Развитие универсальных компетентностей
статья

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования.  Использованы материалы: https://s-ba.ru/seminars

Отличная помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompet-ii.odt27.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие универсальных компетентностей

        Изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования. Это связано с ускорением всех  перемен. Наблюдается очевидное несоответствие между развитием образования и общим уровнем культурного и технического окружения. Нарушилась веками сложившаяся система передачи опыта и традиций. Стремительно сокращаются сроки внедрения в практику новейших достижений науки и техники.
        Новая ментальность человека формируется на основе осознания:
- внутренней многозначности  позиций и точек зрения при изучении того или иного достаточно сложного и нового вопроса;
- внутренней альтернативности принимаемых решений и понимания не только ближайших, но и отдаленных последствий принимаемых решений, особенно глобального характера;
- процессов информатизации и цифровизации всех сфер жизни, с одной стороны, и необходимости осмысления целостной, системной картины мира, с другой стороны;
- необходимости привлекать к сотрудничеству при выработке решений различных специалистов (как гуманитарного, так и естественно-научного профиля);
- уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственных разным нациям, и принципа ненасилия в отношении других людей, без которого нельзя наладить эффективное сотрудничество в решении глобальных проблем, особенно международного характера.
        С позиций компетентностного подхода перечисленные характеристики отражаются в компетентности мышления, компетентности взаимодействия с другими, компетентности взаимодействия с собой.
Компетентность мышления:
• понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение
 главного, противоречий, аналогий, построение классификаций;
• выбор и применение вариантов для решения комплексных задач, в том числе открытых (имеющих более одного решения);
• креативное мышление, изобретательность (продуктивное действие в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью);
• системное мышление, понимание и интерпретация эстетики закономерностей и степени универсальности их применения; симуляционное моделирование комплексных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе
организованной сетевым образом; управление рисками, компенсация провалов и сохранение устойчивости системы; модульные многозадачные решения; выбор баланса между скоростью при выполнении известного алгоритма и адаптивностью к изменившимся условиям).
        
Компетентность взаимодействия с другими:
• кооперативность, способность к сотрудничеству, совместной работе, в том числе в роли лидера и в роли участника команды, ответственность и ее распределение, координация действий внутри команды;
• способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, в том числе с учетом социальных и культурных различий), разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия интересах разных сторон и учитывать их при принятии
решений.
        
Компетентность взаимодействия с собой:
• саморегуляция, самоконтроль, в том числе распознавание своих эмоций и управление ими;
• самоорганизация — способность человека рефлексивно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач, способность выбирать стратегию настойчивости или гибкости.
         Развитость универсальных компетентностей определяет, насколько эффективно человек принимает решения и действует в различных ситуациях, а также насколько он способен к саморазвитию («умеет учиться» - в узком академическом смысле и «овладевает любыми новыми навыками, в которых возникает профессиональная или жизненная необходимость», - в широком смысле). Формирование именно этих трёх компетентностей рассматривается  как важнейшая задача массового школьного образования.
        Актуальные перспективы  развития:
• необходимость обеспечить каждого не только минимальным набором знаний и умений, но и сформировать базовые навыки для успешной жизни в меняющемся обществе;
• в связи с изменением структуры рынка труда и типов труда, ввиду увеличения спроса на труд, требующий экспертного анализа или сложной коммуникации, массовое образование должно развивать «мягкие навыки», или «универсальные навыки» («ключевые компетентности»,
«навыки XXI века»), в том числе и навыки самоорганизации, коммуникации, кооперации, коллективного использования сложных инструментов труда;
• повышение неопределенности будущего в связи с быстрым изменением технологий и условий жизни делает школьное обучение этапом непрерывного образования, длящегося всю жизнь, требует формирования умения учиться и адаптироваться к новым условиям.
        Появился список  «новых грамотностей», включая финансовую, медицинскую, цифровую, правовую, экологическую и другие «грамотности».
Названные тенденции демонстрируют необходимость трансформации содержания школьного образования. Они требуют не повторения лучших практик и моделей прошлого, а ориентации на будущее при системных изменениях в учебной деятельности учащихся: перехода от решения типовых стандартных задач к проведению исследований, к поиску смыслов и альтернативных решений; переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «Навыками XXI века»;функциональной грамотности учащихся и развития позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.
         Под функциональной грамотностью понимается «повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития». Настоящая необходимость в новых критериях функциональной грамотности, показывающих компетентность молодых людей в мире, где глобализация является мощной экономической, политической и культурной силой. Обновление содержания функциональной грамотности необходимо, чтобы убедиться, что дети развиваются по надежным ориентирам, приобретают навыки и качества характера, которые помогут им найти свой путь в неопределенном, изменчивом, энергозависимом и неоднозначном мире.
Не вызывает сомнения, что решение проблемы функциональной грамотности связано прежде всего с повышением уровня общего образования, позволяющего человеку функционировать в развивающемся мире. При этом человек должен быть готовым выполнять основные задачи и функции в своей профессиональ- ной деятельности, в повседневной жизни, в качестве гражданина, а также обеспечивать безопасность своей жизнедеятельности и общества в целом. Это усиливает личностную значимость функциональной грамотности.
        
Функциональная грамотность в широком смысле представляет собой интегральное качество личности, которое можно рассматривать в различных аспектах. Инвариантными являются математическая, читательская и естественно-научная грамотность. Другие аспекты функциональной грамотности, например финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативные качества личности, становятся объектом внимания педагогического сообщества по мере их актуализации.   «Глобальная компетентность»  подразумевает наличие у человека знаний, умений и навыков, локальных, глобальных, межкультурных.   Важно понимать и уважать картину мира, точку зрения других людей. Нужно участвовать в открытом и эффективном взаимодействии с представителями различных культур.Необходимо прилагать усилия для обеспечения коллективного благополучия и устойчивого развития.
В литературе можно насчитать несколько десятков таких «грамотностей». Среди них наиболее распространены: гражданская грамотность; финансовая грамотность; правовая грамотность; экологическая грамотность; научная, технологическая грамотность; грамотность в области здоровья.
        Базовая инструментальная грамотность основана на использовании современных инструментов коммуникации, опирающихся на знаковые системы, подразумевает трансформацию в современных технологических условиях привычной грамотности «читать + писать + считать» с поправкой на форматы взаимодействия и способы передачи информации, в том числе в режиме «человек - человек» и «человек – машина»: читательская (читать, писать) - способность воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде; математическая (включая работу с данными) – это способность применять математические инструменты, аргументацию, моделирование в повседневной жизни, в том числе в цифровой среде;вычислительная и алгоритмическая - способность воспринимать и создавать информацию на формальных языках, языках программирования.
При этом следует отметить, что классические позиции функциональной грамотности рассматриваются в условиях цифровизации образования, что существенно изменяет их содержание - изменяется набор базовых специальных современных знаний и умений. Нужно проанализировать целевые установки других современных международных проектов, направленных на осознание проблем современного образования и поиск путей его развития.
         Концептуальная рамка образовательных результатов ориентирована по  принципам:
- развитие системы знаний, умений, отношений и ценностей, создающих основу образовательных результатов;
- формирование компетенций как способность мобилизовать знания, умения, отношения и ценности при решении практических задач, проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в мире;
- становление стратегии поведения как способности действовать в различных внеучебных ситуациях.
Единой концептуальной платформой всех обозначенных международных проектов является компетентностный подход, определяющий вектор развития содержания общего образования, от академической к функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

Современный этап развития школы в России характеризуется  изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.  Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...

Развитие универсальных учебных действий, способностей и компетентностей

Э. Р. СадриеваЗаместитель директора по учебно-воспитательной работе 1 ступениГосударственное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 929Особенностью содержания современ...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....