ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (3 класс)

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педагогический опыт организации проектной деятельности, описывает методы и приемы,  способствующие  формированию метапредметных умений при работе над проектами: целеполагание, планирование, работа с информацией, обобщение и представление своих результатов.

          Ключевые слова: личностные результаты, проектная деятельность,   план проекта, методы исследования, творческое занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.3/.4

Е.В.Чепкасова

учитель начальных классов, методист ШМО, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Экономический лицей», chepkasovaev@ecl.edu54.ru, г.Новосибирск

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

          В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педагогический опыт организации проектной деятельности, описывает методы и приемы,  способствующие  формированию метапредметных умений при работе над проектами: целеполагание, планирование, работа с информацией, обобщение и представление своих результатов.

          Ключевые слова: личностные результаты, проектная деятельность,   план проекта, методы исследования, творческое занятие.

          The article deals with the topical issue of the formation of personal and meta-subject results on the example of involving primary school students in project activities. The author presents his pedagogical experience in organizing project activities, describes methods and techniques that contribute to the formation of meta-subject skills when working on projects: goal setting, planning, working with information, generalization and presentation of their results.

           Keywords: personal results, project activity, project plan, research methods, creative activity.

            Основными целями ФГОС НОО третьего   поколения является повышение роли школы в воспитании молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей

[4,стр.4]. На первый план выходит развитие личностных качеств учащихся, единство учебной и воспитательной деятельности. Личностные же действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Также в ст.34.2 ФГОС НОО  сказано: «в современном образовании  должны создаваться условия, обеспечивающие возможность для формирования способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию» [4,стр.18].  Участие же детей в исследовательской, созидательной,  преобразовательной деятельности создает условия для  формирования социальных и метапредметных компетентностей и многих личностных качеств.           

      По мнению  известного специалиста в области развития детского мышления в процессе обучения Джерома Брунера, умственная деятельность ученого, сделавшего «эпохальное» открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Школьник, изучающий физику, как утверждает Дж. Брунер, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому физику, чем получать знания в «готовом виде», как это предусматривается ортодоксальным подходом к обучению [2]. Поэтому   детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически и благотворно влияет на его развитие.

      Задача учителя начальной школы – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и интересными для самого ребенка. Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.

         В современной педагогике по степени самостоятельности ребенка выделяют три уровня реализации «исследовательского обучения»:

  1. Первый и самый простой – взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.
  2. Второй уровень – взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск [1] .

         Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, включает следующие основные этапы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выдвижение гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка проекта (сообщение, доклад, макет); защита проекта [1, стр.49].

          Поэтому на начальном этапе   рекомендуется не только помочь выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения.  Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний [3].

        Так, во время  урока русского языка во 2ом классе по теме: «Имена собственные», детей очень заинтересовала история своего имени. Выполняя задание из учебника, где приводились толкования имен, пришедших из других языков, у детей возникло желание узнать значение и своего имени. Совместно с детьми мы составили план работы в виде вопросов: Из какого языка происходит мое имя? Что оно обозначает? Почему меня так назвали?

           Так как дети еще маленькие, то помощь в поиске информации и ее оформлении оказывали родители. На следующем уроке мы слушали  сообщения, которые были красочно оформлены. После всех выступлений, на втором этапе работы, для формулирования проблемы, был задан детям вопрос: Как вы, думаете, а из какого языка в наш русский язык, пришло больше имен?  И предложила им подсчитать и свои результаты занести в таблицу. В процессе групповой работы ребята заполнили таблицу и представили свои подсчеты. Выяснилось, что в нашем классе больше всего имен из древне-греческого языка, на втором месте – из латинского, на третьем – из славянского и древне-еврейского. Вот тогда я и обратила внимание своих учеников на явное противоречие: мы живем в России, наши предки – древние славяне, а славянских имен в нашем классе оказалось совсем немного – всего 4. Как же так? Этот вывод вызвал у детей удивление и породил много вопросов. Почему в нашем языке много иноязычных имен?  Почему славянских имен меньше, чем имен из других языков? Какие еще славянские имена есть? Таким образом,    мы вместе с детьми подошли к формулированию проблемы и темы проекта: «История происхождения имен в России». Далее идет следующий этап – сбор информации, ее переработка и представление. Но в силу своих возрастных особенностей, второклассники еще не способны самостоятельно изучать информацию такого уровня, поэтому материал по теме представляла я сама в виде презентации,  а дети  включались в беседу, заполняли таблицу, делали выводы об услышанном на уроке.  В дальнейшем при изучении все той же темы по русскому языку по правописанию имен собственных, в частности фамилий, мне также было необходимо пробудить желание и интерес детей к изучению истории своей фамилии. Иногда и  личный пример учителя воодушевляет детей на работу.  Поэтому я сначала   представила   информацию о своей фамилии и ее значении.  Сразу было видно, как у детей загорелись глаза, появилось желание поскорей заняться работой.  Результатом явилась презентация своих сообщений перед классом. Оказалось, что почти  каждая  семья  имеет удивительные родословные! Так  ребята узнали, что в его роду были священники, врачи, герои войны, крестьяне и кулаки,  артисты и циркачи.  Никакой рассказ учителя или рисунок не дадут  того эмоционального ощущения, которое возникает при непосредственном знакомстве с историей своего имени или фамилии, особенно когда ребёнок самостоятельно  обнаружил ее, оформил со всей любовью и старанием и представил перед одноклассниками. Здесь хочется привести слова Александра Ивановича Савенкова, доктора педагогических наук, профессора Московского городского педагогического университета: «Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления» [3].
2. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес [1, стр.47]. Для разжигания такого интереса можно использовать и чтение художественных произведений, тем более если их содержание связано с темой проекта.  Так, во 2 классе,  на уроке внеклассного чтения мы познакомились с  прекрасным рассказом Николая Вагнера «Яичко». Проанализировав рассказ, мы вместе с детьми пришли к выводу, что в произведении поднимается проблема воспитания сочувствия и сострадания к слабому, бедному, борьба с собственным эгоизмом, и то, что пасхальное яичко явилось символом доброты, милосердия  к ближнему. У детей после прочтения возникло множество вопросов по теме праздника «Пасха»: Что такое «Пасха»? Почему на Пасху красят яйца?» Почему яйца красят в красный цвет? И т.д. Я, как учитель, понимая, что тема для второклассников не совсем соответствует их возрасту, решила все-таки реализовать этот проект, поэтому итогом проекта мною была выбрана форма творческого занятия, которое получило название «Яйцо — символ мира, жизни, добра. Праздник Пасхи».  На этапе постановки целей и актуализации знаний мы с ребятами заполнили таблицу из трех колонок: ЗНАЮ. ХОЧУ УЗНАТЬ.  УЗНАЛ!. Используя таблицу, дети записывали в группах свои знания об этом празднике и вопросы, на которые бы они хотели ответить. Потом читали свои записи перед классом. Повторяющиеся вопросы мы записывали на доске. Так возник план работы над проектом и задачи, которые предстояло решить:

  1. Узнать, что такое Пасха, и в чем заключается смысл этого праздника.
  2.  Узнать   историю   символа Пасхи – яйца.  
  3. Познакомиться с символами росписи пасхальных яиц и их сакральным смыслом.
  4. Оформить  выставку   поделок «Мое пасхальное яичко».

          В ходе реализации проекта мы познакомились со славянским мифом о возникновении жизни на Земле из Мирового яйца, установили связь мифа со сказкой «Курочка Ряба», узнали, почему яйцо является символом вечной жизни, и почему его красят на Пасху. Были выбраны следующие методы исследования:

  1. Работа с научно – популярной литературой
  2. Чтение художественных произведений
  3. Подготовка сообщений и презентаций по темам: «Легенды о пасхальном яйце». «Священные птицы». «Пасхальные яйца Фаберже». «Символы росписи пасхальных яиц».

         Методы реализации целей и задач:

  1. Работа в группах по составлению   и заполнению таблиц: «Знаю. Хочу узнать. Узнал!», «Виды росписи пасхальных яиц», «Символы росписи пасхальных яиц». Составление кластера «Пасхальное яйцо – это символ…»
  2. Индивидуальная работа: рисование иллюстраций к рассказу Н.Вагнера «Яичко», рисование своего пасхального яичка с сюрпризом, используя сакральные символы, роспись пасхального яичка красками.

        Я старалась разнообразить учебно-познавательную деятельность, вовлекая детей в групповую работу,   в выполнение  творческих заданий, информацию по каждому пункту плана они получали от меня. Их задача состояла в том, чтобы прослушать презентацию, включиться в беседу, прочитать информацию в группе, приготовить сообщение,    выполнить рисунки, заполнить таблицы, кластер, синквейн.  Продуктом данного проекта явилось творческое занятие, на которое были приглашены родители. На  занятии  группы представляли свои работы, а завершилось занятие росписью пасхального яичка древними символами.

        Следующий проект, о котором бы хотелось рассказать это – «Откуда вы приходите слова?» 3 класс.  На уроках русского языка в процессе словарной работы дети под руководством учителя знакомятся с происхождением слов, с их этимологией. В основном это заимствованные слова. Детям очень нравилось самим готовить такое сообщение о каком-либо новом словарном слове. Поэтому возникла идея познакомить детей с этимологией исконно-русских слов. И помог мне в реализации этой цели мой проект «К истокам народной мудрости».  В рамках проекта при подготовке к календарным праздникам и на классных часах   дети получали представления об обычаях наших предков - древних славян, знакомились с пантеоном славянских богов,   а также узнали о происхождении   исконно русских слов.  Таких,  например, как: рубашка, колобок, мороз, копейка, яркий, явный, правда, ладно, живот, власть,  и т.д. Работа над этим проектом строилась уже по-другому. Дети в 3ем классе уже более самостоятельные, имеют опыт групповой работы, могут запрашивать необходимую информацию в интернете. Поэтому они сами в группах составляли план проекта и  формулировали  на его основе задачи. Мотивирующим моментом явилось знакомство со стихотворением Ю.Левитанского:

Откуда вы приходите, слова,
исполненные доброго доверья?
По-моему, оттуда, где трава.
По-моему, оттуда, где деревья… Эге-ге-гей! Ну где же вы, слова?

 «Слова, слова!..» —
                   вздыхают робко листья,

   и тропка поворачивает лисья
  туда, где в листьях прячется  сова.
  И тропка нас уводит в старину,
  туда, где бродит пращур   волосатый
  по травам, не имеющим названья…
  

          Чтобы помочь детям самостоятельно сформулировать цель проекта, задачи, составить план работы, я предложила им в группах ответить на такие вопросы:  1.Для чего нужен проект? 2.Какой будет результат? 3. Что нужно сделать, узнать, чтобы достичь цели? 4. Какие средства и ресурсы надо использовать? 5. Может ли результат (продукт) быть еще лучше?

         После обобщения  выступлений от каждой группы у нас получился такой план работы:

  1. Узнать с помощью интернет-ресурсов, какие слова современного русского языка произошли от имён славянских языческих богов;  
  2. Подготовка в группах сообщений и презентаций по темам: «Славянский Бог и слова, образованные от его имени».
  3. Выяснить, каких слов больше в современном русском языке: исконно русских или заимствованных на примере слов из  орфографического словаря  учебника «Русский язык»;

4.   Создать свой   этимологический   словарик;

5. Сделать вывод: Чем могут быть полезны знания, полученные в результате проекта.

          В ходе выполнения  проекта учащиеся в группах учились запрашивать необходимую информацию в интернете, создавать презентации, оформлять этимологические словарики, делать выводы, узнали, что знание славянской мифологии может помочь объяснить и запомнить правописание некоторых словарных слов.   Работая над проектами, учащиеся знакомятся  с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний о нем, учатся  самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируют ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Также учатся  представлять  продукты своей работы в разных формах.  Так, например, проект «Русские народные песни» в 3ем классе,  сподвиг  детей  на исполнение народных песен разных жанров, а проект «Русские поэты» научил многих создавать буктрейлеры. В 4-ом классе мы  закончили с детьми проект «Сказы П.П.Бажова», продуктом которого стали детские лепбуки.

               Разговор о проектной деятельности младших школьников хочется закончить словами Л.Выготского: «То, что  дети  могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

     

Список литературы:

1. Дубова М. А. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. / – М.: Баласс, 2011.

2. Савенков А.И.  Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.   https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200702117

3.Савенков А.И. Исследовательское обучение в домашних условиях. https://ug.ru/%E2%80%8Baleksandr-savenkov-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor-moskovskogo-gorodskogo-pedagogicheskogo-universiteta-issledovatelskoe-obuchenie-v-domashnih-usloviyah/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»

Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

Опыт работы «Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников»

Опыт работы по теме "Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности"...

Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников

Актуальность: Важнейшей задачей современной школы является формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» Проектная деятельность, организ...