Рекомендации при проведении групповых форм работы на уроках в начальной школе
статья

Сидорова Наталья Ивановна

Рекомендации при проведении групповых форм работы на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации при проведении групповых форм работы на уроках в начальной школе.

Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

        Основная цель групповой работы – активное включение
каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

        Задачами групповой работы являются:

  1. Активизация познавательной деятельности;
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  3. Развитие умений успешного общения;
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

        Каковы признаки групповой работы?

        Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:

  1. на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
  2. состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
  3. каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
  4. учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Каковы “плюсы” групповой формы работы?

        Групповая форма работы имеет ряд достоинств:

1) повышается учебная и познавательная мотивация учеников;

2) снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;

3) в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;

4) развивается у учащихся умение слушать и слышать своих одноклассников, умение возражать и доказывать свои доводы;

5) рационально распределяется учебное время;

6) вырастает чувство ответственности за проделанную работу;

7) дифференцируется  работа в классе;

8) улучшается психологический климат в классе.

Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?

1) групповой работе надо сначала научить;

2) организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий;

3) некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;

4) для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

        Нет, не всегда.

1) Для групповой формы работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его с разных точек зрения, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников.

2) Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей.

3) Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении.

4) Немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы.

Как объединять детей в группы? 

Существует несколько способов формирования групп:

1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

        Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице.

Способ формирования группы

Достоинства

Недостатки и пути их преодоления

По решению учителя

Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп)

Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся

По желанию учеников

Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше

Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую)

По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы)1

Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда

Психологический пресс на тех, кого выбирали последними или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ

По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей)

Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп

Не всегда соответствует симпатиям-антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована

По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам

Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава

Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие – нет

      Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для начальной школы – это 4-5 человек.

        После формирования групп обязательно обсуждаются правила работы в группах.

Правила совместной работы:

1)      работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

2)      работать по плану;

3)      своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;

4)      качественно выполнять работу (аккуратно), соблюдать технику безопасности, экономию материала; 

5)      каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.

Какие роли должны быть в группе? 

        Никто не может ограничить фантазию учителя в выборе ролей в группах, здесь есть много вариантов.  Можно остановится на пяти основных, при этом роль командиров попытаться отдать на первоначальном этапе более скромным учащимся, а сильных учеников поставить на менее кричащие роли.

1) Посыльный

2) Командир

3) Секретарь

4) Докладчик

5) Наблюдатель

Посыльный. Роль посыльного ученикам кажется простой, так как ему нужно только подойти, взять и принести задание для группы. А на самом деле посыльному надо понять инструкцию, запомнить её и объяснить другим.

Командир. Поддерживает порядок. Организует работу в группе, следит за временем обсуждения, собирает идеи, даёт возможность высказаться каждому.

Секретарь. Записывает основные идеи при обсуждении; выполняет работу группы, если она письменная. Четкий почерк, навыки грамотного переписывания, способность к оформительству.

Докладчик. «Золотой голос» группы, сообразительность, грамотная речь; представляет во время общего обсуждения ответ группы, отвечает на дополнительные вопросы аудитории.

Наблюдатель. Участвует в обсуждении наравне с другими, критически оценивает идеи. Выполняет роль рефери, наблюдает за эффективностью общения в группе и выставляет оценку своей группе.

        Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

        

Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, был составлен своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе.

Алгоритм движения при выполнении задания в группе:

  1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
  2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
  3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).
  4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
  5. Совместное принятие решения.
  6. Анализ решения задания, его оформление.
  7. Проговаривание в группе выступления докладчика.
  8. Представление решения докладчиком.

Поведение учителя во время групповой работы:

Учитель может:

  • контролировать;
  • организовывать;
  • оценивать  работу;
  • участвовать в работе группы;
  • предлагать участникам разные варианты решений;
  • выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Общие моменты организации групповой работы:

        При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте ещё не было, поэтому ее надо внедрять с той же тщательностью, что и любой другой навык.

        Следующий момент, который требует внимания учителя,- это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно.

        Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее.        Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

        Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в группе (в классе). Для парной работы удобные обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

        У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать»,- говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Чего не следует делать при организации групповой работы:

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе   работать.
  • Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.
  • В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
  • В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.

Как подвести итоги групповой работы?

        Чтобы сохранить обучающий характер урока, даже если это итоговое занятие по теме, обобщение или проверка знаний, необходимо соблюдать следующее условие.

        Оценивая результаты выполненного задания, или подводя промежуточные итоги, если это урок-игра, обязательно надо озвучивать правильные ответы в письменных заданиях. У детей не должно остаться неопределённости. (Надо стараться чередовать задания таким образом, чтобы успеть проверить письменные ответы за то время, пока ребята выполняют следующее задание.)

        Не стоит забывать хвалить за правильные устные ответы, благодарить за удачные творческие выступления, поощрять проявления инициативы, поддерживать ученика (особенно слабого) в его попытке выступить от имени команды с устным рассказом, оценкой каких-либо событий.

        Подводя итог всего урока, необходимо прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.

        Что касается отметок за урок, то их, как правило, получает каждый. Выставляет же оценки сама группа (команда) после небольшого обсуждения, для которого надо обязательно запланировать минутку в конце урока. Учитель оставляет за собой право скорректировать эти отметки или отменить ту, что по каким-то соображениям не устроила её обладателя.

        Если проводить уроки с применением группового метода регулярно, то конфликтных ситуаций внутри команды в ходе урока практически не возникает и разногласий по поводу оценок не бывает. Дети довольно быстро учатся сотрудничеству и приобретают умение оценивать личный вклад каждого в общее дело.

        Когда речь идёт об уроке-игре или внеклассном мероприятии, то могут иметь место призы и подарки.

        В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Материал для выступления на МО учителей начальных классов....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

В материале дается пояснение тому,как можно использовать груповую форму работы на уроках в начальной школе.В данном материале раскрывается суть применяемой формы работы на уроках. Даны некоторые напра...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и ф...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...