистое растение. Оно своим внешним видом, особенно формой сморщенных листьев действительно похоже на крапиву, но в отличие от нее, не имеет жгучих волосков. Ее в народе называют глухая крапива. Ну поговорили о растении, а дальше что? А дальше появилась тема исследования «Забытый обряд села Луханино Яковлевского района. Обряд «Крещение кукушки». Ведь именно из этого растения делали ритуальный предмет – травяную куклу под названием «кукушка».

Слышали ли вы об этом обряде, который совершался на 40 день после пасхи? А старожилы села Луханино Яковлевского района еще помнят и с удовольствием рассказывают об обряде, который вобрал все формы взаимоотношений человека с одухотворенной им природой.  Нельзя не удивляться красоте и неповторимости сельского обряда. Результат работы: собран и систематизирован по воспоминаниям жителей села Луханино этнофольклорный материал об обряде «Крещение кукушки»; выявлены особенности обряда; сохранена самобытная сельская культура.

Возникла ли бы эта тема, если не пешеходная прогулка? Вероятнее всего – нет. 

После небольшой прогулки по обустроенной территории храма Новомученников и Исповедников Белгородских вошли внутрь, откуда доносилось песнопение, создавая атмосферу умиротворения. Захотелось побыть наедине с собой и Богом. Особо почитаемые иконы в красивых позолоченных кивотах, привлекают внимание, увлекают, приковывают взгляд. Среди них - икона благоверного князя Александра Невского. Александр Невский узнаваем. Через рисунок художникам удалось передать правдивый образ героя, образ истинно русского человека из глубины минувших веков. Светлый ум, могучая воля, преданность Родине, искренность, благородство, решительность. Они смогли сделать этот образ близким и зримым. И это помогает верующим молиться, устанавливать связь  с иконным образом одной из знаковых фигур в российской истории.

Появилась очередная тема исследования «Александр Невский - святой образ в интерьере храма Новомученников и Исповедников Белгородских города Строитель». Были получены ответы на многие интересующие вопросы. Воспитанники теперь знают, что к святому обращаются верующие с разными просьбами. Что перед его иконой молятся за всех воинов, чтобы они, проявляя воинскую доблесть и мужество, оставались живыми и невредимыми. Что святой полководец хранит воинов своими молитвами. Что помогает обрести смелость и мужество, мудрость, заступничество при несправедливых обидах. Что простые миряне перед началом важных дел обращаются за помощью к Александру Невскому. Что он дарует мудрость и терпение в решении семейных конфликтов, для достижения поставленной цели. Помогает в воспитании и послушании сыновей. Исцеляет и наставляет на правильный жизненный путь.

        Образ Александра Невского в живописи, литературе, музыке, скульптуре, кино – темы для дальнейшего исследования. Думаю, что без внимания не останется тема «Как воплощен художниками образ святого в храме, носящем его имя в городе Старый Оскол?..». А сколько вообще на сегодняшний день в Белгородской области существует храмов Святого Благоверного князя Александра Невского? –  не менее интересная тема для исследования.

        Это еще раз подчеркивает значимость пешеходных прогулок в выборе тем для исследований.  

А порой написание исследовательской работы наоборот предусматривает организацию пешеходной прогулки. «Муравский шлях на современной карте города Строитель» - тема очередного исследования.

По указанным ориентирам в имеющихся исследованиях можно понять, где конкретно проходил маршрут Муравского шляха. Можно найти готовые карты с его обозначением: это и карты, дошедшие до наших дней с разных столетий, и карты-реконструкции Муравского шляха, составленные в разные годы нашего столетия, и современные топографические карты с обозначением Муравского шляха, и даже спутниковые карты с улицами, домами и другими объектами с наложением Муравского шляха.

А вот преодолеть участок Муравского шляха, на пути которого вырос современный город Строитель, пробовал не каждый автор научных статей.

Когда-то утоптанная дорога, не мощенная, связанная со многими историческими событиями, действительно проходила по территории современного города Строитель. Но от этого участка пути ничего не осталось. Скорее всего, в какой-то временной промежуток он исчез, как говорят многие историки «под плугом» еще задолго до того, как «18 февраля (1958 год) на заснеженном кукурузном поле четыре бригады из «СУ «Промстрой» треста «Белгородрудстрой» пробились через снежные заносы, установили армейскую палатку, начали разбивку и земляные работы по строительству поселка». Об этом говорит и тот факт, что при строительстве населенного пункта, была обозначена существенная проблема: «… дороги, их в то время не существовало, и из Томаровки в Строитель добирались через Белгород».

Оказалось, изучать то, что давно не существует (хотя так, наверное, говорить неправильно, ведь есть на картах, значит, существует, пусть даже таким образом) очень интересно.

В следующий раз решено расширить границы исследования и рассмотреть участок Муравского шляха, проходившего по территории современного Яковлевского района.

Такой подход позволяет ребенку определить не только место края в отечественной истории и культуре, но и формирует чувство гордости, сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение культурного и исторического наследия родного края.

Прогулки, организованные для учащихся, формируют определенный интерес к дальнейшим более серьезным исследованиям. Важно понимать, что, отправляясь на прогулку, ребенок сам не заметит, не обратит внимание на определенные вещи, поэтому педагог должен предусмотреть это, запланировать и сделать так, чтобы цель и задачи пешеходной прогулки были достигнуты. Необходима и определенная самоподготовка, для того, чтобы неожиданный вопрос ребенка не поставил педагога в неловкое положение. Пешеходная прогулка должна быть организована так, чтобы у учащихся появилось желание расширить свои знания об истории родного края. Ну и конечно же выбор маршрута играет определенное значение.

 Постепенно, по мере взросления воспитанников, пешеходные прогулки заменяются походами и экспедициями, которые играют не менее важное значение в формировании исследовательских навыков.  Это отдельная тема для обсуждения.

Свое выступление хочется закончить словами известных любителей горного туризма и альпинизма, которые как нельзя лучше обобщают затронутую тематику: 

  • «Если вы ищете творческие идеи, выйдите на прогулку». Раймонд Инмон
  • «Между каждыми двумя соснами есть дверь в новый мир». Генри Дэвид Торо
  • Путешествовать, познавать и учиться - значит жить».  Тенцинг Норгей

И помните, что «Не бывает плохой погоды, есть только неподходящая одежда».  Сэр Раннулф Файнс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Младший школьник - юный исследователь" Из опыта работы.

Данная статья содержит краткий материал  из опыта работы по исследовательской деятельности, которую я провожу во внеурочное время....

"Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников" (здоровьесберегающие технологии: из опыта работы)

Сегодня стрессу подвергаются не только взрослые люди, всё чаще в стрессовые ситуации попадают дети и подростки. Неблагополучная обстановка в семье, постоянно возрастающие требования школьной программы...

"Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников" (здоровьесберегающие технологии: из опыта работы)

В работе рассказывается о способах саморегуляции эмоционального состояния младших школьников, приводятся из опыта работы с детьми примеры практических упражнений на снятие излишнего напряжения, рассла...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПЕРВЫЕ ШАГИ (из опыта работы)

Окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современног...

Обучение младших школьников письму сочинений ( из опыта работы)

Для того , чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению...

Приемы обучения коммуникативным навыкам младших школьников с РАС ( из опыта работы)

В связи с введением инклюзивного образования в образовательные учреждения пришли особенные дети. Надеюсь, используемые мной приемы помогут учителям организовать деятельнсть учащихся с разными возможно...

Методика организации игр-исследований с младшими школьниками

В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Среди них есть такие, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить...