Методы и приемы увеличения эффективности обучения детей с РАС.
учебно-методический материал

Александр Юрьевич Андреев

методология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_raboty_s_ras.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы увеличения

 эффективности обучения детей с РАС.

Визуальная поддержка

Вопрос о том, как учить детей с РАС, всегда актуален. Учителя часто сталкиваются с тем, что верные и испытанные методы работы с другими детьми дают сбой, когда педагог пытается их применить к ученикам с аутизмом. При этом есть приемы, которые могут помочь учителю сделать занятия с такими учениками более эффективными.

Для этого необходимо сосредоточиться на трех вещах:

  • визуальная поддержка;
  • поощрения;
  • подсказки.

Правильно организованная внешняя среда — это то, что в первую очередь поможет  педагогу. К организации среды относится, помимо прочего, структурирование пространства и структурирование времени.

Дети с расстройствами аутистического спектра чаще всего имеют речевые проблемы, которые затрудняют формирование у них временных представлений. Непонимание того, когда закончится занятие или перемена, когда нужно вернуться на урок, чаще всего вызывает у детей нежелательное поведение. Это, в свою очередь, значительно снижает результативность занятий. Самый простой и эффективный способ помочь детям понять логику течения времени — визуальное расписание.

Визуальное расписание

Визуальное расписание в школе может быть составлено:

  • на целый день;
  • на каждый урок;
  • на отдельные задания и бытовые действия.

Визуальное расписание на школьный день состоит из фотографий, схематичных изображений или надписей, называющих все события.

Визуальное расписание на урок демонстрирует ребенку порядок выполнения заданий в рамках одного урока. С одной стороны, это показывает ребенку, какой объем заданий у него остается до конца урока. С другой стороны, использование расписания на урок — отличный способ научить ребенка самостоятельно выполнять учебную деятельность.

Расписание на отдельные задания и действия используется в случаях, когда мы учим ребенка выполнять задания, предполагающие несколько этапов:

  • аппликации;
  • конструирование;
  • мытье рук;
  • решение задачи;
  • посещение туалета и т. д

Например, визуальное расписание процесса мытья рук может позволить ребенку выполнить это действие самостоятельно или с минимальной помощью взрослого, потому что ребенок будет знать, какое действие он должен выполнить сейчас, а какое действие будет следующим.

Перед ребенком находится последовательность карточек: открыть кран, намочить руки, взять мыло, намылить руки и т.д. Выполнив первое действие, ребенок смотрит на вторую карточку со вторым действием и выполняет его и т. д.

Самый простой вариант визуального расписания содержит всего два пункта: «сейчас» и «потом». Это тот вариант, с которого можно начать обучение ребенка использованию наглядного расписания.

Педагог берет карточку с изображением того действия, задания, которое необходимо выполнить ребенку в данный момент времени, и ставит эту карточку в секцию «сейчас».

Потом педагог берет карточку с изображением того действия или того предмета, которое является для ребенка мотивирующим (его поощрение). И ставит эту карточку в секцию «потом». Педагог показывает ребенку, что сейчас будет задание, после которого ребенок сможет получить то, что хочет: «Сейчас кубики, потом батут». Не «если выполнит задание» или «хорошо его выполнит», а именно после. Тут показываются только временные отношения между двумя событиями. Когда мы только вводим ребенку расписание, мы выбираем те задания, которые с легкостью выполняются ребенком и не занимают много времени. После того как задание выполнено, карточка с заданием убирается из секции «сейчас» и на это место ставится карточка с действием из секции «потом», а место в секции «потом» занимает карточка, символизирующая следующее действие. Ребенок получает свое поощрение, которое отражено на карточке в секции «сейчас». Постепенно можно переходить на расписание, когда друг за другом будут следовать несколько заданий, после которых уже в расписании будет появляться поощрение ребенка.

Принципы использования визуального расписания всех описанных видов едины:

1. Все пункты расписания должны быть выполнены. Важная идея расписания состоит в том, что оно является воплощением той самой прописной истины, которую не принято оспаривать. Следовательно, все, что заложено в расписании, должно быть выполнено. Иногда возникают ситуации, осложняющие процесс выполнения. Чаще всего это случаи, когда не остается времени на что-то или у ребенка возникает нежелательное поведение — отказ от деятельности. Решение этой проблемы — максимальное снижение требований или объема задания и формальное его выполнение.   Другими словами, дело может быть сделано для галочки, но оно должно быть сделано.  То есть вместо того, чтобы решить восемь примеров и после этого пойти в игровую комнату, при возникновении нежелательного поведения можно дать ребенку один пример, оказать большее, чем обычно, количество помощи и закончить упражнение.

2.Расписание должно быть выполнено именно в том порядке, в котором оно составлено. Визуальное расписание всегда составляется вместе с ребенком. Если есть возможность, лучше предоставить ребенку выбор, в каком порядке ему хочется выполнять те или иные задания. Как только расписание составлено, порядок действий больше не меняется.

При составлении расписания очень важно чередовать простые и сложные задания, чтобы ребенок чувствовал себя более успешным,  и чтобы ему не приходилось выполнять несколько сложных заданий подряд.

А для того чтобы ученики были более замотивированы на занятие, в самом конце лучше поставить самое интересное и простое задание. Наглядное расписание составляется перед началом урока или в начале учебного дня вместе с ребенком. Каждый раз после того, как действие, указанное в расписании, выполнено, взрослый вместе с ребенком, а впоследствии ребенок самостоятельно снимает с расписания карточку с изображением этого действия. Наглядное расписание может выглядеть по-разному. Это могут быть фотографии реальных объектов с подписями, схематичные рисунки с подписями или просто тексты. Выбор варианта расписания зависит от возможностей ваших учеников. При создании визуальной поддержки в классе нужно продумать технические детали. Расписание может крепиться на магниты или контактную ленту (липучку). Главное, чтобы любую карточку можно было прикрепить в любое место. Важно, что при помощи визуального расписания мы можем показать детям, когда они смогут получить то, о чем просят. Это можно сделать, поместив карточку с изображением желаемого предмета в соответствующее место в наглядном расписании.

Помимо визуального расписания есть еще один удобный и простой способ показать ученикам течение времени. Это таймеры. Использование таймеров помогает показать детям, сколько времени продлится урок, сколько времени у ребенка есть на игру с поощрением, через сколько минут нужно вернуться за стол, как долго придется ждать и т. д. В качестве таймеров можно использовать песочные и водные часы, а также электронные и механические таймеры. Визуальное (наглядное) расписание и таймеры могут использоваться вместе. Наглядное расписание — это только часть визуальной поддержки, которая может быть необходима для учеников с РАС. При организации занятий всегда следует помнить очень важную вещь: «визуальное всегда лучше аудиального».

Опыт работы с детьми с РАС показывает, что любая информация, представленная ребенку с аутизмом в наглядном виде, всегда лучше воспринимается и усваивается, чем та, что была выражена словами.

Помимо наглядного расписания, элементами визуальной поддержки в классе могут быть:

  • правила поведения;
  • визуальные инструкции;
  • выбор поощрений;
  • подсказки и схемы по школьным предметам;
  • визуальные подсказки для выполнения заданий.

Использование изображений правил поведения позволяет детям выполнять их более самостоятельно, поскольку при наличии визуальных правил и после обучения им ребенок не нуждается в напоминании со стороны взрослого.

Визуальные инструкции

Визуальные инструкции понадобятся в работе с детьми, которые имеют трудности в понимании речи. Трудности с рецептивными речевыми навыками, как правило, вызывают две глобальные проблемы для обучения: непонимание инструкций и нежелательное поведение. Чаще всего это поведение связано с тем, что ребенок не понимает, чего от него хотят, куда его ведут и что вообще происходит. Визуальные инструкции — самый простой способ объяснить все это детям. Эти инструкции в зависимости от возможностей ребенка могут выглядеть как картинки с подписями или просто надписи.

Но использование визуальных инструкций необходимо не только при трудностях с пониманием речи. Это полезный навык для всех ваших учеников. Дальнейшая самостоятельная работа с учебниками предполагает наличие у учеников умения выполнять инструкции, полученные не от взрослого, а из учебного материала. Например, в рабочей тетради по окружающему миру может быть напечатано задание «Обведи на рисунке всех домашних животных», а в рабочей тетради по математике — знак на полях, изображающий линейку и карандаш, что означает задание по начертанию фигур. Если ученик умеет выполнять только устные инструкции педагога, он не сможет самостоятельно понять и выполнить задание, представленное в учебном пособии.

Визуальные подсказки

Подсказки и схемы по школьным предметам используются в работе со всеми детьми в школе. Плакаты и таблицы висят в каждом кабинете, а в учебниках всегда схематично представлены правила, описанные в параграфе. Чаще всего для детей с РАС и другими ментальными нарушениями эти схемы бывают слишком массивными и переполненными неактуальной информацией. Важно грамотно адаптировать готовые схемы и создавать свои собственные, исходя из потребностей конкретного ребенка.

Помимо адаптации плакатов и таблиц может быть полезно сделать необходимые подсказки в самом пространстве класса, например, на доске. Мы заметили, к слову, что и большей части типично развивающихся первоклассников такая шпаргалка помогает освоиться в классе. В ходе выполнения учебных заданий детям с РАС также могут понадобиться дополнительные визуальные подсказки, заложенные в самих материалах для занятий. Такие подсказки могут показывать ученикам объем задания на этот урок, рабочие зоны для выполнения сортировки и зрительного соотнесения, обозначать место, где нужно размещать материалы для выполнения заданий, и многое другое. Например:

1. Сортировка по цвету. Цветные тарелки или контейнеры помогут понять, куда именно нужно класть предметы соответствующих цветов.

2. Последовательности картинок. Таблички могут подсказать детям, что необходимо делать с изображениями.

 3. Стандартизированные учебные материалы.

Отметьте в рабочей тетради или в задачнике объем заданий на урок, и ребенку с РАС будет спокойнее, потому что он будет точно представлять, что от него требуется.

Использование поощрений

Залог успешного обучения — мотивация. Дети с РАС крайне редко демонстрируют безусловное желание учиться, если предмет изучения не входит в сферу их интересов.

Поэтому мотивацию к взаимодействию с педагогами и к выполнению заданий нужно создавать своими силами. Для этого можно использовать поощрения. Поощрение — это значимый мотивационный предмет или действие, которое приятно ребенку. Совмещая выполнение заданий с получением поощрения, мы можем повысить мотивацию ребенка к выполнению данного задания. Оно обретает для ребенка значимость как событие, которое приводит к чему-то приятному. Поощрение — это не подкуп ребенка, это приятное событие, которое следует после определенного поведения (действия) ребенка.

Поощрениями для детей могут стать самые разные события, предметы и занятия:

  • внимание;
  • любимая еда;
  • сенсорные и функциональные игрушки;
  • компьютерные игры;
  • видеоролики и мультфильмы;
  • физические упражнения и активности;
  • словесная похвала;
  • игры на взаимодействие и физический контакт и многое другое.

Определить круг интересов учеников можно разными способами, среди которых в первую очередь — опрос родителей и наблюдение. Если есть такая возможность, то можно спросить и у самого ребенка, что бы он хотел получить после решения десяти примеров.

Сбор информации (опрос родителей)

Для проведения опроса родителей можно использовать готовую форму, которая поможет родителям обратить внимание на самые разные возможные поощрения ребенка.

Эта анкета может содержать следующие вопросы:

  • Какую еду любит ребенок?
  • Какие игрушки любит ребенок?
  • Любит ли ребенок смотреть видео? Если да, то какое?
  • Любит ли ребенок слушать музыку? Если да, то какую?
  • Какие игры предпочитает ребенок?
  • Чем ребенок любит заниматься в свободное время?
  • Какие активные игры любит ребенок?

Помимо опроса родителей, много идей для поощрений вы можете получить, наблюдая за детьми в классе. Дома и в привычных ситуациях ребенок, скорее всего, встречает не все предметы, которые могут его заинтересовать. В ресурсном классе нужно собрать самые разные игрушки, которые могут стать поощрениями для детей. Наблюдайте, что чаще всего ребенок выбирает для своих игр, с чем он чаще взаимодействует. И периодически предлагайте ученикам новые игрушки и активности. Помните, что любое, даже самое интересное для ребенка занятие может в какой-то момент надоесть ему.

Пресыщение поощрением делает обучение менее эффективным, так как мотивация ребенка снижается вместе с ценностью мотиватора.

При этом не каждая приятная для ребенка вещь, любимый объект или любимое действие будет являться поощрением.

Например, ребенок может очень сильно любить щекотку, просить, чтобы его щекотали еще и еще. Но щекотка после решения примеров по математике может не являться поощрением. Поощрение должно повышать количество эпизодов «правильного» поведения. Если мы заметим, что, когда ребенка после решения примеров щекочут, он решает эти примеры быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем когда щекотки нет, тогда мы сможем сказать, что щекотка является поощрением для поведения решения примеров

Если же ребенок просто радуется щекотке, но результаты по решению примеров не улучшаются, щекотка, возможно, не является поощрением для решения примеров. Но та же щекотка может улучшать, например, выполнение задания на моторные действия. Для поддержания сложных и новых навыков необходимы более сильные поощрения, чем для выполнения более простых и знакомых. Предоставление поощрений — очень важный процесс. Грамотное предоставление поощрений детям позволит значительно повысить их мотивацию к взаимодействию с педагогами. Однако ошибки в предоставлении поощрений могут усилить нежелательное поведение детей.

Виды поощрений

Прикладной анализ поведения выделяет два варианта поощрений: обусловленные и необусловленные.

Обусловленные поощрения — это такие поощрения, которые даются ребенку за что-то.

Например:

  • ребенок выполнил инструкцию педагога;
  • ребенок старался при выполнении задания;
  • ребенок сам пришел за парту на уроке;
  • ребенок правильно попросил желаемый предмет.

Необусловленные поощрения предоставляются детям просто так. Наши ученики прежде всего дети. А дети должны иногда получать приятные вещи (игрушки, внимание, вкусности) просто так. Необусловленное поощрение — это в первую очередь проявление внимания к ребенку.

Внимание взрослого является одним из сильнейших мотиваторов. При получении большого количества внимания педагога, не обусловленного выполнением каких-либо учебных действий, у ученика пропадает необходимость привлекать к себе внимание плохим поведением.

Ведь зачастую неважно, в какой форме оно было оказано, в виде похвалы или в виде выговора, главное — сам факт внимания. И если ученику будет проще добиваться от учителя частых выговоров за плохое поведение, чем редких похвал за успехи, значит, поведение ученика будет таким, что учителю придется обращать на него внимание, чтобы сохранить в классе порядок. Тут на помощь учителю приходит необусловленное предоставление внимания.

Есть одно непреложное правило, которое надо соблюдать при использовании обоих вариантов поощрений: поощрение никогда не дается ребенку после нежелательного поведения.

При необусловленном поощрении нужно выбирать момент, когда ребенок не демонстрирует нежелательного поведения.

Жетоны

Чаще всего предоставить ребенку поощрение каждый раз, когда он делает что-то хорошее, невозможно. Вы не можете давать ему конфету после каждого решенного примера или время для игры на планшете после каждого написанного слова. Существует способ сделать предоставление поощрений детям более естественным: использовать жетоны. Жетон — промежуточный этап для получения поощрения.

Жетоны могут иметь самый разный вид. Будет здорово, если жетоны будут подготовлены специально для каждого ребенка и сами по себе будут интересны каждому ученику. Обучать ребенка заниматься, получая жетоны, можно несколькими способами.

Способ № 1. Педагог ставит на планшет с жетонами все жетоны, кроме последнего. Затем дает ребенку какую-либо инструкцию. Как только ребенок выполняет это задание, педагог ставит на планшет последний жетон, показывает ребенку, что все жетоны собраны, и дает ему поощрение. В следующий раз педагог ставит на планшет все жетоны, кроме последних двух. Теперь, чтобы получить поощрение, ребенок должен будет выполнить 2 инструкции. Постепенно количество жетонов, которое будет нужно собрать ребенку, чтобы получить поощрение, нужно увеличивать. В конце концов ребенку будет нужно собрать все жетоны на планшете. Количество жетонов, которое будет у каждого ребенка, определяется индивидуально, в зависимости от возможностей ребенка.

Способ № 2. Педагог кладет перед ребенком планшет для жетонов, дает ребенку все жетоны по очереди и помогает поставить их на планшет. После того как ребенок поставит все жетоны на место, педагог показывает ему, что все жетоны собраны, озвучивает это и дает ребенку поощрение. Потом педагог дает ребенку очень простые инструкции на выполнение простых быстрых действий, которые ребенок точно может выполнить. И за выполнение каждого действия дает ребенку жетон.

Постепенно уровень сложности заданий увеличивается.

Жетоны, как и любое другое поощрение, дети могут получать и за хорошую работу на уроке, и за хорошее взаимодействие с педагогом, и за хорошее поведение. Поскольку жетон — это способ получить поощрение, собирание жетонов как таковых призом быть не может. Собранный комплект жетонов ребенок обменивает у инструктора на поощрение. Когда все жетоны собраны, инструктор показывает ребенку, что все жетоны собраны, и выдает поощрение.

Подсказки

Очень часто обучение в школе выглядит как постоянное тестирование. Ученик получает какую-то информацию, которую он должен запомнить, выучить, понять, потом дается задание, которое проверяет, насколько ученик запомнил, выучил, понял учебный материал по данной теме. Если ребенок выполняет задание без ошибок, то считается, что он усвоил материал, если допускает ошибки — значит, материал не усвоен и требуется дополнительное предоставление информации, больше часов и больше заданий. Такой подход не очень эффективен, особенно для учеников с РАС. Исправить ситуацию можно, введя в работу систему подсказок.

Визуальные подсказки

Самая большая группа подсказок — визуальные, то есть те, которые ребенок видит. О некоторых примерах мы говорили ранее в разделе про визуальную поддержку. По сути, вся визуальная поддержка — варианты визуальных подсказок. Помимо тех примеров, которые мы описали выше, визуальные подсказки для обучения новым навыкам могут выглядеть как:

  • карточки с последовательностью действий, которые нужно выполнить ребенку;
  • карточки с изображением предмета, который ребенок должен выбрать по инструкции;
  • карточки с изображением действий, которые нужно выполнить ребенку;
  • карточки с надписью с правильным ответом на вопрос и т. д.

Жестовые подсказки

Подсказки этой разновидности чаще всего используются в случаях, когда ребенок должен выбрать предмет по инструкции или разместить какой-то предмет в конкретном месте.

Помимо показывания рукой или пальцем жестовая подсказка может выглядеть как естественный жест.

Например:

  • вместе с инструкцией «Подойди ко мне» инструктор может поманить ребенка рукой;
  • вместе с инструкцией «Сядь» или «Встань» инструктор может сделать жесты вниз и вверх соответственно;
  • педагог, давая инструкцию «Поднимите правую руку», может сделать соответствующей рукой жест, который подскажет детям, где правая рука;
  • если ребенок правильно выполняет действие, инструктор может кивнуть головой; в противном случае — покачать головой, чтобы показать ребенку, что сейчас он делает ошибочное действие;
  • вместе с инструкцией «Принеси мне…» можно посмотреть на названный предмет. Жестовые подсказки достаточно естественные, и часто в ходе работы приходится учить детей реагировать на эту разновидность подсказок, в особенности на выражение лица и естественные жесты.

В связи с естественностью жестовых подсказок в их грамотном применении есть некоторая сложность. Часто люди дают такие подсказки неосознанно. Это делает детей зависимыми от подсказок и дает недостоверные результаты.

Физические подсказки

Во время физической подсказки педагог корректирует своими руками движения тела ребенка. Физическая подсказка может быть полной, когда педагог полностью контролирует движение ребенка, и частичной, когда педагог только направляет движение ученика.

Частичные физические подсказки для движений рук по своей интенсивности делятся на три уровня:

  • на уровне кисти;
  • на уровне локтя;
  • на уровне плеча.

Кроме описанных выше вариантов подсказок, физическая подсказка может выполнять роль организующей помощи. Это происходит в случаях, когда ребенок может выполнить задание самостоятельно, но медлит с началом его выполнения.

Моделирование

Для детей, у которых хорошо развиты навыки имитации, можно использовать моделирование. При моделировании педагог показывает ребенку то действие, которое нужно сделать ребенку. Если дана инструкция «Подними руки», педагог поднимает руки, если инструкция звучит «Напиши букву А», педагог сам пишет букву А.

Моделирование так же, как и физическая подсказка, может быть полным и частичным. Например, вместо того чтобы полностью поднять руки вверх, инструктор может только начать поднимать руки. Если задание для ребенка «Присядь», инструктор может начать приседать.

Вербальные подсказки

Вербальные, или словесные, подсказки — очень распространенный вид подсказок, и ими пользуются все педагоги. Вербальные подсказки, так же как и физические, могут быть полными и частичными. Полная вербальная подсказка, по сути, является моделированием. Педагог  показывает Денису ложку и спрашивает: «Что это?» Говорит: «Это ложка». И Денис повторяет: «Это ложка». Частичные вербальные подсказки не дают ребенку полного варианта ответа, а либо наводят на мысль, либо показывают часть правильного ответа. Инструктор показывает Даше ложку и спрашивает: «Что это?» Говорит: «Это…»  И Даша отвечает: «Это ложка». Еще частичная вербальная подсказка может быть, например, такой. Инструктор спрашивает Леву: «Назови фрукт». Ребенок медлит с ответом. Тогда инструктор дает подсказку: «Какие бывают фрукты? Банан, груша…» И тогда ребенок договаривает: «И яблоко!»

Важно помнить, что, если педагог, когда ребенок дает неверный ответ, говорит: «Подумай», «Нет» и т. д.,  он также дает ребенку вербальную подсказку. С одной стороны, такой вариант подсказки вполне естественен, с другой стороны, очень важно, чтобы инструктор замечал, что он это делает.

При использовании любой разновидности подсказок нужно помнить несколько правил.

Во-первых, предоставляйте подсказки до того, как ребенок начал выполнять задание. Подсказка — это инструмент обучения. Использование подсказок должно быть продумано заранее и включено в план урока.

Во-вторых, предоставляйте ребенку подсказки таким образом, чтобы их интенсивность и количество можно было постепенно свести к минимуму. Начальный уровень и способы снижения подсказок определяются индивидуально для каждого ребенка.

Нежелательные формы поведения

Во время обучения у ребенка может появиться нежелательное поведение. Когда ученик с РАС осваивает школьную программу могут быть ситуации, когда ученик демонстрирует поведение, мешающее образовательному процессу. Обратите, пожалуйста, особое внимание на следующие факты: нежелательным какое-то поведение является не потому, что оно может, например, не нравиться учителю, а потому, что оно мешает ученику с РАС или является опасным для самого ребенка и окружающих его людей.

Если ученик иногда во время урока трясет руками несколько секунд, а потом возвращается к выполнению задания —  это поведение не является в данном случае мешающим образовательному процессу. Если ученику необходимо во время урока иногда вставать со стула и делать несколько шагов, после чего он спокойно возвращается за парту и доделывает задание, это не мешает образовательному процессу. Необходимо всегда оценивать, ограничивает ли поведение ученика с РАС возможности самого ребенка и других детей. На появление дезадаптивного поведения могут повлиять различные причины, в том числе и сенсорная перегрузка ученика, усталость.

В этом случае у него должна быть возможность покинуть классную комнату, чтобы успокоиться.

После выявления таких факторов учитель вместе с родителями обсуждают, как они могут предотвратить возникновение нежелательного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития речи детей с ЗПР

Виды методов и приемов работы с детьми по развитию речи...

Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ.

Описание методов и приёмов в рпаботе с детьми с ОВЗ...

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )...

Методы, приёмы и формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Статья содержит описание методов. приёмов и форм работы с детьми ОВЗ в начальной школе....

Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Часто в своей практике, педагог, работающий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, сталкивается с трудностями в освоении и понимании учебного материала. Заучивание чаще становится невозможным....

Доклад Тема: «Стимулирование познавательной деятельности через применение игровых приемов при обучении детей с ТМНР»

У детей с ТМНР к дошкольному возрасту оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности в игре, не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому иг...

Современные методы и приемы по обучению связной речи младших школьников

Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности младших  школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными ...