Профессиональная культура современного педагога
статья

Бровар Марина Юрьевна

В настоящее время российское образование обращает особое внимание на развитие личности ребёнка. Творческая индивидуальность в социуме, способность осваивать духовные ценности, формирование специфической избирательной направленности, связанной с расширением субъектных смыслов – направления развития личности, «автором» которых выступает педагог.

Профессиональная педагогическая культура – это ключевая особенность и условие эффективности учебно-воспитательного процесса. Модернизация учебно-воспитательной деятельности, повышение ее эффективности – это важнейшая функция профессиональной культуры педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Профессиональная культура современного педагога

Слайд 2

В настоящее время российское образование обращает особое внимание на развитие личности ребёнка. Творческая индивидуальность в социуме, способность осваивать духовные ценности, формирование специфической избирательной направленности, связанной с расширением субъектных смыслов – направления развития личности, «автором» которых выступает педагог.

Профессиональная педагогическая культура – это ключевая особенность и условие эффективности учебно-воспитательного процесса. Модернизация учебно-воспитательной деятельности, повышение ее эффективности – это важнейшая функция профессиональной культуры педагога.

Слайд 3

Профессиональная культура – это важнейшая часть общей культуры педагога, заключающаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности.

Профессиональная культура современного педагога предполагает реализацию новых методов и средств обучения и воспитания, применение творческого подхода к выполнению повседневных профессиональных обязанностей, повышение своего педагогического мастерства и совершенствование своих теоретических знаний и практических навыков реализации педагогической деятельности.

Слайд 4

Профессиональная культура педагога состоит из следующих компонентов: культура деятельности педагога; информационная, правовая, творческая и коммуникативная культура.

Остановимся на каждой из них.

Слайд 5

  • Культура деятельности педагога.  Показывает качество действий педагога, направленных на решение профессиональных задач.

Она демонстрирует уровень владения педагогом современными технологиями обучения и воспитания, использования инновационных педагогических разработок, информационных ресурсов, передового педагогического опыта и методических идей.

Слайд 6

  • Информационная культура педагога. Отражает навыки использования компьютерной техники и мультимедийных средств, умения работать с разными информационными инструментами, программами и методическими пособиями.

Слайд 7

  • Правовая культура. Показывает владение педагогом знаний законодательства страны, правовых актов, законодательства в сфере образования и защиты прав детей.

Слайд 8

  • Творческая культура. Эта составная часть профессиональной культуры педагога отражает использование творческого подхода к своей деятельности, применение новых методов и приемов обучения и воспитания, применение педагогических знаний и навыков новыми способами.

Слайд 9

  • Коммуникативная культура.  Показывает уровень сформированности взаимодействия между педагогом и руководством школы, коллегами, родителями и учениками.

Знание возрастной психологии и применение ее в профессиональной деятельности позволяет сформировать успешные отношения с учениками.

Слайд 10

Профессиональная культура педагога формируется постепенно. Она складывается из поэтапного развития педагога, его личностного и профессионального совершенствования. О том, насколько сформирована профессиональная культура педагога, свидетельствуют следующие уровни ее развития:

  • Адаптивный уровень.

Профессиональная деятельность находится на начальном этапе и осуществляется педагогом по шаблонам. На этом уровне педагог только приспосабливается к особенностям реализации образовательного процесса, и у него отсутствует желание повысить педагогическое мастерство.

  • Репродуктивный уровень.

Данный уровень профессиональной культуры показывает увлеченность педагога профессией, а также стремление ее совершенствовать. Педагог способен искать методы решения педагогических задач, в том числе, возникает потребность применения творческого подхода; ищет способы повышения профессионального мастерства. Однако на практике используемые методы не приносят должного результата.

  • Эвристический уровень.

Педагог стремится использовать в своей педагогической деятельности новые методы и приемы организации процесса обучения и воспитания, происходит формирование нового опыта деятельности и передача его коллегам. На данном этапе педагог осознает необходимость повышения квалификации, однако подходит к этому избирательно.

  • Креативный уровень.

Это высший уровень профессиональной культуры педагога, при котором самореализация и самосовершенствование – это главные ориентиры в его работе. Креативный уровень характеризуется осуществлением учебно-воспитательного процесса нестандартным путем; применением новаторского подхода, инновационных методов обучения и воспитания; повышением квалификационного уровня разными способами; совершенствованием педагогического мастерства. Педагог непрерывно развивается и совершенствует свои профессиональные навыки.

Слайд 11

Уважаемые коллеги, уровень профессиональной культуры педагога влияет на успешность нашей деятельности. Существуют различные способы повышения профессиональной культуры и педагогического мастерства.

Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. «Педагогический работник обязан постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень» и неотъемлемой частью деятельности педагога становится самообразование и самосовершенствование.

Слайд 12

Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является специально организованная в школе система методической работы. Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам.

Слайд 13

Большое влияние на формирование профессиональной культуры оказывает педагогическая рефлексия. Она выражает умение учителя дать объективную оценку себе и своим поступкам, понять свою роль и значение в педагогическом процессе, понять то, что он является ключевой фигурой в таком ответственном деле, как формирование личности учащегося.

Рефлексивное отношение учителей к своей деятельности является одним из важных факторов глубокого осмысления, осознания самого себя и на основе этого конструктивного самосовершенствования. Управляя педагогическим процессом, учитель анализирует собственные действия, их закономерности по отношению к другим субъектам объекта своей деятельности.

Слайд 14

Одним из основных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации. В результате повышения квалификации педагогом используются знания как средства решения актуальных проблем и задач образования, поэтому главной функцией этой системы становится развитие социокультурного и интеллектуального потенциала личности педагога, способной не только применять новые педагогические знания и технологии, но и разрабатывать их. Педагог не только умеет решать задачи определенного уровня сложности, но и способен увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте этих тенденций.

Слайд 15

Сегодня работать по-старому – несовременно. Активность педагога на уроке уступила место активности учащихся, поменялась и задача учителя — создать условия для их инициативы. Педагогу необходимо осознать, что учащиеся на уроке выступают полноправными участниками, их опыт важен и нужно не давать готовые знания на уроке, а побуждать учащихся к самостоятельному поиску.

Слайд 16

Сделаем вывод: как педагогу развивать свою профессиональную культуру?

  • работать в методических объединениях, творческих группах;
  • заниматься исследовательской деятельностью;
  • участвовать в инновационной деятельности, осваивать новые педагогические технологии;
  • принимать активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  • транслировать собственный педагогический опыт (разработка, издание методических пособий, статей, учебников, программ, сценариев, исследований);
  • использовать ИКТ и др.

Слайд 17

Проблема развития профессиональной культуры педагога является одной из самых ключевых в современной педагогике. Профессиональная культура – это ряд качеств и умений, которыми должен обладать педагог для того, чтобы успешно вести свою педагогическую деятельность. Педагог должен постоянно совершенствоваться и работать над собой, постоянно повышать свою культуру.

Таким образом, при большой любви к детям, профессионализме, а главное, при творческом подходе к работе, идет совершенствование профессиональной педагогической культуры педагога. Получается «совершенный педагог», и влияние такого педагога на детей позволяет личности всесторонне развиваться в условиях учебно-воспитательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №168 с УИП ХЭЦ Высшей категории Бровар Марина Юрьевна

Слайд 2

Педагог, лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. А. Дистерверг 200 8 200 9 20 10 20 11 30 50 70 120

Слайд 3

Профессиональная культура – это важнейшая часть общей культуры педагога, заключающаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности. 20 11 30

Слайд 4

30 Культура деятельности Информационная культура Правовая культура Творческая культура Коммуникативная культура

Слайд 5

владение современными технологиями и методика образовательной деятельности, использование инновационных педагогических разработок, навыки использования информационных ресурсов и передового педагогического опыта, методических идей. 20 11

Слайд 6

умение формулировать учебную задачу и проблемные ситуации в разной интерпретации, разными способами, умение работать с разными информационными инструментами, программами и методическими пособиями, использование компьютерной техники и иных информационных продуктов, цифровых ресурсов и мультимедийных средств.

Слайд 7

знание законодательства страны, ее правовых актов, законодательства в сфере образования и защиты прав детей.

Слайд 8

реализация творческого потенциала педагога, применение педагогических знаний и навыков в новой направленности и новыми способами, использование новые приемы и методы образовательной деятельности.

Слайд 9

навыки установления социального взаимодействия педагога с учащимися, руководством и другими педагогами, владение теорией возрастной психологии и применение ее для формирования успешных отношений с учащимися.

Слайд 11

1) самообразование и самосовершенствование «Педагогический работник обязан постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень»

Слайд 12

самообразование и самосовершенствование; организация системы методической работы Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки

Слайд 13

самообразование и самосовершенствование; организация системы методической работы; педагогическая рефлексия Рефлексивное отношение учителей к своей деятельности является одним из важных факторов глубокого осмысления, осознания самого себя и на основе этого конструктивного самосовершенствования.

Слайд 14

самообразование и самосовершенствование; организация системы методической работы; педагогическая рефлексия; повышение квалификации В результате повышения квалификации педагогом используются знания как средства решения актуальных проблем и задач образования

Слайд 15

самообразование и самосовершенствование; организация системы методической работы; педагогическая рефлексия; повышение квалификации; осуществление педагогической деятельности по-новому, отдавая предпочтение активности ученикам на уроках.

Слайд 16

• работать в методических объединениях, творческих группах; • заниматься исследовательской деятельностью; • участвовать в инновационной деятельности; • принимать активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; • транслировать собственный педагогический опыт; • использовать ИКТ и др.

Слайд 17

При большом складе любви к детям, профессионализме, а главное, при творческом подходе к работе, идет развитие профессионально-педагогической культуры педагога; получается «совершенный педагог» и тем сильнее будет влияние такого педагога на детей. Педагогическая культура – это основа педагогического мастерства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный имидж современного педагога (статья и презентация)

Профессиональный имидж современного педагога.          В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются тре...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация: Статья представляет собой анализ процесса формирования и важности профессиональной компетенции педагога в современной системе образования....

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Эмпатия как профессиональное качество современного педагога

Эмпатия.Эмпатийное поведение. Воспитание эмпатийной культуры педагога....

Деловая игра "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога"

Деловая игра для педагогов с элементами тренингаПовышение компетентности,профессионализма педагогов - одно из важнейших условий улучшения качества образования. Я предлагаю материал для нахождения нест...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...