Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников
статья

В материале приведены примеры заданий по развитию функциональной грамотности у обучающихся начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников

   

        В настоящее время в образовании большое внимание уделяется формированию функциональной грамотности обучающихся.  С чем это связано? По мнению специалистов, функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — является предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.  Поэтому перед школой встает очень важная задача: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Не случайно словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».

        Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из учебных предметов. И начинать его формировать нужно уже с начальных классов.

        Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Поэтому я, изучив необходимую литературу, пробую сама составлять подобные задания.

       Стараюсь уже с первого-второго класса по возможности предлагать ученикам задания, направленные на формирование функциональной грамотности.  Для себя я оформляю такие задания в виде карточек (для детей карточки упрощены). Приведу несколько примеров заданий.

       Пример 1.

Тематическая область: литературное чтение.

Класс: 1.

Старик и сова

      Был у старика луг с клевером. Там паслась корова. Шмели опыляли клевер, и тот хорошо рос. Корова ела сочный клевер и угощала старика вкусным молоком. Иногда гнёзда шмелей разоряли мыши. Но вредных мышей ночью ловила сова.

      Однажды старик прогнал сову, чтоб она не шумела по ночам. Обиделась сова и улетела. Стало на лугу много мышей и мало шмелей. Зачах клевер. Перестала корова давать молоко.

      Понял старик, что всё в природе связано. Стал он просить сову вернуться.

Вопросы и задания.

  1. Что такое клевер? Объясни.
  2. Почему клевер зачах? Что это значит?
  3. Как ты думаешь, какое предложение в тексте самое главное? Что понял старик?
  4. Впиши в схему слова из сказки так, чтобы показать, как в природе всё связано между собой. Если нужно, перечитай сказку ещё раз.

        Сова - …. - …. - …. - корова.

  1. Одна сова ловит за ночь одну мышь. Сколько мышей она может поймать за неделю?
  2. Как ты думаешь, простила ли сова старика? Поясни свой ответ.
  3. Помоги старику попросить прощения у совы. Напиши предложение.

  1. Сделай вывод: чему научила сова старика?

Типовая задача для учащихся.

  1. Находить и извлекать необходимую информацию из текста.
  2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
  3. Осознавать и понимать экологические проблемы в окружающем мире (в соответствии с возрастом).
  4. Устанавливать причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями.
  5. Делать выводы (заключение) или

оценивать уже сделанный вывод с

учетом предложенной ситуации.

Планируемый образовательный результат.

  1. Находит и извлекает необходимую информацию из текста.
  2. Интегрирует и интерпретирует сообщения текста.
  3. Осознаёт и понимает экологические проблемы в окружающем мире (в соответствии с возрастом).
  4. Устанавливает причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями.
  5. Делает выводы (заключение) или

оценивает уже сделанный вывод с

учетом предложенной ситуации.

Читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции (в соответствии с возрастом).

      Пример 2.

Тематическая область: окружающий мир.

Класс: 3-4.

«День птиц»     

                                                                                                                                          https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1591100/pub_5e83ff66e76e9e2043c82398_5e83ff7a383bb92e4fc1f6de/scale_1200

   

    1 апреля отмечается Международный день птиц. Это экологический праздник, который приурочен к началу их возвращения с мест зимовок. Цель его - сохранение разнообразия и численности птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция (соглашение) об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Дополнительная информация:

https://klike.net/uploads/posts/2020-12/1606806664_33.jpg

Вопросы и задания.

  1. Прочитай текст. Обведи дату праздника в календаре. Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2021 году.
  2. Поинтересуйся у взрослых или найди в Интернете, кто такие юные натуралисты, чем они занимаются.
  3. Сколько лет отмечается День птиц в России? Посчитай.
  4. Какие птицы обитают в нашей местности? Укажите не менее трёх видов птиц.
  5. Попробуй объяснить, как ты понимаешь выражение «экологический праздник».
  6. Почему птицы нуждаются в защите и помощи человека? Напиши ответ объёмом до пяти предложений.

Типовые задачи для учащихся.

  1. Находить необходимую информацию в тексте задания и вопросов; находить дополнительную информацию по теме.
  2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  3. Устанавливать причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями.
  4. Делать выводы (заключение) или

оценивать уже сделанный вывод с

учетом предложенной ситуации.

  1. Демонстрировать коммуникативные

умения: аргументированно, четко и

ясно формулировать выводы,

доказательства.

Планируемый образовательный результат.

  1. Находит необходимую информацию в тексте задания и вопросов; находит дополнительную информацию по теме.
  2. Преобразовывает информацию из одной формы в другую.
  3. Устанавливает причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями.
  4. Делает выводы (заключение) или

оценивает уже сделанный вывод с

учетом предложенной ситуации.

  1. Демонстрирует коммуникативные

умения: аргументированно, четко и

ясно формулирует выводы,

доказательства.

Читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.

      Пример 3.

Тематическая область: окружающий мир

Класс: 3

Чудо-овощ

       Ах, картошка, картошка! Что за чудо! Сколько вкусных и

полезных кушаний можно приготовить из картофеля: супы, салаты,

оладьи, пироги. Любим его вареным и жареным, запеченным

и тушёным. И что интересно, картофель, как и хлеб, не приедается.

      Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта получают каучук,

парфюмерные изделия и медикаменты. Картофельная мука идет в

пищу – кисели, оладьи, соусы, торты. Ею же крахмалят бельё. Из

неё же варят клей.

      Но таким важным и полезным продуктом

картофель стал не так давно. Родина картофеля – южноамериканские

горы Анды. В Европу, вместе с золотом и серебром, клубни

картофеля привезли испанские завоеватели в 16 веке.

Спустя столетие картофель всё ещё был редкостью и считался

деликатесом.

       В начале 18 века Пётр I прислал из Голландии

мешок картофеля и велел посадить в разных областях Российской

империи. Крестьяне встретили этого пришельца в штыки, назвав

«черным яблоком». Сажать новый овощ заставляли насильно с

помощью солдат. Из-за этого на Руси вспыхивали «картофельные

бунты». Во второй половине 18 века картошку уже выращивали в

Восточной Сибири и даже на полуострове Камчатке.

        Однако времена меняются. Сегодня картофель в России – самая

распространенная культура после зерновых. Его вполне

заслуженно называют «вторым хлебом».

Вопросы и задания.

  1. Ознакомление.

Расположите в правильном порядке пункты плана в соответствии с содержанием текста (пронумеруйте от 1 до 5).

  • Чудо-картофель.
  • «Картофельные бунты» на Руси.
  • Что делают из картофеля.
  • Второй хлеб.
  • Распространение картофеля по миру.

  1. Понимание.

Объясните, почему картофель в России заслуженно называют вторым хлебом.

  1. Применение.

А) Изобразите информацию графически. Проследите по карте, как распространялся картофель по миру. Поставьте на карте цифру 1 там, откуда он родом, а следующие цифры расставьте так, чтобы они показывали путь картофеля. Последняя – полуостров Камчатка.

    Б) В картофеле, как и в хлебе, содержится белок, крахмал. Они обладают пищевой ценностью. В таблице указано количество этих веществ, но не везде.

           Рассчитайте на основании имеющихся данных и заполните пустые «окошки» в таблице.

Картофель

Хлеб

Во сколько раз больше?

Пищевая ценность (мг)

80

240

Белок (гр)

2

В 4 раза

Крахмал (гр)

45

В 3 раза

  1. Анализ.

Энергетическая ценность 100 граммов репы 27 ккал, брюквы – около 50 ккал, а картофеля – 80 ккал.

Рассмотрите рисунок. Круг разделён на части. Сравните имеющиеся данные и закрасьте синим цветом ту часть круга, которая показывает энергетическую ценность репы, красным цветом – брюквы и зелёным – картофеля.

  1. Синтез.

Опираясь на данные текста и заданий, придумайте математическую задачу о картофеле, которая решалась бы в 1 действие; в 2 действия.

  1. Оценка.

Докажите важность (оцените значимость) картофеля в жизни человека.

Типовые задачи для учащихся.

  1. Располагать в определённом порядке объекты (части текста, пункты плана).
  2. Объяснять причины событий, явлений.
  3. Изображать информацию графически; рассчитывать на основании имеющихся данных новые данные.
  4. Анализировать имеющиеся данные.
  5. Придумывать с опорой на имеющиеся данные новое задание на заданную тему.
  6. Оценивать значимость предметов, явлений, событий.

Планируемый образовательный результат.

  1. Располагает в определённом порядке объекты (части текста, пункты плана).
  2. Объясняет причины событий, явлений.
  3. Изображает информацию графически; рассчитывает на основании имеющихся данных новые данные.
  4. Анализирует имеющиеся данные.
  5. Придумывает с опорой на имеющиеся данные новое задание на заданную тему.
  6. Оценивает значимость предметов, явлений, событий.

Читательская грамотность, естественно-научная грамотность, математическая грамотность.

        Большой интерес у школьников вызывают задания, основанные на краеведческом материале. Наше село находится в непосредственной близости от районного центра – города Похвистнево. Несколько заданий по развитию функциональной грамотности я посвятила истории райцентра.

      Пример 4.

Тематическая область: математика.

Класс: 3-4.

«Родина моя – Похвистнево»

(задание составлено на основе краеведческого материала)

Городок под названием Похвистнево

С переулками и перекрёстками,

Где весною дожди и осенью

Ручейками звенят с подголосками.

Здесь и будни мои, и праздники

С чудесами, своими твореньями,

И живёт городок наш маленький

Столько лет, как одно мгновение.

       Возникновение города Похвистнево связано со строительством в конце ХIХ века железной дороги Самара-Уфа и началом движения поездов по Самаро-Златоустовской железной дороге.

      8 сентября 1888 года на карте Российской империи появилась железнодорожная станция с необычным названием Похвистнево.

      Первый рейс пассажирского поезда сообщением Самара-Уфа состоялся 9 сентября 1888 г. Через станцию Похвистнево он проследовал вечером со скоростью 25 км/ч.

      В 1905 году на станции Похвистнево был построен вокзал площадью 376 кв. метров, и до наших дней это здание сохранилось в своём первоначальном виде с незначительной переделкой интерьера.  В его правом крыле размещался буфет, который занимал 88 кв. метров.  Центральную часть вокзала занимал зал ожидания площадью 51 кв. метр.

Вопросы и задания.

Пользуясь данной выше исторической информацией, реши задачи и ответь на вопросы.

  1. Когда был основан город Похвистнево? Сколько лет исполняется нашему городу в этом году?
  2. Средняя скорость современного пассажирского поезда 70 км/ч. На сколько меньше была скорость первого пассажирского поезда, проходившего через станцию Похвистнево 9 сентября 1888 г.?
  3. В 1898 году через Похвистнево по Самаро–Златоустовской железной дороге за год было перевезено 10 пассажиров первого класса, 121 - второго класса, 1316 – третьего класса, 5593 человека – четвёртого класса. Сколько всего пассажиров было перевезено через станцию Похвистнево в 1898 году? На сколько больше было перевезено пассажиров четвёртого класса, чем третьего класса? Постройте диаграмму, отражающую количество пассажиров каждого класса, перевезённых через станцию Похвистнево в 1898 году.
  4. Пользуясь информацией, расположенной выше, определите, какую площадь занимали остальные помещения вокзала (телеграф, кабинет начальника станции, билетная касса и пр.).
  5. В августе 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок железнодорожников, возникший около станции, был преобразован в город Похвистнево районного, а в 1967 году – областного подчинения с населением свыше 29000 человек. Сколько лет прошло с момента присвоения Похвистневу статуса города?

Типовые задачи для учащихся.

  1. Находить и извлекать необходимую информацию из текста задания и вопросов.
  2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую; формулировать ситуацию математически.
  3. Применять математические понятия, умения, процессы размышления.
  4. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
  5. Осмысливать и оценивать сообщения текста, определять ценность текста для решения определенной задачи (и не только математической).

Планируемый образовательный результат.

  1. Находит и извлекает необходимую информацию из текста задания и вопросов.
  2. Преобразовывает информацию из одной формы в другую; формулирует ситуацию математически.
  3. Применяет математические понятия, умения, процессы размышления.
  4. Интегрирует и интерпретирует сообщения текста.
  5. Осмысливает и оценивает сообщения текста, определяет ценность текста для решения определенной задачи (и не только математической).

Читательская грамотность, математическая грамотность.

       Кроме своих заданий я активно использую в работе ресурсы Банка заданий по функциональной грамотности от Медиатеки издательства «Просвещение». Это задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISА. Банк постоянно пополняется, позволяет отработать навыки по всем видам грамотности, охватывает все основные предметы школьной программы. Эксперты разработали полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA, в котором задания расположены в нужной последовательности, чтобы учащийся полностью мог освоить навык и закрепить его.

        Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Литература.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: АКТУАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ. Сборник методических материалов для учителей начальных классов. ЭПИЦЕНТР, Белгород 2020.

Корнилова А. Ю. Особенности формирования функциональной грамотности младших школьников по предметам гуманитарного цикла / А. Ю. Корнилова, О. Ю. Кравцова, И. М. Саматаева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник трудов XXI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 59-62.

Юрикова О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 21-23.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/vystuplenie-funkcionalnaya-gramotnost-shkolnikov-aktualnye-problemy-i-puti-ih-resheniya-5277953.html

https://vogazeta.ru/articles/2020/11/11/vo_school_yandex/15579-chto_takoe_funktsionalnaya_gramotnost_i_kak_eyo_razvivat_v_nachalnoy_shkole

https://media.prosv.ru/content/situation/80/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мер...

Формирование основ функциональной грамотности младших школьников

В статье раскрываются необходимость, сущность и способы формирования функциональной грамотности в начальной школе....

«Применение современных эффективных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»

Формирование функциональной грамотности важная задача современного образования. В работе представлены образовательные технологии, которые помогают выполнить эту задачу....

Статья "Формирование основ функциональной грамотности в начальной школе"

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорост...

Формирование функциональной грамотности у младшего школьника средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)

В статье учитель делится своим опытом работы по формированию функциональной грамотности средствами Яндекс.Учебника и приводит примеры конкретных заданий сервиса....

Организация работы по формированию основ функциональной грамотности у младших школьников.

   Материал содержит текст выступления на региональной научно- практической конференции "Обновленные ФГОС: технологии реализации", в котором представлен опыт работы по форми...

Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность

Понятие «игра» можно определить следующим   образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...