Содержание взаимодействия логопеда и учителя начальных классов по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников
статья

В статье описывается взаимодействие логопеда и учителя начальных классов при работе по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание взаимодействия логопеда и учителя начальных классов по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников

Для эффективной работы школьного логопеда необходима тесная связь с учителем начальных классов. Они стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

По мнению С.Л.  Яшлевой, «взаимосвязь логопеда и учителя начальных  классов становится  более тесной. Логопеду необходимо информировать учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать  информацию об их успеваемости в течение учебного года» [1,c.34] .

На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например,  учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. На уроках литературного чтения и литературного слушания в 1 классе часто используются скороговорки, потешки. Логопед обязательно подсказывает учителю начальных классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.  Учитель начальных классов с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР, билингвизмом.

По мнению О.В. Елецкой, «одно из важных условий коррекционной работы – выработка единых требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика» [2,с. 29].  

Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, научить педагога отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы обучающегося. К сожалению, этот вопрос неоднозначен и сложен для понимания учителя.

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на логопедическом занятии ставится  по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть  за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки. Логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.

        О.В. Елецкая в книге «Организация логопедической работы в школе» пишет, что «целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках» [2,с.29].

         На индивидуальных консультациях  и беседах   логопед с учителями  начальных  классов в течение всего учебного года  информирует  о направлениях коррекционно-педагогической  работы по устранению дисграфии:  

         1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.

        Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания. Более успешно совершенствуются слухопроизносительные дифференцировки, если они проводятся в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Аналогичную работу  на уроке предусматривает программа общеобразовательной школы. Обычно большая часть этой работы проводится в первом классе в течение до буквенного периода и в четвертом классе, во время письменного фонетического разбора. Во втором и третьем классах такой работе уделяется минимум рабочего времени.

        В работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

  - во время письма запретить проговаривание тем детям, у которых нарушения звукопроизношения, на логопедических занятиях ученик проговаривает, а логопед дублирует проговаривание, произносит правильно.

 - использовать на уроках игры и задания на развитие фонематического слуха в любой этап урока.

2. Развитие языкового анализа и синтеза.

    Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Формируются умения определять количество, последовательность и место  слов в предложении.  Могут использоваться сигнальные карточки на каждом уроке, выполняя домашние задания.

3. Развитие слогового анализа и синтеза.

        При формировании слогового анализа и синтеза работу начинают со вспомогательных приемов (отстучать, отхлопать слово по слогам и назвать количество слогов). Опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, обучающиеся усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

        В помощь учителю начальных классов   логопед может рекомендовать игры и упражнения:

- на определение количество слогов в слове  (поднять соответствующую цифру);

- записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количества слогов, восстановить слова, определить пропущенный слог, найти в предложении слова с определенным количеством слогов, из беспорядочных слогов составить слова, выделить первый звук, выделить из слова и записать слог с заданным гласным.

4. Устранение аграмматической дисграфии.

        В работе выделяются следующие направления:

- уточнить структуру предложения;

- развивать функции словоизменение и словообразование;

- работа по морфологическому анализу состава слова;

- работа с однокоренными словами.

5.Устранение оптической дисграфии.

Проводить работу в следующих направлениях:

- развивать зрительное восприятие, узнавание формы, величины и цвета;

- работа над расширением объема и уточнения зрительной памяти;

- формирование пространственных представлений;

- развитие зрительного анализа и синтеза.

        Для развития зрительного гнозиса рекомендуются следующие задания:

- назвать контурные изображения предметов;

- назвать перечеркнутые контурные изображения предметов;

- выделить контурные изображения или наложенные друг на друга изображения.

        Можно подобные задания давать и на узнавание букв.

        Также развивают зрительную память с помощью игр «Чего не стало?», «Что изменилось?».

6. Развитие моторики.

        Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно,  идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук затрагивают расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. В связи с этим на уроках желательно выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Это могут быть всевозможные штриховки, шнуровки, раскрашивание. Можно проводить комплексные разминки, по рекомендациям  В.В. Коноваленко и  С.В. Коноваленко [3] , как на занятиях, так и в повседневной жизни. Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и мелкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия.

         Е.А. Борисова   советует, « уделить внимание  тем  играм с  пальчиками,

ход,  которых сопровождается небольшими стихами. Особенно полезной, по мнению автора, такая работа будет тем детям, которые страдают общим недоразвитием речи. Так как в игровой форме поможет увеличить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Учитель начальных классов может использовать такие упражнения на уроках русского языка и чтения и при ознакомлении с окружающим миром» [4,c.5] .

По мнению В.С. Кукушкиной, « логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи. Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и учителями начальной школы сделает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения»  [3,c.32].

Подводя итог можно сделать вывод, что  фундаментальную важность на современном этапе развития образования приобретает профессиональная компетентность учителя начальных классов по вопросам нарушений письма. Это связано как с увеличением количества младших школьников, требующих специальной педагогической помощи и поддержки, так и с ростом количества учащихся массовой школы испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ. Следует отметить, что чем компетентнее будет организована совместная  деятельность  логопеда и учителя начальных классов, тем эффективнее пойдет развитие   и устранение нарушений  письменной речи.

Таким образом, в современных публикациях отводится важная роль сотрудничеству  логопеда и учителя начальных классов в обеспечении эффективной работы по устранению нарушений письменной речи младших школьников. Условием эффективной коррекционно-педагогической работы выступает психолого-педагогическая грамотность учителя начальных классов в вопросах нарушений письменной речи и ее выявления и коррекция.  

Традиционными формами  взаимодействия  логопеда и учителя начальных классов являются консультации, беседы, выступления на педагогических советах, методических объединениях, на которых четко разграничиваются для учителя начальных классов специфические и орфографические ошибки, а также  со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом.

Список литературы:


1.Яшлева С.Л. Взаимодействие в коррекционно-речевой работе учителя-логопеда и учителя начальных классов //
Логопед. –2010. – № 5 – С.34 .

2.Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе [Текст]:/ О.В. Елецкая, Н.Ю.  Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 162 с.

3.Аманатова, М.М. Справочник школьного логопеда / М. М. Аманатова. - Ростов н/Д ; Феникс,   2016 – 330 с.

4.Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. – 36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников

Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,...

Взаимосвязь учителя – логопеда и учителей начальных классов по устранению ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы...

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в формировании письменной речи у детей с ОНР

Статья о взаимодействии логопеда и учителя начальной школы по формированию письменной речи у детей с общим недоразвитием речи...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя ГПД в вопросах сохранения здоровья младших школьников....

Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма

Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

             Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и...