Внутренний контроль в системе оценки качества образования обучающихся в начальной школе
статья

Харитонова Алена Ивановна

Начальная школа – стартовая. От того, насколько ребенок полюбит и научится учиться в этот период, во многом зависит успешность его дальнейшего образования. Поэтому главная цель образовательного процесса – создать благоприятные условия для развития учебных возможностей детей. Реализация этой идеи заложена в программу оценки образовательных достижений обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vnutrenniy_kontrol.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Внутренний контроль в системе оценки качества образования обучающихся в начальной школе

    Значительные изменения приоритетов в школьном образовании  за последние годы нашли отражение в вопросах обновления содержания и структуры образования – развитие адекватных современным требованиям методов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.

    Начальная школа – стартовая. От того, насколько ребенок полюбит и научится учиться в этот период, во многом зависит успешность его дальнейшего образования. Поэтому главная цель образовательного процесса – создать благоприятные условия для развития учебных возможностей детей. Реализация этой идеи заложена в программу оценки образовательных достижений обучающихся.

При организации контроля и учета результатов обучения учитель исходит из многофункциональности контроля, что в свою очередь и обеспечивает результативность обучения.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний - умений - навыков установленным государством стандартам, а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированности (несформированности) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.

Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылка того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно, говорить о сформированности умений и навыков, учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и

обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить по

лученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на

средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль болееобъективным;

3)возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки учебных достижений обучающихся

В период пандемии коронавирусной инфекции, школа впервые столкнулась с необходимостью использования технологий электронного обучения в таком интенсивном формате. Положительной стороной дистанционного обучения стало знакомство учителя и ученика с обучающими платформами: «Учи.ру», «Российская электронная школа», «ЯКласс», «Яндекс.Учебник», Портал дистанционного обучения для школ Санкт-Петербурга (do2.rcokoit.ru),«Решу ВПР» и др.

Опыт дистанционного обучения показал, что системная интеграция информационных технологий, образовательных платформ в урочное время необходима.

Хотелось бы вам рассказать о своем опыте использования цифровых ресурсов для организации образовательного процесса, контроля и оценки учебных достижений обучающихся.

Сервис «Яндекс.учебник» – https://education.yandex.ru/

Регистрация        

Чтобы начать работу на Яндекс.Учебнике учителю необходимо пройти простую регистрацию на платформе с указанием персональных данных и образовательного учреждения. Затем учитель регистрирует своих учеников. Система формирует для каждого ученика логин и пароль для входа. Учитель выдает их ученикам. Доступ к сервису бессрочный  и бесплатный.

Классы и предметы

Данная платформа ориентирована на учителей и учеников начальной школы. Платформа содержит готовые задания по математике, русскому языку, окружающему миру и функциональной грамотности, разработанные опытными методистами с учетом требования ФГОС НОО.

Сам интерфейс платформы очень прост, включает несколько разделов. На главной странице отражаются готовые занятия по каждой дисциплине,  мои занятия  (отражаются выданные, завершенные или невыданные занятия по каждой дисциплине), журнал (отражены результаты учеников вашего класса), олимпиады, классы, КПК, помощь.

Организация обучения

Учитель настраивает задания: выбирает предмет, класс обучения, раздел образовательной программы (например, действия с числами), тему задания. По выбранной теме можно найти готовое занятие или создать своё, используя карточки из библиотеки сервиса. Очень удобно, что программа просчитывает, какие темы проходит каждый класс по программе на данный момент и выводит уже подготовленные задания на экран, как актуальные. Учитель может настроить сроки выполнения задания и направить определенным ученикам. После выполнения заданий учениками они автоматически проверяются, и результаты становятся доступны учителю в личном кабинете. Функционал сервиса позволяет учителю распределять и менять задания каждому обучающемуся на основе результатов их выполнения и прогресса ученика.

После закрытия каждого занятия на электронную  почту учителя приходит развернутый отчет с рекомендациями для работы с неуспевающими учениками. Помимо этого учитель может в режиме реального времени следить за выполнением карточек.

В результате выполнения заданий учащиеся получают медальки трех видов: золотые, серебряные, бронзовые. Это зависит от скорости выполнения заданий и потраченного времени.  По результатам выполнения заданий составляется рейтинг: по скорости, по правильности выполнения заданий, по количеству попыток на выполнение каждого задания. Можно посмотреть результат каждого ученика и сравнить со средними показателями по классу. Яндекс.Учебник также формирует статистику успеваемости по всем пройденным занятиям за определённый период.

Сервис можно использовать для домашней и классной работы. В классе достаточно иметь один компьютер и проектор, дома – компьютер или планшет.

Помимо привычных заданий на Яндекс.Учебнике можно поучаствовать в бесплатной онлайн-олимпиаде «Я люблю математику» или в разделе каждой дисциплины найти задания повышенной сложности, задания на логику, нетрадиционные занятия, кружковые или приуроченные к какой-то значимой дате или городу.

Достоинство платформы в том, что дети видят свои успехи, тратят на выполнение домашнего задания от 5 до 15 минут, а я имею возможность отслеживать динамику развития каждого ученика.

Система электронного обучения Moodle

В этом учебном году я познакомилась с  системой электронного обучения Moodle.Это веб-система для организации дистанционного обучения и управления им, которая была запущена в 2001 году. Она находится в открытом доступе: ее можно скачать с официального сайта и установить на свой компьютер. Moodle включает такие элементы и ресурсы как: тест, лекция, задание и др., которые учитель может использовать как инструмент для эффективного контроля и оценки качество обучения.

Элемент курса «Тест» позволяет учителю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой. Можно создать тест с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или случайными вопросами, выбирающимися из банка вопросов. Может быть задано ограничение по времени.

Moodle автоматически проверяет ответы учеников, показывает допущенные ими ошибки и итоговый балл. По результатам тестирования программа автоматически формирует отчеты, по результатам которых  выявляются образовательные дефициты учащихся.

На слайде вы можете увидеть итоговый тест по теме «Какие бывают животные»для учащихся 1 класса по учебной дисциплине «Окружающий мир».

Учебный элемент «Задание» позволяет учителям добавлять коммуникативные задания, собирать  работы, оценивать их и предоставлять отзывы.

Ученики могут отправлять любой цифровой контент (файлы), такие как документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио- или видеофайлы. Альтернативно или дополнительно учитель может потребовать от обучающегося вводить свой ответ непосредственно в текстовом редакторе.

Элемент курса «Лекция» позволяет преподавателю располагать контент и/или практические задания (тесты) в интересной и гибкой форме. Лекцию можно оценивать, оценки записываются в журнал оценок.Лекции могут быть использованы для самостоятельного изучения новой темы  и для различающегося контроля, с разными наборами вопросов в зависимости от ответов на первые вопросы.

Выводы

Таким образом, образовательные он-лайн платформы позволяют получить достаточно полную и объективную информацию о состоянии подготовки обучающихся по учебным предметам, что является одним из показателей, характеризующих эффективность образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

При переходе в режим развивающего обучения изменяются подходы к оцениванию. Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала. Пров...

Методические рекомендации по функционированию внутренней системы оценки качества образования в школе.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование внутренней системы оценки кач...

Педагогические измерения метапредметных результатов в контексте разработки внутренней системы оценки качества образования (начальная школа)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения.  Важнейшим резул...

ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...

«ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования».

laquo;Необходимо, чтобы школьники получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха, и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны...