Педагогический проект «Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках литер.чтения
проект

Конькова Людмила Михайловна

Педагогический проект учителя нач.классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация проекта

Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.

К. Д. Ушинский.

        Наши дети умеют читать, но они просто не умеют понимать, прочитанное! Меня, как учителя начальных классов всё больше волнуют такие вопросы: «Как вызвать у детей интерес к чтению? Что необходимо сделать, чтобы ребёнок ПОЛЮБИЛ книгу? Как сделать так, чтобы на моих уроках был интерес у ребят?» Низкий уровень культуры чтения определяет ключевую проблему в образовании. Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает огромное значение, как для образования, так и для государства. Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью повышения уровня читательской грамотности среди учащихся, а также понимания, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения. Использование прогрессивных методик именно в начальной школе необходимо, чтобы избежать проблем чтения, вызванных неправильным обучением, в последствии затрудняющим процесс обучения. Это такие проблемы, как потеря интереса к чтению с приходом в школу (детям перестают читать); непонимание смысла текста из-за неправильного сформированного способа чтения; отсутствие динамики развития (нарушение индивидуального подхода к хорошо читающим детям); преобладание понимания художественных текстов (отсутствие работы над чтением текстов других типов).

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Цель работы: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.

Гипотеза - если при формировании навыков полноценного чтения у младших школьников применять новые технологии, разнообразные формы и методы работы, то это приведёт к повышению качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, формированию стремления к достижению более высокого результата, раскрытию способностей и природных задатков личности.

Задачи:

  1. Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности.
  2. Стимулировать творчество детей.

Формирование читательской грамотности, согласно ФГОС НОО, осуществляется через личностно-ценностные, информационно-коммуникативные и учебно-познавательные компетенции. Формирование читательской грамотности, согласно ФГОС НОО, осуществляется через личностно-ценностные, информационно-коммуникативные и учебно-познавательные компетенции. 

Иформационно-коммуникативные компетенции включают:

1.Способность к систематизации, обобщению и интерпретации полученной информации;

2. Способность к выработке полноценного навыка чтения;

3.Готовность к принятию различных форм организации читательской деятельности, владение устным и письменным общением, развитие интереса к диалогизации обучения чтению.

     Учебно-познавательные компетенции характеризуются:

1. Владение рациональными приемами работы с текстом;

2. Способность к пониманию содержания произведения, умения передать события;

3. Наличие знаний компонентов литературного произведения;

4. Способность распознавать жанры произведений.

    В работе учителя выделяю основные педагогические условия:

1)создание положительной мотивации младших школьников к читательской деятельности путем использования активных форм и методов обучения;

2)в структуре урока использовать речевые разминки, направленные на формирование у младших школьников навыка чтения, включающего правильность, беглость, выразительность и сознательность;

3) включать в содержание уроков творческие задания.

Направления по формированию читательской компетенции:

  1. Формирование навыка (техники) чтения: это умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

Формированию оптимальной скорости чтения способствует применения приёма жужжащего чтения и обязательные пятиминутки на каждом уроке не зависимо от предмета.

Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

Использование метода Эдигея. Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке. Долгие годы автор книги пытался решить проблему чтения. И только система, основанная на реализации законов развития психики ребенка, на стимулировании его интереса к процессу чтения, помогла решить эту проблему. Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный: это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое мышление, активизация лингвистических способностей.

Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.

Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", обучающиеся моей внеклассной деятельности постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями сельской библиотеки.

Разносторонняя работа с текстом:

Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).

Работа с деформированным текстом:

  • собери рассыпанные слова в предложение;
  • собери предложения из частей. Разбей текст на смысловые части.

Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста. Дополни предложение.

Работа с родителями.

В 1 классе приходится использовать задания из логопедических занятий, так как дети 90% класса – логопедические, с нарушениями фонематического слуга, произношения и т.п.

  1. Формирование понимания прочитанного и прослушанного произведения: это разносторонняя работа с текстом. Способствует обучению учащихся извлекать требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языку текста. Это пособие использую как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Оно помогает подготовить детей к комплексным работам.

Работа со словарями - толковыми, словарь настроения, синонимы-антонимы и др.

Большую роль в обучении осознанному чтению играют инсценировки, прочитанных произведений.

  1. Формирование знания книг и умение их самостоятельно выбирать.

Ведение тетрадей по чтению, обязательно говорить о жанрах произведений.

На уроках и занятиях использовать элементы театрализации, ролевое чтение, «сопереживание», беседа, беседа-«приманка», дискуссия, литературная игра, и другие.

Литературные игры– это игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки; игры со словами; литературные викторины; кроссворды.

Нестандартные уроки.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством пе дагога:

  • Составление вопросов и тестов по данному тексту.
  • Творческое пересказывание.
  • Продолжение произведения (придумывание конца).
  • Творческое сочинение.

- Работа с читательским дневником и тетрадью для чтения.

  • Письмо литературному герою.
  • Письма любимым предметам.

Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Например, после чтения первой части рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», которая заканчивается предложением «Он все ходил мимо слив», можно задать вопрос: «Как вы думаете, Ваня взял сливу или нет?» Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста. Ребята учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. Такой прием работы вдумчивого чтения стимулирует обучающихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.

Знаю – Хочу узнать – Узнал. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о А.С. Пушкине и его произведениях, что узнали нового о писателе, какие его произведения и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Методы и приёмы творческой работы с текстом: (инсценирование, книжки - самоделки, лепка и аппликация…)

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его значение намного шире. У детей формируется умение вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, работать в группах, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей.

Тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем.

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.

(Приложение 1 «Приемы работы с текстом»)

КАРТА

педагогического проекта

Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Тема педагогического проекта: «Формирование функциональной (читательской грамотности) у младших школьников на уроках литературного чтения»

Направление деятельности (согласно приказа по школе):

Информационный раздел

1.

Автор проекта

 Конькова Л.М.

2.

Участники инициативной

группы

Классный руководитель, учащиеся, родители

3.

Целевая аудитория

Учащиеся 1-4 класс

Целевой раздел

4.

Цель проекта

воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.

5.

Задачи проекта

1.        Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности.

2.        Стимулировать творчество детей.

Направления по формированию читательской компетенции:

6.

Основная        идея        (идеи),

новизна проекта

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

7.

Обоснование значимости

проекта        для        развития школы

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью повышения уровня читательской грамотности среди учащихся, а также понимания, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения

Содержательный раздел

8.

Исходные теоретические,

методологические положения проекта

Читательская грамотность младших школьников

9.

Этапы        реализации

проекта

Подготовительный

Основной (практический)

Заключительный (аналитический)

10.

Содержание        проекта

(краткое описание)

Основные приемы по формированию функциональной (читательской грамотности) у младших школьников на уроках литературного чтения

11.

Методы деятельности по

реализации проекта

12.

Прогнозируемые

результаты

  1. Повышение уровня читательской грамотности младшего школьника.
  2. Повышение интереса к чтению как способу самосовершенствования и саморазвития.
  3. Выбор стратегии для более эффективного решения проблемы.
  4. Разработка метод. рекомендаций и дидактического материала.
  5. Повышение престижа семейного чтения

13.

Средства        контроля        и обеспечения достоверности результатов                реализации

проекта

 Диагностический инструментарий

14.

Календарный                план реализации        проекта        с

указанием        сроков

реализации по этапам

Подготовительный -  февраль-апрель 2023 г.

Основной (практический)- май 2023 г.-март 202026 г.

Заключительный (аналитический) – апрель 2026 г.

15.

Предложения        по

распространению        и внедрению результатов проекта в массовую практику

Выступление с представлением результатов педагогического проекта на методической конференции

Приложение 1

«Приемы работы с текстом»

  1. Приём — «Чтение с остановками». Одна из основных стратегий технологии критического мышления – чтение с остановками. Эта стратегия реализуется при следующих условиях:

- текст не должен быть знаком учащимся;

- текст заранее делится на части;

- задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности.

       На стадии «вызова» проводится объяснение   и прогнозирование возможного содержания рассказа по заглавию.

- Как вы понимаете название?

- По названию предположите, о чем будет произведение?

      Стадия «осмысления содержания» предполагает чтение с остановками. Текст читается учителем или бегло читающими учениками вслух по частям, слушатели следуют за читающим, не забегая вперед, постепенно открывая строки рассказа.

-Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?

-Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Стадия «рефлексии» требует ответов на важные вопросы.

- Как вы понимаете финал рассказа?

- Почему рассказ так называется?

- Почему текст завершается многоточием?

- Как бы сложилась судьба героев, будь они реальны?

       Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

      Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

2) Приём «Работа с вопросником» применяется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.                                      

3)Приём «Составление диафильмов по произведению». 

 Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.

Делаем так:

– по материалу прочитанного произведения составляем свой диафильм, продумывая содержание отдельных кадров;

– определяем количество кадров.

Готовые диафильмы представляются в классе.                          

4)    Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Цели:

- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".

- Научить детей фантазировать.

- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.

- Оценить общую активность детей.

Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики высказывают любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации            

5) Приём «Иллюстратор»

 Иллюстрации к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению носят сюжетный характер.

       На одном из уроков можно рассказать о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Так появляются картинные планы. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.

6)        Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы или после понравившегося произведения. Этот прием применяю и на уроках русского языка. Детям предлагаю написать продолжение истории из раздела или самому написать сказку или стихотворение. На уроке учащиеся зачитывают свои сочинения, очень ждут и с радостью делятся своими мыслями. В этих работах ценится именно полёт фантазии.                                                                                 

7) Приём «Создание кроссворда».  Интересным заданием для творчества считаю составление кроссвордов. Эта работа повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценно воспринимать художественное произведение.

 Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме, можно развивать навыки самостоятельной работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на отдельных листах или в тетрадях, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса. 

Список использованных литературных источников.

1.     Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2010. 

2.     Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – № 1 – с. 107-136. 

3.     Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.

4.     Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. –  М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с. 

5.     Пинская М.А. Анализ учебных пособий для начальной школы // Вопросы образования. – 2009. – №1. – с. 137-162. 

6.     Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа  результатов PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – №2 – с. 87-108. 

7.     Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. 

8.     Результаты мониторинга качества начального образования в образовательных организациях Саратовской области в 2014-2015 учебном году: Сборник аналитических материалов/ Отв. редактор А.А. Иванов, – Саратов: ГАУ СО «РЦОКО», 2015. – 88 с.

9.     Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – № 4. – с. 240-267. 

10. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – с. 123-150. 

11. Формирование читательской грамотности у младших школьни- ков (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.

Возможности учебного предмета  "Математика" ОС Л.В.Занкова   для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методы и приемы по формированию функциональной читательской грамотности...

Мастер-класс по формированию функциональной(читательской) грамотности

Мастер-класс по формированию функциональной(читательской) грамотности...

Выступление на тему "Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку"

Методическая разработка выступления. Данная статья посвящена проблеме формированию читательской грамотности учащихся начальных классов и способам ее решения посредством использования компетентностно-о...