Создание условий для мотивации учащихся
статья (2 класс)

Молчанова Галина Валентиновна

Одним из главных направлений совершенствования обучения в начальных классах является то, что от учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно».  И.Ф.  Герберт определяет «интерес», как синоним учебной мотивации.

 

«Хочу», следовательно – «могу», а «могу»,  следовательно  - «выполняю с интересом»,  а это значит личностно, а личностно, значит значимо каждому! Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»?

 

Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке  должен нести в себе мотивацию.

 

Мотивировать учащихся необходимо начинать с первой секунды урока. Урок всегда стартует  с эмоционального настроя.

 

Использую настрои разных видов:

 

1.     Четверостишия

 

2. Отрывки из мультфильмов

 

 Огромное внимание уделяю делению класса на группы. Психологический комфорт в группе мотивирует учащихся на активную и качественную работу на уроке.

 

Чаще всего применяю способ деления на группы, связанный с темой урока. На уроке «Русская народная сказка «Сивка-бурка» учащиеся делились на группы с помощью сказок. Учащимся раздаются карточки с изображением предметов  или героев  из сказок на выбор. На парты ложатся иллюстрации к сказкам (по необходимому количеству групп). Ученики ходят по классу и ищут иллюстрацию к сказке, герой или предмет  которой изображён на их карточке. 

 

Стараюсь, чтобы проверка домашнего задания тоже имела мотивационный настрой. Не секрет, что проверка выполнения домашнего задания часто и не всем учащимся нравится и приятна. Как сделать так, чтобы ребёнок не боялся этого процесса?

Я обычно начинаю проверку с самооценки учеников своего выполнения домашнего задания. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Вопрос: Кто чувствует себя готовым на 5, на 4, на 3? Спасибо.

 

Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или продвинутый ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу. Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.

 

Ребёнка «мотивирует» достижение цели, поставленной им самим. Поэтому на уроках я использую такие приёмы, как «Инсерт», «Кластер», «Да-нет», «Дерево предсказаний» и большое количество других приёмов и методов.

 

Например, на уроке литературного чтения, при изучении раздела,  литературного понятия «эпитет» для мотивации учащихся на определение темы и цели урока я применила приём «Инсерт». Дети получили таблички с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.

Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.

 

Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

 

Эпитет – образное, художественное определение.

 

Пример применения приёма «Да-нет» на уроке при определении видов сказок.

Задание: Определи вид сказки ........

Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет»  и определяют вид сказки. 

Бытовая

Да/нет

волшебная

Да/нет

О животных

Да/нет

Герои – простые люди

 

Волшебство

 

Веселое настроение

 

Веселое настроение

 

Герои-злодеи

 

Герои-животные

 

Смешные ситуации

 

Герои-помощники

 

Волшебное условие (животные разговаривают)

 

Высмеиваются плохие черты характера

 

Необычные испытания

 

Сильный защищает слабого

 

Восторг умом, находчивостью

 

Таинственное настроение

 

 

 

 

 

Волшебные предметы

 

 

 

 

 

Троекратные повторы

 

 

 

 

 для мотивации на постановку цели своей деятельности и интерес к теме, применялся приём «Кластер». Кластер – это приём, который служит мотивационным средством на разных этапах урока. Чтобы учащимся было понятно, первоначально я сравнила кластер с виноградной гроздью. Дети поняли, что все их мысли можно располагать как ягодки на виноградной кисти. Это интересно делать и это мотивирует на работу, на мыслительную деятельность, на успешность.

 

Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Впоследствии этот приём, как и приём «Сундук мудрости» стал одной из любимых работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме.  Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.

Домашнее задание обычно выполняется детьми потому, что «надо», а не потому, что «хочу».

Чтобы мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания,  задаю следующие задания:

 

4) Три уровня домашнего задания:

1 уровень – обязательный минимум (для учащихся всех уровней)

2 уровень – тренировочный (для обучающихся со средним уровнем)

3 уровень - творческое задание (для обучающихся с высоким уровнем мотивации) Например:

- разработка сказок, фантастических рассказов по учебным  темам.

- чайнворды, кроссворды.

- учебные комиксы

Отличным инструментом для создания успеха служат самооценка учащихся и несут в себе огромный мотивационный настрой.

Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в теме. 

Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся, мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся, которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей.

Используя на уроках перечисленные приёмы и методы, убеждаюсь, что таких учеников в классе становится меньше.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 МБОУ «Средняя школа № 2 им. Героя Советского Союза А.Березового»

п. Энем

Тахтамукайский район Республика Адыгея

            «Создание условий для реализации

мотивационной деятельности учащихся

на уроке»

Подготовила:

Молчанова Галина Валентиновна

учитель начальных классов

Одним из главных направлений совершенствования обучения в начальных классах является то, что от учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно».  И.Ф.  Герберт определяет «интерес», как синоним учебной мотивации.

«Хочу», следовательно – «могу», а «могу»,  следовательно  - «выполняю с интересом»,  а это значит личностно, а личностно, значит значимо каждому! Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»?

Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке  должен нести в себе мотивацию.

Мотивировать учащихся необходимо начинать с первой секунды урока. Урок всегда стартует  с эмоционального настроя.

Использую настрои разных видов:

1.     Четверостишия

2. Отрывки из мультфильмов

 Огромное внимание уделяю делению класса на группы. Психологический комфорт в группе мотивирует учащихся на активную и качественную работу на уроке.

Чаще всего применяю способ деления на группы, связанный с темой урока. На уроке «Русская народная сказка «Сивка-бурка» учащиеся делились на группы с помощью сказок. Учащимся раздаются карточки с изображением предметов  или героев  из сказок на выбор. На парты ложатся иллюстрации к сказкам (по необходимому количеству групп). Ученики ходят по классу и ищут иллюстрацию к сказке, герой или предмет  которой изображён на их карточке. 

Стараюсь, чтобы проверка домашнего задания тоже имела мотивационный настрой. Не секрет, что проверка выполнения домашнего задания часто и не всем учащимся нравится и приятна. Как сделать так, чтобы ребёнок не боялся этого процесса?

Я обычно начинаю проверку с самооценки учеников своего выполнения домашнего задания. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Вопрос: Кто чувствует себя готовым на 5, на 4, на 3? Спасибо.

Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или продвинутый ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу. Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.

Ребёнка «мотивирует» достижение цели, поставленной им самим. Поэтому на уроках я использую такие приёмы, как «Инсерт», «Кластер», «Да-нет», «Дерево предсказаний» и большое количество других приёмов и методов.

Например, на уроке литературного чтения, при изучении раздела,  литературного понятия «эпитет» для мотивации учащихся на определение темы и цели урока я применила приём «Инсерт». Дети получили таблички с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.

Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.

 

Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

 

Эпитет – образное, художественное определение.

 

Пример применения приёма «Да-нет» на уроке при определении видов сказок.

Задание: Определи вид сказки ........

Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет»  и определяют вид сказки. 

Бытовая

Да/нет

волшебная

Да/нет

О животных

Да/нет

Герои – простые люди

 

Волшебство

 

Веселое настроение

 

Веселое настроение

 

Герои-злодеи

 

Герои-животные

 

Смешные ситуации

 

Герои-помощники

 

Волшебное условие (животные разговаривают)

 

Высмеиваются плохие черты характера

 

Необычные испытания

 

Сильный защищает слабого

 

Восторг умом, находчивостью

 

Таинственное настроение

 

 

 

 

 

Волшебные предметы

 

 

 

 

 

Троекратные повторы

 

 

 

 для мотивации на постановку цели своей деятельности и интерес к теме, применялся приём «Кластер». Кластер – это приём, который служит мотивационным средством на разных этапах урока. Чтобы учащимся было понятно, первоначально я сравнила кластер с виноградной гроздью. Дети поняли, что все их мысли можно располагать как ягодки на виноградной кисти. Это интересно делать и это мотивирует на работу, на мыслительную деятельность, на успешность.

Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Впоследствии этот приём, как и приём «Сундук мудрости» стал одной из любимых работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме.  Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.

Домашнее задание обычно выполняется детьми потому, что «надо», а не потому, что «хочу».

Чтобы мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания,  задаю следующие задания:

4) Три уровня домашнего задания:

1 уровень – обязательный минимум (для учащихся всех уровней)

2 уровень – тренировочный (для обучающихся со средним уровнем)

3 уровень - творческое задание (для обучающихся с высоким уровнем мотивации) Например:

- разработка сказок, фантастических рассказов по учебным  темам.

- чайнворды, кроссворды.

- учебные комиксы

Отличным инструментом для создания успеха служат самооценка учащихся и несут в себе огромный мотивационный настрой.

Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в теме. 

Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся, мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся, которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей.

Используя на уроках перечисленные приёмы и методы, убеждаюсь, что таких учеников в классе становится меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий развития здоровья учащихся

Материал для доклада на Республиканской конференции по вопросам здоровьесбережения учащихся младших классов. Указаны цели и задачи, над которыми должен работать педагог в сотрудничестве с родителями. ...

Создание условий преодоления перегрузки учащихся в основной и средней школе.

Статья для выступления на педагогическом совете школы...

Инновационный педагогический опыт. "Реализация ФГОС НОО как условие повышения мотивации учащихся к учёбе"

В данном материале предлагаются различные методы мотивации учащихся к учёбе....

Статья:«Реализация ФГОС НОО как условие повышения мотивации учащихся к учёбе».

Важнейшей  задачей  современной  системы  образования  являетсяформирование  совокупности  универсальных  учебных  действий.  Именносформированность...

Создание условий для обучения учащихся

Создание условий для обучения учащихся...

Материалы для выступления на семинаре «Роль классного руководителя в создании условий для саморазвития учащихся в детском коллективе»

        Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскры...