Дидактические игры как средство развития познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ.
статья (1 класс)

Чтобы повышать качество знаний по предмету, необходимо, чтобы уроки вызывали у детей интерес. А как этого добиться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2publikatsiya.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство развития познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ.

Гордюшова Е.Е.,

учитель начальных классов, олигофренопедагог.

ГБОУ школа №499, г. Санкт- Петербург.

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями педагогов.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности обучения детей с нарушениями интеллекта.

Чтобы повышать качество знаний по предмету, необходимо, чтобы уроки вызывали у детей интерес. А как этого добиться?

Для того чтобы детям с ОВЗ хотелось получать знания, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации учебной деятельности, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит способствуют повышению качества знаний.Для ребенка младшего школьного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности – учебной.

Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Дети с проблемами интеллекта в семь лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.

Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной. Ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника с ОВЗ.

Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

Игра как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний – наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности.

Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы – ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами). Для ролевых игр существенным является наличие роли, сюжета и игровых взаимоотношений, в которые вступают дети, исполняющие роли. Например, ролевая игра «Встречаем гостей». В начальной школе этот вид игр в последние годы становится все более популярным, так как учитель начинает понимать их значение в развитии у младших школьников с нарушениями интеллекта воображения, творчества, навыков общения.                                               Дидактические игры - более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.

Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес младших школьников; каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Рассмотрим сущность дидактической игры. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Мы исходим из того, что дидактическая игра – это метод обучения, в процессе которого в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине – с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

         Дидактические игры по развитию речи  младших школьников с интеллектуальными нарушениями направлены на решение следующих основных задач:

- формирование словаря, работа над значением слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

- развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

Предложенные игры не подразделяются на виды или группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры можно поставить задачу расширения и активизации словаря детей, обучения чтению, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них.

- Игра «Магазин».

Цели:

  активизировать словарь детей, совершенствовать навык чтения, учить понимать вопросы и отвечать на них.

Оборудование:

   три полки, натуральные или нарисованные на ватмане, игрушки или картинки с изображением игрушек (могут быть картинки с изображением посуды, одежды и др.), таблички с названиями игрушек.

Ход игры.

  Учитель показывает на полки и говорит: «Будем играть. Это магазин. Я буду продавцом. Саша, какую игрушку ты хочешь купить?» Ребёнок подходит к полкам, берёт одну из табличек с названием игрушки, которую хочет купить, и говорит: «Я хочу купить куклу». Ребёнок отдаёт табличку взрослому. Продавец берёт игрушку с полки, отдаёт ребёнку и просит его сказать, что он купил. Игра продолжается, пока не будут «распроданы» все игрушки.

- Игра «Огород».

Цели:

  развитие навыка чтения, расширение представлений об окружающем, развитие внимания.

Оборудование:

  большая карта с изображением огорода (на каждой грядке нарисован пустой кружок, а под ним написано название одного из овощей); маленькие картинки с изображением овощей: картофеля, моркови, свеклы, капусты, лука, огурца, помидора.

Ход игры.

  Учитель достает из конверта маленькую  картинку с изображением, например, огурца и спрашивает детей: «Что это? Где растет огурец?» Один из детей подходит к большой картине, находит пустой кружок, под которым написано огурец и кладет изображение огурца на пустой кружок. Затем учитель предлагает кому-то из детей достать из конверта картинку с изображением другого овоща, назвать его, а затем найти грядку, на которой он растет. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все пустые кружки на картине с изображением огорода.

- Игра «Кукла едет отдыхать».

Цели:

  расширить тематический словарь детей, учить пользоваться обобщающими словами, обучать аналитическому чтению.

Оборудование:

  кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.

Ход игры.

  Учитель приводит в класс куклу и сообщает детям: «Кукла устала. Она поедет отдыхать. Помогите кукле собрать вещи. У куклы две сумки: одна для одежды, другая для продуктов». На столе в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. Когда обе сумки заполнены, учитель уточняет их содержимое: «Что лежит в этой сумке? Назовите продукты (одежду)». Кукла благодарит детей, ставит свои сумки в машину, прощается с детьми и уезжает.

- Игра «Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?»

Цели:

  уточнить понимание детьми обобщающего значения глаголов, учить составлять предложения с глаголами настоящего времени, учить аналитическому чтению.

Оборудование:

   картинки  с изображением  животных, птиц, рыб и насекомых.

Ход игры.

  Учитель раздает детям по несколько картинок с изображением животных и насекомых. На доске прикреплены таблички со словами: летает, ползает, плавает, бегает, прыгает. Ребенок прикрепляет картинку под соответствующим словом и говорит: «Рыба плавает». Дети оценивают правильность выполнения задания, ребенок получает фишки по количеству правильно расположенных картинок. Таким образом, размещаются все картинки. Затем учитель предлагает детям ответить на вопрос: «Кто летает?» Дети отвечают: «Птичка, бабочка, оса летает». Таким же образом проводится работа и с остальными глаголами. Можно задавать и провоцирующие вопросы: «Рыба летает?» Учить отвечать, используя конструкции с отрицанием или противопоставлением: «Нет, рыба плавает. Рыба не летает, а плавает».

- Игра «Четвертый лишний».

Цели:

  развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи, использовать сложные предложения с союзом потому что.

Оборудование:

  четыре набора картинок с предметами разных тематических групп (овощи, фрукты, посуда, мебель).

  Учитель размещает в наборном полотне наборы картинок, в которых три картинки относятся к одной тематической группе, а одна – к другой. Например, в одном наборе находятся картинки с изображением стола, стула, шкафа и тарелки, в другом наборе  – помидора, сливы, моркови, лука. По такому же принципу подбираются и другие наборы картинок. Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и сказать, что лишнее. Когда ребенок назвал предмет, учитель просит ребенка объяснить, почему он так считает, и помогает ребенку правильно построить сложное предложение.

Когда дети научатся правильно выделять четвертый лишний предмет, относящийся к другой тематической группе, можно предложить картинки с предметами, более близкими по функциональному признаку, например, домашние и дикие животные, столовая и чайная посуда, летняя и зимняя одежда, верхняя одежда и белье.

- Игра «Посылка».

Цель:

  учить описывать предметы и узнавать их по описанию, закреплять навыки чтения.

Оборудование:

  коробка, в которой в бумажных пакетах лежат овощи и фрукты (по одному в пакете). Могут использоваться предметы других групп (игрушки, одежда и др.)

Ход игры.

  Учитель показывает детям коробку и сообщает, что рано утром почтальон принес посылку. Там овощи и фрукты. Он дает двум детям по пакету, предлагает заглянуть в них, а затем, не называя, что там, рассказать детям о предмете, который они получили в посылке. В случае затруднений учитель помогает ребенку с помощью наводящих вопросов: «Какого цвета фрукт?

Он большой или маленький?» и т.д. Когда ребенок расскажет все о фрукте или овоще в посылке, дети называют его. Отгаданные предметы кладутся на стол. В конце игры дети, получившие посылки, угощают других детей фруктами или овощами.

- Игра «Кому что надо».

Цели:

  уточнить представления детей о профессиях, о занятиях и трудовых действиях людей, учить называть функции и свойства предметов.

Оборудование:

  шапочка врача, колпак повара, элементы костюмов представителей других профессий; коробка с игрушечными вещами: шприц, лекарство, термометр, половник, ложка и др.

 Ход игры.

  Учитель вызывает двух детей, на одного надевает шапочку врача, на другого – колпак повара. Уточняет названия профессий, занятия врача, повара. Детей усаживают за стол лицом к другим детям. Затем учитель приглашает одного ребенка, предлагает ему достать из коробки вещь, назвать ее, рассказать, для чего она нужна, и передать ее по назначению. Например: «Это лекарство. Врач дает лекарство детям». Или: «Это нож. Ножом режут овощи, мясо. Нож нужен повару». Состав участников игры меняется. Можно ввести другие профессии: парикмахер, строитель, учительница и др.

- Игра «Подбери пару».

Цели:

  учить детей понимать функции предметов, использовать слова в правильной грамматической форме.

Оборудование:

  картинки с изображением предметов, которые могут использоваться в одной  ситуации (карандаш и тетрадь, молоток и гвоздь, иголка и пуговица, нож и продукты питания, ложка и суп и др.).

Ход игры.

  Каждому ребенку дается картинка с изображением одного предмета. Учитель демонстрирует одну из картинок (например, с изображением карандаша), спрашивает у детей, что это, и предлагает подобрать другую картинку («Что подходит»?) Картинки с изображением парных предметов находятся на столе учителя или в наборном полотне. Дети подбирают к изображению карандаша картинку с изображением альбома. Составляется предложение: «Карандашом рисуют в альбоме». Затем каждый ребенок должен подобрать картинку с изображением соответствующего парного предмета и сказать, для чего они нужны. Учитель помогает детям составить предложения: «Ножом режут колбасу», «Иголкой пришивают пуговицу», «Ложкой едят суп».

Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него дидактическая игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников, СТАТЬЯ...

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...