Приёмы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Исрафилова Светлана Харисовна

 В статье рассматриваются приёмы , которые можно использовать на уроках в начальных классах для формирования функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Приёмы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие арифметические действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, разговорной речи и слушанию; приёмам математической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация. Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приёмы, чтобы обучение на уроке имело деятельностный характер.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  Поэтому в своей практике мы используем следующие приёмы: «Чтение с остановками», «Логическая цепочка», «Уголки», «Древо мудрости», «Толстые и тонкие вопросы», «Написание творческих работ», «Паспорт главного героя» и т.д.

 Суть приёма «Паспорт главного героя» (или модель Фрейер) заключается в том, что ученики самостоятельно составляют обобщенную характеристику изучаемого явления по определенному плану. С его помощью дети лучше вникают в тему и учатся анализировать, выделять главное. Приём хорошо подходит для изучения новой темы, когда сразу, для лучшего понимания и запоминания, выделяются главные качества изучаемого явления, а также на этапе решения учебных задач, когда важно потренировать умение учащихся систематизировать полученные знания и находить общее путем сравнения и закрепления материала. Как работает прием «Создай паспорт»? Сначала учитель дает учащимся план, по которому они заполняют паспорт, потом, научившись, они могут делать это сами. Ребята получают задание, определяются с главными характеристиками и порядком оформления информации, выполняют работу, делятся результатами. Работа может быть групповой или индивидуальной.

Приём «уголки» (ТРИЗ) направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства. Кроме этого формируются: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций. Например, на уроке литературного чтения класс делится на две группы. Одна группа находит положительные качества героя, другая – противопоставляет отрицательные. Каждая группа использует в своем ответе выдержки из текста. По итогам делается совместный вывод.

Приёмы «Своя опора», «Ключевые слова»  учат ребенка работать с информацией.

На уроках литературного чтения при работе с художественным произведением учащиеся  самостоятельно составляют картинный план, который можно использовать при подробном пересказе текста. А на уроках русского языка и окружающего мира – опорные схемы. Например, предлагается составить схему с ключевыми словами  по теме «Имя прилагательное». Данные приемы можно использовать как для индивидуальной, так и парной работы на обобщающих уроках.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Одним из приёмов, успешно решающих эту задачу является универсальный приём  «Лови ошибку».  Он активизирует внимание учащихся, формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся текст, в котором содержится определённое количество ошибок. Учащиеся, зная их количество,  ищут ошибки группой или индивидуально. Придя к определенному мнению, озвучивает полученный результат. Применяя этот приём в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание.

Прием «Удивляй!» повышает познавательный интерес к изучаемой теме и активизирует мыслительную деятельность ребенка. Прием лучше  использовать в начале урока, это позволяет сохранить  внимание к теме на протяжении всего урока. Например, на уроке письма в 1 классе учитель спрашивает детей, знают ли они, что королевой письма букв является буква «и»?  (Буква и  вобрала в себя все основные элементы, часто встречающиеся при письме)

Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" используется в начале или в конце урока. Учащиеся ставят (+), если считают информацию верной, и (–) если не верно. Например, верите ли вы, что Каспийское море - это озеро? и  т.д. Учащиеся должны  установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией по данной теме, учащиеся возвращаются к своим утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученные на уроке знания.

Для формирования математической грамотности используются различные виды задач. Задачи с несформулированным вопросом, в которых вопрос не формулируется ни прямо, ни косвенно, но он логически вытекает из условия задачи. Задачи с неполным составом условия (в них отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным), с избыточным составом условия (в них введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения данные). Учащиеся должны уметь выделить именно то, что необходимо и достаточно для ее решения.  Задачи с несколькими решениями. В таких задачах наиболее простой путь решения по возможности скрыт. С их помощью можно выяснить, насколько хорошо ученик способен переключаться с одного способа решения задачи на другой. Ученик должен самостоятельно найти максимальное количество способов решения задачи.

Нереальные задачи - это задачи, лишенные смысла. В данном случае можно проследить особенности обобщения математического материала, проявляющиеся как в области восприятия, так и в области переработки и хранения в памяти.

Прямые и обратные задачи. Решая обратную задачу, учащиеся перестраивают суждения и умозаключения, использованные при решении прямой задачи. Составление новых задач, обратных данным, приводит ученика в постановке проблем, получению существенно иных разновидностей задач. Это простой и удобный способ развития творческого мышления.

Практико-ориентированные задачи направлены на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Например, используя рисунок витрины магазина, определить, сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за пакет молока и батон хлеба купюрой в 100 рублей или определить стоимость приготовления одного килограмма салата «Греческий», при известном количестве и цене ингредиентов.

Для формирования естественнонаучной грамотности можно использовать такие приёмы, как «Сборщики», «С миру по нитке», «Незаконченное предложение».

Приём «Сборщики» развивает познавательную мотивацию и логическое мышление. Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать слова по теме урока.

Приём «С миру по нитке» служит для повторения, обобщения и закрепления материала. Учащимся предлагается написать 2-3 предложения по теме урока, а затем, объединившись в пары, дети составляют рассказ, используя написанные предложения.

Приём «Незаконченное предложение» помогает выявить степень сформированности определённого понятия. Например, «Полезные ископаемые – это…», «Беречь воду – значит…».

Все приёмы перечислить невозможно, но однозначно, они способствуют развитию информационно-образовательной среды, которая направлена на формирование функциональной грамотности учащихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языкаи литературного чтения

В работе дано определение функциональной грамотности младших школьников и показаны приёмы повышения техники чтения , освещены этапы  и методы подуктивного чтения....

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...

Мастер-класс. «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников »

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...

Методы и приемы работы с текстом, способствующие формированию функциональной грамотности младших школьников

Успешное обучение в начальной и основной школе не возможно без сформированности у обучающихся функциональной грамотности. Чтобы правильно оценивать информацию, необходимо овладеть читательской грамотн...