Современные педагогические технологии в области развития математических способностей детей
статья

Куб Асьет Хизировна

Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждогот ученика ,воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизнив высокотехнологичном, конкурентном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennye_ped.tehnologii.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ   РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Куб А.Х.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9 им. К.Х.Нехая» а. Вочепший

      Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. 

    Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Достижение поставленных задач возможно через активное внедрение и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения.

Основная цель обучения математики состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. 

          Необходимость математического развития, начиная с начальной школы,

отмечается многими ведущими российскими учеными (В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.). Это обусловлено тем, что на протяжении дошкольного и младшего школьного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и интеллектуального потенциала личности. Многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас и невозможным (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова).

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования наиболее остро ставят вопрос о развитии  высокообразованной, интеллектуально развитой личности.  Одна из  задач школы – формирование нового мировоззрения. Основная цель работы педагога заключается в использовании инновационных педагогических технологий, которые способствуют повышению качества знаний обучающихся, не наносят ущерба здоровью ребёнка.

        Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

        В своей деятельности я применяю различные технологии, но наиболее эффективными и необходимыми считаю технологию дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.

                Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в MicrosoftPowerPoint , видеоролики, электронные приложения к УМК. При обобщении и повторении изученного материала - интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов - компьютерные презентации.

       Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств,   позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, повысить мотивацию к изучению  предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных компетентностей учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.

       Я выделила несколько сфер применения информационных образовательных технологий в процессе преподавания, благо, что кабинет  полностью оснащен всей необходимой техникой. За последние годы в кабинете накоплены объемные информационно - образовательные ресурсы (презентации в мультимедийном формате, видеофильмы).

  Использование готовых программных продуктов:

  •   мультимедийный  учебно - методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия». Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения.

         УМК содержит методически выверенные наборы учебные медиа объектов к урокам по различным предметам начального обучения:

  •  детские электронные презентации и клипы с сайта http://viki.rdf.ru/
  • электронные формы контроля: как самостоятельно разработанных тестов, так и взятые на сайте http://vneuroka.ru/ 
  • интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру

     Главными целями использования информационных (компьютерных) технологий в образовательном процессе я вижу следующее:

  • поддержание и повышение качества образования;
  • повышение интереса к предмету;
  • оптимизация труда учителя.

      Использование  ИКТ способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, которая позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, увеличивает результативность в усвоении знаний и способствует формированию информационной компетентности.

       В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения. Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю технологию  дифференцированного обучения.

      Индивидуальная и дифференцированная работа  отвечает следующим условиям: 

  • знание индивидуальных особенностей учащихся;
  • умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;
  • включение в план урока дифференцированной работы на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;
  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  •  осуществление оперативной обратной связи;
  •  соблюдение педагогического такта.

    Методы дифференциации, используемые мною, направлены на развитие познавательной активности:  

-  дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;  

-   дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности);  

-   дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям.

      Одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей является память. Для развития памяти применяю слуховые и зрительные диктанты дифференцированной направленности.

      В своей работе также использую следующие формы работы:

  • организация взаимной проверки заданий;
  • взаимные задания групп;
  • учебный конфликт;
  • обсуждение участниками способов своего действия.

      Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Совместная работа не  превышает 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности. Во время урока стараюсь поощрять детей, высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Стремлюсь показать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.

        Решая  задачу организации учебного процесса для учащихся с разным уровнем обучаемости, темперамента, физического здоровья, а также при котором дети овладели бы едиными стандартами образования и  сохранили физическое и психическое здоровье, я начала применять на уроках технологию дифференцированного обучения.

Сопровождая  уроки различными формами, методами и способами подачи  материала  я тем самым  повышаю его привлекательность. Внедренные элементы дифференцированного  и индивидуального подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными, приучаются к самоорганизации учебного труда. Самое главное - вызвать у учеников интерес к предметам и пробудить желание заниматься ими в дальнейшем.

Урок математики   – это достаточно сложный урок, на котором   учащимся приходится много писать, размышлять, что ведет  их к утомляемости и к перегрузкам. Чтобы этого избежать, я применяю здоровьесберегающие технологии.

Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в группах,  творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигаю благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках дифференцированного обучения снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разно уровневые задания способствуют сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом;  на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

       Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объём всех видов  проверочных работ,  а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

Большое значение имеет организация урока. Уроки строю в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Огромное внимание  уделяю здоровью детей, так как только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть учебной программой. Применение  технологии  здоровьесбережения  способствует  поддержанию внимания  и  предупреждению утомляемости  учащихся  на  уроке. На уроках и во внеурочной работе повышаю двигательную активность, провожу динамические паузы; физические минутки, которые проводятся в разнообразных формах: стихотворных (ритмичные стихи), музыкальных, с применением таблиц для релаксации мышц глаз  и т. д.   Релакс – паузы зависят от особенностей урока (какой вид деятельности преобладает на уроке –  чтение, письмо, слушание,  говорение и т. д.). Соблюдаю гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски; места и длительность применения ТСО; позы учащихся и чередование их; психологический климат на уроке. Стараюсь на каждом уроке применять эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, поговорки, афоризмы  с комментариями, музыкальные минутки и т.д.

        Применение  технологии  здоровьесбережения  способствует  поддержанию внимания  и  предупреждению утомляемости  учащихся  на  уроке.

      Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

      Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики позволили мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: 

  • повысить мотивацию учащихся к обучению;
  • активизировать познавательную активность; 
  • развивать мышление и творческие способности учащихся; 
  • индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; 
  • развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно.

                                              Примечания:

1.Закон  РФ «Об образовании».

2.Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере                                                       дополнительного образования. – Самара, 1998. – 36с.

3.Новые педагогические и информационные технологии в системе    образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр “Академия”, 1999. 224 с.

Ссылка на электронный ресурс

1. http://festival.1september.ru/

2.www.pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Развитие математических способностей детей, совершенствование математических навыков при помощи устного счёта и решения задач.

Совершенствовать вычислительные навыки, воспитывать у детей интерес к изучаемому предмету....

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...

Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило, ...

Возможности современных технологий в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.

Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, как в процессе творческой деятельности. Детское творчество – явление уникальное. Творческие ...

Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования...