Выступление по теме: «Методология и критерии оценки качества начального общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследовании» (На августовском совещании педагогических работников.)
методическая разработка

Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы и решать возникающие в этой связи проблемы является важным фактором, определяющим приоритетные направления развития российского образования как единой системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodologiya_i_kriterii.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации муниципального образования  «Шовгеновский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11» а. Пшизов

Выступление по теме:

«Методология и критерии оценки качества начального общего образования в образовательных организациях на основе                 практики международных исследовании»

(На августовском совещании педагогических работников.)

                                                                               Учитель начальных классов

                                                                             Брантова Альбина Руслановна

_2019_ 

Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы и решать возникающие в этой связи проблемы является важным фактором, определяющим приоритетные направления развития российского образования как единой системы.

С другой стороны, выход на новый качественный уровень невозможен без повышения эффективности решения таких "традиционных" задач образования, как регулярное обновление и модернизация федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечение соответствия уровня подготовки обучающихся действующим стандартам, развитие таланта обучающихся, обеспечение доступности качественного образования, преодоление любых форм неравенства, обусловленных социально-экономическими, этнокультурными и другими факторами

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является "обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования.

Кроме того, для обеспечения прорывного улучшения качества образования недостаточно оперировать средними и массовыми показателями. Помимо нацеленности на достижение высоких образовательных результатов в целом или в среднем по стране (региону, муниципалитету, ОО) система образования должна помогать обучающимся найти себя, реализоваться, быть успешными. Она должна мотивировать каждого обучающегося на максимальную вовлеченность в образовательный процесс, на достижение результатов, важных именно для него, для его развития, построения наилучшим образом подходящей ему образовательной траектории

Ориентация на потребности и интересы обучающихся  является одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования .

Методология была разработана в рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национального проекта «Образование».

Качество образования является стратегическим приоритетом для России. Термин «качество образования» нормативно закреплен в «Законе об образовании», а вхождение России десятку ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития страны на ближайшие несколько лет.

Одним из ключевых показателей национального проекта «Образование» является «Средневзвешенное место Российской Федерации в группе международных исследований», которое рассчитывается на основе данных исследований PIRLS, TIMSS и PISA. В опубликованной методологии описаны процедуры, сроки и способы расчета этого показателя на основе данных исследований качества образования, проводимых в субъектах РФ по моделям этих трех международных исследований.

Применение Методологии должно обеспечивать учет образовательных потребностей, интересов и способностей обучающихся. Следовательно, Методология предполагает, в том числе, соотнесение результатов оценки качества образования с потребностями и способностями обучающихся, а используемые критерии качества образования будут стимулировать развитие образовательных методик, технологий и управленческих механизмов, ориентированных на наиболее полный учет организациями системы образования потребностей и интересов обучающихся, на повышение возможностей для их самореализации.

 Система общего образования в Российской Федерации строится на основе российских образовательных стандартов, устанавливающих, в том числе, требования к результатам освоения основной образовательной программы. "Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ... обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения."

Таким образом, ФГОС направлены на формирование единого образовательного пространства в Российской Федерации, что предполагает формирование единых требований к результатам обучения всех школьников страны.

 Процессы совершенствования всего спектра процедур оценки качества общего образования, рассматриваемых в рамках данной Методологии, должны реализовываться с учетом мировых и внутрироссийских трендов в оценке качества образования, а также с учетом содержания и хода всех федеральных проектов в составе национального проекта "Образование". В том числе, в проводимых в Российской Федерации процедурах оценки качества образования должны найти системное отражение оценка мягких навыков (softskills) и компьютерные формы оценки качества подготовки обучающихся. Таким образом, спектр результатов процедур оценки качества образования, рассматриваемых в рамках данной Методологии, должен регулярно и систематически меняться с течением времени.

«Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценёнными по достоинству».

Так утверждал американский философ и психолог Уильям Джеймс.

И с этим сложно не согласиться.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном уровне, включающая целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации. Данный комплекс процедур направлен, в первую очередь, на систематическую диагностику состояния системы общего образования для принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем и последующей оценки эффективности принятых мер для полноценного развития системы образования. На регулярной основе в течение последних лет в Российской Федерации проводятся:

- национальные исследования качества образования (НИКО);

- всероссийские проверочные работы (ВПР);

- единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ).

Единый государственный экзамен стал признанным на национальном и международном уровне инструментом объективной оценки качества подготовки выпускников школ, создав условия для формирования новой культуры оценки и мониторинга в образовании и новых подходов в области управления образованием.

Существенную роль в оценке качества российского образования играют международные сравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности и проблематику в овладении рядом важных и признанных на международном уровне компетенций российскими школьниками по сравнению со школьниками других стран, что, в свою очередь, дает возможность устанавливать ориентиры совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов и в целом ключевых направлений развития системы образования в целях повышения конкурентоспособности российских школьников.

Так, например, демонстрируя традиционно высокий уровень "классической" академической подготовки, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях при решении практических задач, о чем свидетельствуют их относительно невысокие результаты в международном исследовании PISA.

Вместе с тем, многолетний опыт проведения международных сравнительных исследований предоставляет ценный материал для анализа общих закономерностей в развитии образовательных систем в мире и использовании результатов такого анализа для выделения наиболее актуальных направлений повышения эффективности управления качеством образования в России, поскольку ведущие образовательные системы имеют между собой много общего. Например:

- страны, являющиеся признанными лидерами в образовании, высоко ценят профессию учителя. В этих странах существует система карьерного роста и профессиональной поддержки педагога. Учитель вовлечен в непрерывную работу по развитию качества образования в своей школе, во взаимодействие с коллегами, в регулярное повышение квалификации.

- в странах-лидерах международных рейтингов существует система поддержки отстающих школ. В ведущих системах оказывают адресную поддержку слабым школам, и это не всегда означает только увеличение финансирования. В качестве меры поддержки часто используется привлечение наиболее квалифицированных педагогов для работы в отстающих школах, другие меры.

Результаты национальных исследований, проводимых в России, говорят о наличии серьезных проблем, связанных с уровнем профессионализма российских учителей. Например, проведенные Рособрнадзором исследования компетенций учителей русского языка, математики и литературы показали наличие проблем как в части предметной подготовки учителей, так и при выполнении ими заданий на оценку методических компетенций

Эти проблемы не могут быть решены только путем обновления системы квалификационных категорий, поскольку изменение категорий и способов аттестации само по себе не позволяет повысить уровень профессионализма. Необходимо развивать и современные формы наставничества, методической помощи учителям, имеющим проблемы. Вопрос ее организации является скорее управленческим и должен рассматриваться в общем контексте развития качества образования. Однако для принятия взвешенных и эффективных решений, касающихся совершенствования качества подготовки учителей и их работы, необходимо на регулярной основе обеспечить проведение мониторинга, позволяющего отследить изменения, которые произошли в результате принятых мер.  Исходя  из  всего  этого  наша с вами задача, как учителей - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.

Таким образом, сложившаяся в России практика проведения оценочных, диагностических, исследовательских, аттестационных и т.п. процедур в образовании позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей. По результатам проводимых в последние несколько лет исследований выявлен целый ряд проблем российского образования. Однако в системе образования отсутствуют явно выраженные процессы, направленные на решение выявленных проблем. Результаты исследований и оценок используются недостаточно эффективно. Между тем, важной характеристикой системы оценки качества образования является ее эффективность с точки зрения управленческих механизмов. Это значит, что система образования по итогам разных оценочных процедур должна располагать механизмами, которые позволяли бы направлять усилия и ресурсы на решение проблем, выявленных в процессе проведения исследований и оценок, и осуществлять мониторинг эффективности деятельности и использования ресурсов.  В мире  существует  международная  система  оценки  качества  образования.

Современные международные системы оценки качества образования

Различные современные международные и отечественные исследования в области оценки качества образования показывают, что большинство систем образования не успевает за быстро меняющейся экономикой и не дает обучающимся необходимых навыков, таких как способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве. Реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера. Только они могут вооружить школьников навыками, необходимыми для успеха.

Министерство образования и науки РФ, Роспобрнадзор совместно с Российской академией образования, начиная с 1988 г., ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений - IEA (InternationalAssociationfortheEvaluationofEducationalAchievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития - OECD (OrganisationforEconomicCo-operationandDevelopment).

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании образовательных стандартов. Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом создать в России систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.

В государственной программе РФ «Развитие образования» в качестве целевого индикатора Подпрограммы«Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» на 2013-2020 годы включено «число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе». Будет продолжено участие Российской Федерации в таких международных сопоставительных исследованиях качества образования, как PIRLS, TIMSS, PISA. С 2013 года Российская Федерация включилась в новые исследования: оценку информационной и компьютерной грамотности ICILS, оценку граждановедческой компетентности ICCS, оценку профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений AHELO, оценку навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы предусматривается участие РФ в следующих международных исследованиях: PIRL, TIMSS, PISA, ICCS и TALIS.

Актуальность участия России в системе международного мониторинга качества общего образования обусловлена следующими факторами:

использование результатов международных исследований для реформирования системы образования ввиду высокого научного и технического качества проводимых исследований;

возможность оценить качество образования в сравнении с другими странами;

качественное совершенствование национальных исследований в области образования;

отработка новых методик и технологий в области оценки качества образования.

По результатам международных исследований качества образования каждая страна получает информацию по:

среднему баллу страны по международной шкале;

отдельным группам показателей (гендерные различия, разделы учебного предмета, виды учебной деятельности и др.);

уровням учебных достижений учащихся;

тенденции изменения образования в стране.

Основные международные исследования качества образовательных исследований проводятся Международной организацией экономического сотрудничества и развития OECD (OrganizationforEconomicCo-operationandDevelopment) и Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (InternationalAssociationfortheEvaluationofEducationalAchievements).

Три основных международных сравнительных исследования качества общего образования - PISA, TIMSS и PIRLS взаимно дополняют друг друга. Одновременное проведение этих трех исследований дает более полноценную информацию о системе образования, оценивая различные его стороны. Сравнение результатов исследований PISA, TIMSS и PIRLS позволяет выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом. Рассмотрим более детально основные международные программы исследования качества образования.

PISA – это международная программа по оценке учебных достижений (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), исследование проводится под эгидой OECD. В рамках программы у учащихся 15-летнего возраста исследуются:

математическая грамотность;

естественнонаучная грамотность;

грамотность чтения;

решение проблем и финансовая и компьютерная грамотность.

Исследование проходит циклами раз в три года. В 2015 г. состоялся шестой цикл исследования PISA, в котором приняли участие 70 стран.

В исследовании PISA-2015 тестирование проводилось на компьютерной основе, дополнительно было включено направление оценки финансовой грамотности. В планируемое исследование PISA-2018 вводится новое направление «глобальные компетенции».

Следует отметить, что ни одно международное сравнительное исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Для объяснения результатов, полученных в исследовании в 2000-2015 годах, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других стран и определить направления совершенствования учебного процесса в школах. В соответствии с итогами исследования 2015 г. лучшее среднее образование – в странах Восточной Азии (Китай, Республика Корея, Сингапур, Япония).

 Возвращаясь  к  современной  российской  школе,  следует  отметить,  что  многие  педагоги  с  удовольствием  применяют  практику  разнообразной  оценки  качества  знаний  разных  стран.  И  эти  методы  дают  положительный  результат.

Тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни».

Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни.

ФГОС призваны решать проблему соответствия полученных в школе знаний реальным потребностям жизни.

 Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат.

Так вотоценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - с одной стороны это не только актуальная тема, но и сложнейшая педагогическая проблема.

Мы знаем, что новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, показать ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Существует два подхода к вопросу оценивания:

Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Описать суть формирующего оценивания можно следующей метафорой: «Если представить, что дети – цветы жизни, то итоговое оценивание – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующее оценивание -эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост».

(Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт).

Итак, формирующее оценивание:

ориентировано на обучающегося;

встраивается в личностно-ориентированное обучение;

ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;

оценивается не только результат, но и процесс;

отслеживается прогресс каждого обучающегося;

носит системный характер.

Формирующее оценивание имеет ряд преимуществ и для ученика, и для учителя.

Формирующее оценивание для обучающихся может помочь:

учиться на ошибках;

понять, что важно и что у них получается;

обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Таким образом,формирующее оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Можно  привести   некоторые  методы  и   техники  применяются  в   педагогической  деятельности   образовательных  организаций.

Техника формирующего чтения.

Мы уже знаем такие техники, как «Лесенка успеха», «Смайлики», «Портфолио», «Пятерочка», «Благодарю..», «Шкала оценивания» и др.,  теперь  хочется  попробовать  некоторые  виды  оценки  качества  знаний  зарубежных  коллег.

 Не могу не поделиться одним из самых простых и действенных приёмов для актуализации знаний в начале урока и рефлексии в конце урока, для повышения мотивации учеников, для развития речи и формирования умения чётко и кратко излагать свои мысли.

И  мы  потихоньку  начинаем  их  применять  по  всем  предметам.

Речь идёт о таблице «ЗХУ» (Знаю. Хочу узнать. Узнал) или ещё одно еёназвание, которое не меняет содержания – «ЗИУ» (Знаю. Интересуюсь. Узнал).

Таблицы – это самый распространённый способ графической организации материала. Существуют разные варианты таблиц.

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Графическая форма таблицы отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Очень  эффективны  еще  и  такие  техники.

«Недельные отчёты», «Листы самооценки», «ЗИУ» или «ЗХУ», «Резюме-обзор и Мини-обзор», «Диаграмма», «Трёхминутная пауза», «Формативный опрос», «Проверка ошибочности понимания»

1) Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

Чему я научился за эту неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Читая отчёты, преподаватель может узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность («метакогнитивные процессы»).

Лист самооценки

Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться.

Используем умение самооценки.

Когда все (или почти все) ученики несколько раз оценили свою работу в классе, мы не проговаривает все вопросы алгоритма самооценки, а предлагаем ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Когда у всех учеников умение работать по алгоритму самооценивания сформировалось, этот алгоритм сворачивается. Если самооценка объективная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), то необходимо снова обратиться к алгоритму и согласовать позиции.

Подводя итоги рассмотрения международных исследований оценки качества образования, проводимых и планируемых в Российской Федерации, можно отметить, что богатейший аналитический материал программ, учебников и требований к учебным достижениям школьников в странах мира способствует распространению международных стандартов качества педагогических измерений, формированию культуры проведения мониторинговых исследований. Большинство известных мониторингов качества образования, проводимых федеральными или региональными центрами оценки качества образования, используют как общие концептуальные подходы, так и отдельные элементы инструментария международных исследований. При разработке контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ) используется система обеспечения качества заданий, применяемая в международных сравнительных исследованиях.

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФГОС: оценка качества начального общего образования»

выступление на РМО учителей начальных классов...

Программа августовского совещания педагогических работников

Выступление "Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС"....

Августовское совещание педагогических работников в формате видеоконференции.

Августовское совещание педагогических работников в формате видеоконференции....