Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
статья

Аликбарова Альбина Рафиковна

В данной статье предложены различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в урочное и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

 (из опыта работы)

Умственная одарённость неотрывно связана с интеллектуальными способностями, а так же со способностью создавать  что-то новое, то есть творчески мыслить. В процессе работы с младшими школьниками я использую различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в урочное и внеурочное время.

Такие  приёмы как «Назови  предмет или его признак»  и «Свяжи слова»  способствуют развитию речи и креативного мышления. Суть приёма «Назови  предмет или его признак» состоит в том, что необходимо по существенным признакам узнать предмет или подобрать к предмету как можно больше существенных признаков.  Приём «Свяжи слова».  Из трёх слов, не связанных между собой по смыслу, необходимо составить как можно больше предложений, включающие эти слова.

 Приём «Лови ошибку» активизирует внимание учащихся, формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся текст, в котором содержится определённое количество ошибок. Учащиеся, зная их количество,  ищут ошибки группой или индивидуально. Придя к определенному мнению, озвучивают полученный результат. Применяя этот приём в первом и втором классах, хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание.

Прием «Удивляй!» повышает познавательный интерес к изучаемой теме и активизирует мыслительную деятельность ребенка, позволяет найти неожиданный угол зрения на изучаемый предмет, нестандартный подход к подаче материала.  Прием лучше  использовать в начале урока, это позволяет сохранить  внимание к теме на протяжении всего урока. Например, на уроке письма в 1 классе учитель спрашивает детей, знают ли они, что королевой письма букв является буква «и»?  (Буква и  вобрала в себя все основные элементы, часто встречающиеся при письме).

Упражнение «Найди лишнее» (выражение, картинку, слово, предмет и т.д.). Например, даны слова медведь, ёж, верблюд, гусь, слон, лев, волк, леопард, жираф. Необходимо оставить слова, для которых можно выделить общий признак. Нужно найти как можно больше вариантов исключения «лишнего» слова. Варианты ответов: 1) лишнее слово ёж, т.к. в нем количество звуков больше, чем букв; 2) лишнее слово слон, т.к. оканчивается на звонкий непарный согласный, а все остальные слова - на парный согласный по звонкости - глухости в слабой позиции; 3) лишнее слово гусь, т.к. гусь – птица, а остальные – звери.

Суть приёма «Паспорт главного героя» (или модель Фрейер) заключается в том, что ученики самостоятельно составляют обобщенную характеристику изучаемого явления по определенному плану. С его помощью дети лучше вникают в тему и учатся анализировать, выделять главное. Приём хорошо подходит для изучения новой темы, когда сразу, для лучшего понимания и запоминания, выделяются главные качества изучаемого явления, а также на этапе решения учебных задач, когда важно потренировать умение учащихся систематизировать полученные знания и находить общее путем сравнения и закрепления материала. Как работает прием «Создай паспорт»? Сначала учитель дает учащимся план, по которому они заполняют паспорт, потом, научившись, они могут делать это сами. Ребята получают задание, определяются с главными характеристиками и порядком оформления информации, выполняют работу, делятся результатами. Работа может быть групповой или индивидуальной.

Приём «Незаконченное предложение» помогает выявить степень сформированности определённого понятия. Например, «Полезные ископаемые – это…», «Беречь воду – значит…».

Приём «Берем интервью». После прочтения произведения, или знакомства с новой темой        проводится «пресс-конференция», во время которой «журналисты» задают вопросы «главным героям», «знатокам». Одни учащиеся ведут интервью в соответствующей манере, а другие отвечают на вопросы по теме «пресс-конференции». Или, детям заранее озвучивается тема предстоящего занятия. Ученики с помощью вопросов должны у учителя получить исчерпывающую информацию по данной теме.

Приём «Сборщики» развивает познавательную мотивацию и логическое мышление. Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать слова по теме урока.

Приём «С миру по нитке» служит для повторения, обобщения и закрепления материала. Учащимся предлагается написать 2-3 предложения по теме урока, а затем, объединившись в пары, дети составляют рассказ, используя написанные предложения.

Все приёмы перечислить невозможно, но однозначно, они способствуют созданию благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских, творческих способностей и личностного роста одарённых и талантливых детей.

Список использованной литературы:

Тамберг Ю.Г.  Развитие интеллекта ребенка - СПб. : Речь, 2002;

Тамберг Ю.Г.  Как научить ребёнка думать. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007;

Борзова В.А., Борзов А.А. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. – Самара: Самарский дом печати, 2010;

Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...

Методическая работа по теме "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения"

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения. ...

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмет...

Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....