Учебно-методическая разработка Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Ефимова Ирина Алексеевна

Данная разработка дает понятие игры - как важной технологии в обучении младших школьников.Примеры игровых моментов на уроке будут полезными  в работе учителям начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ефимова Ирина Алексеевна, учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 549

                                                                             

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников  к чтению.

«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и  который призваны изменить.» А. М.Горький

Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

 Важной  проблемой  организации  обучения  в  современной школе является  активизация познавательной  деятельности  учащихся. Одним  из путей  решения  этой  проблемы  является применение в  образовательном процессе современных педагогических технологий, позволяющих не только активизировать познавательную деятельность, но и разнообразить формы и средства  обучения,  повысить творческую  активность  учащихся,  развивать познавательные способности младших  школьников.

К  таким  технологиям относятся игровые  технологии. Несмотря на то что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, для него все еще актуальна ведущая деятельность дошкольного периода — игра. Она для младшего  школьника    имеет исключительное значение: игра для них –и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания.

Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли.  Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до регулярного чтения, у многих детей пропадает желание сидеть за книгой.

Как же добиться того чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие?

 Ответ очевиден: заинтересовать. Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

-   успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

-   сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достижений дошкольного периода развития;

- развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;

- сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

     В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель:  обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.

В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление  победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

В своей деятельности я использую различные игры в практике приобщения младших школьников к чтению. В любой урок можно внести элементы игры

Приведу примеры использования игровых технологий на уроках.

Например, можно провести «Аукцион знаний». На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с изображением различных героев Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

Игра «Нарисуй карту».

Дидактическая цель: учить детей понимать мысль автора произведения, запоминать детали сюжета.

Содержание. Учитель читает художественное произведение, после чего дети делятся на группы и получают задание – нарисовать карту-схему событий. Выиграет группа, которая лучше всего составит карту произведения.

Например: нарисовать карту к сказке «Колобок». Цветом обозначить характеры персонажей.

«Угадай, кто ты»

Одному из игроков на голову надевается шапочка с именем (например, сказочного героя). Задавая вопросы остальным участникам игры, он должен отгадать своё имя.

«Чтение строчек наоборот»

Чтение строчек наоборот, по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

«Какая бывает роса на траве»

Алмазы видны траве в, полях на то, лес пойдёшь летом утро солнечное в когда. Синим и, красным и, жёлтым и- цветами разными переливаются и блестят эти алмазы все. Солнце на блестят и травы листах треугольных в собрались росы капли это что, увидишь то, такое это что, разглядишь и ближе подойдёшь когда.
Бархат как, пушист и мохнат внутри травы этой листок, его мочат не и листку по катаются капли и.
Мимо стебля проскользнёт как, увидишь не и светлый шарик как, скатится капелька то, росинкой с листок сорвёшь неосторожно когда. Кажется напитка всякого вкуснее эта росинка и, росинку выпьешь и рту ко поднесёшь потихоньку, чашечку такую сорвёшь, бывало.
Л.Н.Толстой

Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Восполнение пропусков слов в предложении

Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.

«Лев и собачка»

В Лондоне _____  диких зверей и за ______ брали деньгами или собаками и кошками на _______ диким зверям.
Одному _______ захотелось поглядеть ______: он ухватил на улице собачонку и принёс её в ________. Его _______ смотреть, а собачонку взяли и _____ в клетку ко льву на _______.
Собачонка поджала _______ и прижалась в угол ______. _____ подошёл к ней и ________ её. Собачонка легла на _______, подняла ________ и стала, махать ________.
Л.Н.Толстой

Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста, способствует развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска слов возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

Тексты с "хвостами"

Незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу и расставить по порядку.

«Акула»

Наш корабль стоял на якоре но потом стал отставать.
Один мальчик сначала перегнал товарища, два мальчика.
Перед закатом солнца и побежал к пушкам.
На корабле с нами было жёлтое брюхо мёртвой акулы.
Он сорвался с места у берега Африки.
По волнам колыхалось капитан вышел на палубу.
Л.Н.Толстой

Это упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.

Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.

Это упражнение формирует словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения  и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Вступивший в силу ФГОС НОО второго поколения ориентирует учителей строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности обучающегося с учетом его возрастных ...

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

В статье рассматриваются возможности применения игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе....

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников

Игра как уникальное явление жизни человека и как педагогическая технология с давних пор привлекает внимание учёных и практиков....

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

В статье освещаются методические приёмы, помогающие учителю начальных классов пробудить интерес обучающихся к процессу чтения....

Статья на тему "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Ведущий вид деятельности ученика начальной школы - игра, поэтому наиболее успешное обучение - это обучение в игре....

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только рабо...