Мастер -класс " Учение с увлечением" ( (Использование элементов ритмики на уроках в начальной школе)
методическая разработка (1 класс)

Надежда Полехина

Мастер - класс для педагогов начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_shkola.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

«Учение – с увлечением!»

(Использование элементов ритмики  на уроках в начальной школе)

-Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Хочу поделиться опытом работы и представляю Вам мастер-класс «Учение – с увлечением!»

Начать хочу с примера из литературы. Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным стандартам требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

Не так давно в учебный процесс ввели новый предмет – урок ритмики. И многие задавались вопросами:

Что это за предмет?

Какие цели, задачи должен перед собой ставить педагог?

Чему и как обучать своих учеников.

Слово ритмика произошло от слова ритм – что означает равномерное чередование каких-нибудь элементов. Ритм можно слышать, ощущать не только в музыке, но и в окружающей нас действительности: ритм дождя, ритм падающих снежинок, последовательность времен года, смена дня и ночи, солнечных и пасмурных дней, ритм определенных действий, ритм жизни, где светлая и темная полоса сменяют друг друга. Получается, что ритм можно уловить во всем, что нас окружает. Возникает вопрос: чему же мы можем  обучить детей   с помощью элементов ритмики и как применить эти элементы с пользой для учеников начальной школы

.      Как известно Одна из самых острых проблем в школе - ограничение двигательной активности детей во время занятий. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движение. Теряется концентрация внимания, устают кисти рук, пропадает интерес к материалу, потому что наступает усталость. Накопившаяся усталость может вызвать отклонения в состоянии здоровья – нарушение осанки, зрения, повышение давления, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. А этим итак страдают большинство детей с ОВЗ.

А  Ритмика – это учебная дисциплина, которая решает одну из важнейших задач обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях, что способствует разностороннему развитию и преодолению отклонений в психическом и физическом развитии, предупреждает общее утомление от напряжения при занятиях за столом.

Итак: Отталкиваясь от выявленных проблем, я пришла к выводу, что урок ритмики можно связать с другими учебными предметами

Цель сегодняшнего мастер-класса: показать применение элементов ритмики   на разных этапах и разных уроках в начальной школе.

Итак  предлагаю начать  и предлагаю игровые методы для начала урока!

1. М начала образовательного мероприятия

Начало урока может быть необычным.

 - Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с необычной   игры

Цель:   положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Примеры:

Игра на знакомство «Я иду, иду, иду, друга я себе найду!»

Я иду, иду, иду, друга я себе найду (ведущий берёт любого ребёнка за руку)

Хочешь со мной дружить? (идут вдвоём)

Мы идём, идём, идём, друга мы себе найдём.

(когда все дети будут держаться за руки, ведущий говорит):

Вот и мы, и ты, и я, вместе мы теперь семья!

Улыбнись тому, кто слева! Улыбнись тому, кто справа!

Мы теперь одна семья, куда ты, туда и я!

Ну вот уважаемые коллеги, мы с вами поДРУЖИЛИСЬ  и пожелали друг другу добра. Можно продолжать   урок (в нашем случае мастер-класс).

                                                математика

С давних пор до нас дошел афоризм, что математика и музыка –

Сестры. Доказано   музыкально - ритмические

Упражнения   способствуют развитию

математических представлений у дошкольников: умение

ориентироваться в пространстве - вправо, влево, вперёд, назад,

хождение по кругу, врассыпную, различные перестроения - в

шеренгу, в колонну, в несколько кругов

При восприятии музыки (слушании), дошкольники учатся считать

и различать времена года и время суток - утро, день, вечер, ночь....

Кроме этого, на музыкальных занятиях применяются

всевозможные считалки, физкультминутки, загадки и

пальчиковые игры, которые так-же способствуют формированию

математических представлений.

И сейчас коллеги я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Задания:

1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (3)

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (5)

3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (5)

4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)

5. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (8)

. На карточках могут быть изображены любое количество предметов ( в зависимости от возраста) и они могут быть изображены в виде вычислений.

С помощью данной игры формируются навыки количественного счета, Развиваются физические качества детей,  повышается уровень  познавательной активности,

общий эмоциональный фон занятия

                                                   

                                                         чтение ( литература)

Доказано что Ритм заложенный в словах, фразах очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на муз. инструменты.  Использование речевых упражнений  в сочетании с музыкальными инструментами развивает артикуляцию,  дикцию и, конечно же, чувство ритма.

 Ув. Коллеги предлагаю желающих пройти на середину класса и помузицировать ( раздаются палочки)

                               

Итак  Стих «Весенняя телеграмма»

Весенняя телеграмма (В.Суслов)

Дятел сел на толстый сук,

Тук да тук.

Всем друзьям своим на юг

Тук да тук.

Телеграммы срочно шлет,

Туки-туки-тук.

Что весна уже идет,

Туки-туки-тук.

Что растаял снег вокруг,

Туки-тук, туки-тук.

Что подснежники цветут,

Туки-тук, туки-тук.

Использование игровых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, развитию артикуляции детей, но самое главное, что при использовании данного приема на уроках чтения   дети не заметно для себя   заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.  

Мы  как- будто побывали в весеннем лесу  и услышали, как

Нас в весенний лес зовет,

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили, мы дожили,
Мы живы, живы мы!

Воробушки поют свои песни , а мы с вами будем петь свои.

                                              Ритмика и рсский язык

  На уроках письма, русского языка, предлагаю метод  моделирования ритмического языка .

Обратите внимание на экран : вашему вниманию представлено ритм-игра . хлопайте вместе со мной и повторяйте все слова

Для выполнения этого упражнения можно использовать  различные предметные карточки в соответствии с календарно- тематическим планированием .Благодаря  созданию ритмические цепочки  из слов ,мы способствуем  не только развитию ритма но и  развитию речи детей,  коррекции звукопроизношения,  умения детей делить слова на слоги, развитию словотворчества  и   Расширения активного словарного  запаса дете

А сейчас желающим предлагаю смоделировать  свои ни на что не похожие свои песенки

самостоятельно ( обратите внимание на столах расположены карточки на различные темы, раложите их в желаемом для вас порядке и пропойте)

 ну что же  вы Прекрасно поработали, наверное, устали? я предлагаю вам отдохнуть. Давайте расслабимся, усядемся  поудобнее и послушаем прекрасную мелодию современного композитора  Поля де Сенневилля.

Ну что-ж вы хорошо потрудились , На столе у каждого находиться цветок, сейчас мы прослушаем  музыкльные  отрывки и предлагаю вам расскрасить цветок в соответствии с восприятием вами музыки, вашему настроению и в середине предлагаю нарисовать ваше настроение ( тем самым обозначив как повлияли мои методы на ваше настроение, интересно ли вам было присутсвовать на моем мастер- классе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Участники мастер-класса получат знания о формировании метапредметных УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

Мастер-класс"Формирование и развитие познавательных способностей на уроках в начальной школе"

Опыт работы поможет сформировать и развить познавательные способности у обучающихся с разной мотивацией обучения. Неспособных детей нет, нужно активизировать познавательные способности ребенка. З...