Педагогический опыт учителя начальных классов
опыты и эксперименты

Максатова Людмила Викторовна

Тема опыта: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности

и творческого потенциала учащихся младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt.docx72.66 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический  опыт  учителя начальных классов

Введение

Тема опыта: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших школьников»

Сведения об авторе: Максатова Людмила Викторовна-учитель начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

     

Обоснование актуальности и перспективности опыта

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования

общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных

знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной

ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное

качество содержания  образования.

Исходя из этого, я поняла, что ведущее место среди методов, обеспечивающих развитие

познавательной активности и творческого потенциала учащихся, занимает метод проектов,

что привлекает внимание учеников  и развивает их интеллект, так как они овладевают

способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать

образование в течение жизни.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно

период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству,

познанию, активной деятельности. У каждого ребёнка есть свои способности и таланты

которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрывать и развивать.

Девизом моей работы над проектом стала пословица: «Скажи мне – и я забуду, покажи

мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Работая над созданием проекта, ребёнок

становится творцом, у него появляется возможность реализовать себя и самовыразиться.

Проектная деятельность способствует возникновению положительных отношений между детьми, между учителем и детьми, между детьми и родителями, развитию познавательной активности, творческого мышления и эмоциональности, внимания, наблюдательности, помогают преодолению замкнутости.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности.

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я пришла к выводу, что особое внимание надо уделять формированию положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию в процессе обучения метода проектов.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или другим способом.

Внедрение проектного метода обеспечивает создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствует развитию творческих способностей.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: (Приложение1)

1. Рефлексивные умения:

2. Поисковые (исследовательские) умения:

3. Навыки оценочной самостоятельности;

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

5. Менеджерские умения и навыки:

6. Коммуникативные умения:

7. Презентационные умения и навыки:

Теоретическая база опыта

В истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых актуальных. Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения.

Главной целью образования согласно ФГOС НОО  становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

Изучив литературу по проблеме, я убедилась, что проблема привлекает учителей, ученых. Теоретической базой опыта стали труды известных педагогов и психологов в области развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина. Также личностно-ориентированного обучения: И.С. Якиманской,  С.В. Бондаревской и проблемного обучения: А.М. Матюшкина, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера.

Проблема развивающего обучения интересовали педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.

В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания продукта проекта.

Что же такое проект и проектная деятельность?

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Основной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъективности учащихся в учебном процессе.

Типология проектов (по Е. С. Полат) (см. Приложение 2)

Новизна опыта

Новизна  опыта состоит в адаптации проектной, исследовательской, проблемно-диалогической технологии в начальном образовании. Эффективность педагогического опыта подтверждается повышением учебной мотивации, снижением тревожности у младших школьников, способностью обучающихся к переносу полученных знаний в принципиально новые условия.

С введением ФГОС второго поколения я получила возможность активно использовать в своей работе ИКТ. В наших классах появились компьютеры, проекторы, принтеры, интерактивные доски. А в проектной деятельности использование ИКТ даёт возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества.

Уникальность  представленного опыта заключается в расширении учебных занятий с выходом за пределы урочного времени, привлечении родителей как субъектов образовательного процесса.

В условиях личностно-ориентированного обучения, я как учитель, приобрела иную роль и функцию в учебном процессе. Обновлённость обучения заключается в расширении и преобразовании личного опыта обучающихся, в управлении  процессом учения, формировании потребности в знаниях и умениях, умелом выстраивании субъект-субъектных отношений с обучающимися. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами становятся совместные обсуждения, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Это потребовало пересмотра моих педагогических позиций и, в свою очередь, продолжает стимулировать меня к постоянному профессиональному самосовершенствованию.

Технология опыта

Выбор темы продиктован тем обстоятельством, что на данный момент проектная деятельность является необходимым способом развития и обучения детей, средством  развития познавательного интереса, ускорения развития мышления ребёнка. Исходя из этого, мной были определены следующие цель и задачи.

Цель: развитие  познавательных способностей, самостоятельности и творческой активности младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

Задачи:

- развивать учебно-познавательную, исследовательскую и творческую активность учащихся;

-  формировать метапредметные связи и различные УУД;

- формировать коммуникативные компетенции в сотрудничестве с другими детьми, учителями и родителями (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности, доброжелательно относиться к людям, сопереживать);

- формировать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать информацию и применять полученные знания;

- находить нестандартные решения любых возникающих проблем.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать,  предвидеть, формирует адекватную самооценку, что в конечном счёте повышает их познавательную активность. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, но делать это нужно постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3 классе учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений».

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Проект обязательно должен иметь  ясную, реально достижимую цель.

Структура проектной деятельности  состоит из следующих этапов:

  1. Целеполагание (постановка цели, проблемы).
  2. Планирование (наметить этапы выполнения проекта).
  3. Создание проекта (разграничение роли ребёнка, учителя и родителя в создании проекта).
  4. Контроль и коррекция результата (ученик должен определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты).
  5. Презентация проекта (выступление с готовым продуктом).
  6. Рефлексия.

В работе над проектами стараюсь как можно больше заинтересовать и родителей учащихся. В этих целях проводила всеобучи, родительские собрания, где уделяла особое внимание этапам работы над проектом.

Изначально проект можно разрабатывать по системе педагог + ребёнок + семья, так как помощь семьи в выполнении проектных работ является неоценимой. Затем ребёнок обучается необходимым этапам выполнения работы и система переходит в позицию педагог + ребёнок, не исключая, конечно, и помощь семьи, ну а затем, на более поздних этапах на систему ребёнок + ребёнок, ребёнок + группа детей, вот тогда уже роль семьи и педагога будет минимальной. Дети будут обучены ведению, подготовке и представлению проектов.

Необходимо также отметить важность самостоятельного выбора темы проекта самими детьми, ведь именно та тема, которая будет интересна ребёнку, будет раскрыта им наиболее полно и информативно. Для этого в первом классе, перед составлением плана работы по проектной деятельности, я провела опрос среди первоклассников, а также анкетирование среди родителей для выявления интересов, способностей и предпочтений детей. Пожелания учащихся и родителей были учтены в дальнейшей работе.

В ФГОС второго поколения предлагается организовать внеурочную деятельность по пяти направлениям: духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, спортивно-оздоровительному и общекультурному. Обработав данные опроса и анкет, я получили следующие результаты. (см. Приложение 3)

Определилась своя специфика работы с учётом результатов анкетирования и учётом возрастных особенностей учащихся.

Самый первый проект назывался «Путешествие в страну знаний». Он был краткосрочным.  Его целью было знакомство детей друг с другом, выявление умений и способностей каждого ребёнка в интересной творческой форме.

Очень понравилось детям участвовать в проекте по математике «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». Цель этого проекта – познакомить учащихся с использованием математических знаний в жизни, учиться применять навыки счёта и знания состава чисел, учить  отбирать и классифицировать информацию по разделам, слушать собеседника и вести диалог. В результате мы получили книжки - малышки и сборник пословиц, поговорок, загадок о числах.

С первого класса вовлекаю учащихся в мини-исследования, включаю этот вид

деятельности во все образовательные области начальной школы. Так же, как и в

проектной  деятельности в первом и втором классе большинство работ носят коллективный

характер, каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в

коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем классе многие ученики уже

знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Я лишь

«подталкиваю» их к правильному выбору.

Главное для меня – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности

и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных

делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и

захватывающим занятием. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют

несложные  исследования, проводят опыты, занимаются выгонкой растений, помогают

подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку

готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий

интерес и совместный труд ребенка и родителей.

В первом классе мы работали над долгосрочным проектом «Лес – кладезь чудес». Цель проекта:  углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять родную природу. В рамках этого проекта прошло много интересных мероприятий: экскурсии на природу, сбор природного материала для дальнейшего изготовления поделок на конкурс, конкурс поделок из природного материала, конкурс плакатов «Берегите природу», конкурсы плакатов «Берегите воду!», «Берегите животных», оформление выставки плакатов, конкурс на лучшую кормушку.  Детьми были изготовлены кормушки, которые были развешены в школьном дворе. Инициативная группа следила за тем, чтобы в кормушках всегда был корм. В результате творческой работы ко Дню леса появилась вот такая книга. Прошла акция «Спасём планету от мусора». Из бросового материала дети изготовили различные поделки. Участвовали в муниципальном этапе республиканского конкурса поделок из вторичного сырья ,где заняли призовые места.

В конце первого класса провела опрос среди учащихся (см. Приложение 4)

Во втором классе я продолжила работу над проектной деятельностью  как средством  развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся. В течение учебного года мы работали как над краткосрочными, так и над долгосрочными проектами. Нами были реализованы следующие проекты: краткосрочные: «Родной город», «Профессии», «Путешествие по Красной книге», «Математика вокруг нас», «Моя семья»; долгосрочные: «Мы – дети разных народов».

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

В третьем классе под моим руководством, были  созданы и реализованы следующие краткосрочные  проекты: «Рассказ о слове», «Сочиняем волшебную сказку», «Кто нас защищает», «Конституция РФ». Дети активно начали использовать средства ИКТ для создания презентаций как продукта проекта.

Один из долгосрочных проектов был посвящён Великой Отечественной войне.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми школьного возраста. Во время работы над проектом  были проведены:  беседы – презентации («Вставай страна огромная», «Они сражались за родину»); прослушивание музыкальных произведений о войне; конкурс стихов о войне; выставка рисунков «Славный День Победы»; рисунки  на асфальте «Я рисую мир»;  участие в Параде Победы;  экскурсия  в школьный музей;  музыкально – литературная композиция о войне «Вы в битвах Родину спасали»

Сейчас мы работаем над проектом «Твори добро». Как важно в современном мире, веке прогрессивных технологий, когда компьютер заменяет человеку живых собеседников, остановиться на мгновенье и задуматься о тех, кто нас окружает.  Цель нашего проекта - формирование активной гражданской позиции, милосердия, толерантности, сострадания.  Нами были проведены следующие акции:  «Большая помощь маленькому другу», «Корзина доброты», «Милосердие», «Подарок первокласснику своими руками». Реализация проекта будет продолжаться.

В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее продуктивно в 3 классе. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность.  Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

В моём классе многие проектные работы носят коллективный характер (например, мы собирали материал о зимующих у нас птицах, о диких и домашних животных), тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору. Он сам должен быть увлечённым человеком.

Результативность опыта.

Работая по этой  теме, я пришла к выводу, что  при соблюдении необходимых условий применение метода проектной деятельности повышает эффективность развития познавательной активности младших школьников и их творческого  потенциала и способствует повышению уровня обученности по всем предметам.

Считаю, что привить интерес к познанию нового  у моих  учеников и развить их творческий потенциал на данном этапе обучения мне удалось во многом благодаря организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Об этом свидельствуют следующие достижения наших учеников (см. Приложение 5). Я и в дaльнейшей педaгoгичеcкoй рaбoте плaнирую прoдoлжить нaчaтую рaбoту пo вoвлечению детей в прoектную деятельнocть, пoтoму чтo убедилacь: прoектнo-иccледoвaтельcкaя прaктикa ребенкa – этo не прocтo oдин из метoдoв oбучения, этo путь к caмooбрaзoвaнию, к caмoпoзнaнию, к рaзвитию твoрчеcких cпocoбнocтей. Рaбoтaя c ним  пo этoй теме ещё рaз убедилacь: дети – прирoжденные  иccледoвaтели, неутoмимые и cтaрaтельные.        Кaждый гoд учaщиеся успешнo учaствуют в рaзличных шкoльных, муниципaльных, региoнaльных кoнкурсaх, прoектaх и пoлучaют призoвые местa, тем сaмым увеличивaется пoлoжительнaя динaмикa прoдвижения учaщихся. Сaмa с результaтaми выступaю нa педaгoгических сoветaх шкoлы, ШМO учителей нaчaльных клaссoв. Участвую в работе различных интернет- сообществ, имею публикации. На своём личном сайте педагога я размещаю методические разработки, информацию для детей и родителей. За последние три года я  проходила различные курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные.
  Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. И в некоторых семьях родители по ряду субъективных и объективных причин (трудовая занятость родителей, отсутствие опыта у родителей) не могут оказать помощи. Но многие семьи заинтересованы и оказывают помощь своим детям. И практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.

Зaключение
     Пoдведение итoгoв мoегo педaгoгичеcкoгo oпытa пoзвoляет cделaть вывoд, чтo фoрмирoвaние, рaзвитие и coвершенcтвoвaние прoектных умений и нaвыкoв пoзвoляет cделaть учaщихcя не пaccивными, a aктивными учacтникaми oбрaзoвaтельнoгo прoцеcca, пoвышaет интереc учaщихcя к учебе, учит пoдхoдить к рaбoте твoрчеcки, caмocтoятельнo дoбывaть знaния. Что будет дальше?  Мы продолжим работу над проектами.    И у меня появился новый замысел. Я сама должна быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как я это люблю.

Список используемых источников:

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9
  4. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
  5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  7. Чащухина, О. В. Метод решения проектных задач как средство достижения запланированных результатов обучения по ФГОС НОО // Управление качеством образования. – 2013. - № 5. – С. 64-71 Исследовательская и проектная деятельность в школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 8. – С. 3-95
  8. Шатверян, Т. С., Финк А. В. Семейные проекты в работе педагога-психолога // Управление ДОУ. – 2013. - № 6. – С. 63-67
  9. Щеникова, И. И. Проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного воспитания // Завуч начальной школы. – 2014. - № 1. – С. 79-82

10. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 310 с.

11.  Иванова, Н.В. Методика применения проектной деятельности в начальной школе [Текст] / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 125.

Приложение 1.

Общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения этой задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

3. Навыки оценочной самостоятельности;

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

5. Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности, ее хода и промежуточных результатов;

6. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми- вступать в диалог, задавать вопросы;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.;

7. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Приложение 2.

Типология проектов (по Е. С. Полат) (см. приложение2)

По доминирующей деятельности

По предметно-содержатель-ной области

По характеру

координации

По количеству участников

По продолжитель-ности выполнения

1.Исследова-тельский

2.Творческий

3.Ролевой

4.Прикладной

5.Информаци-онный

1.Монопро-ектный

2.Межпред-метный

3.Надпред-метный

1.С открытой

2.Со скрытой

1Личностные

2.Парные

3.Групповые

1.Краткосроч-

ные

2.Средней продолжитель-ности

3.Долгосрочный

Приложение3.

Приложение 4

1. Понравилось тебе участвовать в проектах?

2. Как понравилось работать больше?

- индивидуально

- в паре

- в группе

3. Будешь ты участвовать в проектной деятельности во 2 классе?

Приложение 5

Достижения моих учеников:

Архипова Алина -победитель  муниципального этапа «Рождественская звезда» декабрь 2021 г.;

Аношкина Ева-победитель в муниципальном конкурсе детского творчества «Победный май» апрель, 2021 г.;

Чернышов Никита- грамота за 2 место в районном конкурсе знатоков дорожного движения, март 2019 г.;

Чернышов Никита-победитель в муниципальном этапе Всероссийского конкурса на знание государственных и региональных символов и атрибутов РФ,  ноябрь 2020г;

Мелкоедов Фёдор-победитель в муниципальном этапе этапе Всероссийского конкурса на знание государственных и региональных символов и атрибутов РФ,  ноябрь 2021г; ;

Фалина Виктория -победитель в муниципальном туре республиканского конкурса поделок из вторичного сырья октябрь, 2019г;

Катайкина Виктория- призёр районного конкурсе «Помним и гордимся!» посвящённом 80-летию строительства Сурского оборонительного рубежа,2021г.;

Архипова Алина-грамота победителя в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2021 г.;

- диплом и похвальные грамоты Всероссийской онлайн-олимпиады Учи.ру по математике сентябрь 2019 г. ;

- диплом и похвальные грамоты Всероссийской онлайн-олимпиады Учи.ру по русскому языку октябрь 2019 г. ;

- похвальные грамоты Второй международной онлайн-олимпиады по математике для учеников начальной школы октябрь 2020г.;

Мелкоедов Фёдор- победитель Всероссийской онлайн-олимпиады Учи.ру по английскому языку ноябрь 2019 г.;

- дипломы за высокие результаты в играх, проводимых на образовательной платформе Учи.ру;

-дипломы и призёры Всероссийской онлайн-олимпиады  «Я люблю математику» Яндекс Учебник,март 2020 г. ;

Мелкоедов Фёдор-диплом за участие в республиканском конкурсе «Беслан. В памяти навсегда!» декабрь, 2020г;

- дипломы призёров в видео-марафоне «Мы о войне стихами говорим» посвящённому 75-годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, 2020г;

Фалина Виктория-диплом призёра в районном фестивале- конкурса детского творчества «Весёлые нотки», в номинации «Художественное слово», март 2022г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" с учетом введения ФГОС нового поколения на 2013-2014 учебный год...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...