Система взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников.
статья

Материал подойдёт для молодых специалистов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».                                                                                     

Не секрет, что у части  родителей есть стереотипное мнение об учителях.

Учителя – это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы – мучайся.

У учителей  также бывает  такое  мнение о родителях. 

Какие родители – такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам – разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.

А ведь на самом деле нужно вспомнить, что мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, нам надо вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.

Если исходить из того, что мы встречаемся как коллеги, то, вероятно, наша задача – обмен опытом, совместная выработка каких-то решений

Родительское собрание представляет собой универсальную и наиболее известную форму взаимодействия семей учеников со школой.

Задачи родительского собрания                                                                 

  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой
  •  Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми
  • Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, школьными советами и т. п.

На собраниях обсуждаются проблемы жизнедеятельности школы, класса.

 По назначению собрания могут быть:                                                          

  • Организационными
  • Тематическими
  • Итоговыми
  • Комбинированными
  1. Организационные собрания:

      - сбор и оформление документов

      - знакомство  с режимом работы

      - планирование экскурсий и классных мероприятий,

      - решение о покупке учебных материалов

 - выбор классного родительского комитета, утверждение плана его работы

2.Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Например, «Трудности адаптации первоклассников», «Режим дня школьников», «Первые отметки», «Поощрение и наказание», «Причины и последствия детской агрессивности», «Компьютер в жизни школьника» и др.

3. Итоговые собрания направлены на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год.

4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика показывает, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

          В центре внимания должна быть всегда не сама проблема, а пути ее решения.  В противном случае есть вероятность того, что всё  время будет потрачено на обсуждение того, что именно было сделано не так, как от этого трудно было школе и как трудно родителям, а решение проблемы так и не найдено, т. е. разговор не будет продуктивным.

Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:                                                                                                          

- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

- классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него; 

Слишком нравоучительный,  категоричный тон может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение.

Родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

Классный руководитель - лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем, скрываемых от чужих  отношений. Порой родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать в помощь родителям в воспитании.

    Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, посильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.

        Сейчас у меня 1 класс.

        Сначала состоялось заочное знакомство с родителями через изучение документов (заявления в школу) Узнаю состав семьи, количество детей, социальный статус семьи, место работы родителей.

В начале июня – организационное родительское собрание.

Учитель должен представиться (сверяется список класса, решается вопрос о покупке рабочих тетрадей, школьной форме, выдается памятка- список необходимых школьных принадлежностей)

На 1 в учебном году родительском собрании:

-  Поприветствуйте родителей.

- Поздравьте родителей с началом учебного года

- Выберите секретаря (ведение  протокола может обезопасить вас  потом)  

Протокол родительского собрания № _____

от «___» _____________ 2_____г.

Присутствовали: _____ человек

Отсутствовали:    

Приглашены:

Тема собрания:

По теме собрания выступили:

Принято решение:

Классный

Председатель

Руководитель:

родительского комитета:

-  Познакомьте с  программой обучения

-  Сообщите родителям о режиме работы школы

-  Познакомьте с планом учебной и воспитательной работы в классе

(расписание, предметы и требования к ним). Сообщите родителям о ваших планах в работе с детьми: экскурсиях, конкурсах, праздниках. Выслушайте также их предложения.

Можно использовать  такой прием, как «Дерево предложений». Эффективность данного приема заключается в том, что каждый родитель чувствует причастность к коллективу класса своего ребенка и берет на себя часть ответственности, а ученик,  чьи родители участвуют в делах  класса, переживает чувства радости, гордости.

Учитель  схематично изображает на доске  дерево без листвы и раздает родителям   вырезанные из бумаги разноцветные осенние листья. Родители пишут на них  свои предложения об организации  какого-либо мероприятия  в классном коллективе (организовать экскурсию, заказать автобус, вести  летопись класса и др.) и прикрепляют листья к нарисованному дереву. Затем они озвучивают и обсуждают свои идеи, которыми учитель может дополнить план внеурочных мероприятий.

-- Выберите родительский комитет, причем, предоставьте родителям самим определиться с составом.

-- Проведите анкетирование, чтобы собрать необходимую информацию для составления социального паспорта семей класса. Вам нужно выяснить, есть ли в классе социально незащищенные семьи или многодетные, имеются ли дети-инвалиды или те, которые имеют хронические заболевания. Уточните, нет ли опекаемых ребят, а также воспитывающихся в неполных семьях.

Выясните, какое количество детей занимаются в кружках или спортивных секциях в свободное от уроков время. Расскажите родителям о том, какие кружки есть в школе, график их работы.

-  Установленный порядок разрешения конфликтных ситуаций (лучше проговаривать его на каждом родительском собрании):

  • обо всех возникающих вопросах сообщать сразу, не затягивая решение проблемы на месяцы;
  • порядок обращений: сначала обращаемся к классному руководителю, а затем уже к завучу и директору. Но если и на уровне директора не удалось разрешить конфликт, что маловероятно, – в вышестоящие организации.

- Расскажите о формах связи с классным руководителем и администрацией школы. Телефон и сайт школы, координаты классного руководителя, приемные часы администрации, психолога, логопеда и т. д.

- Выслушайте возникшие во время вашего выступления вопросы и максимально полно ответьте на них. Поинтересуйтесь также у родителей, вопросы к каким специалистам (психологу, социальному педагогу, логопеду и т.д.) у них имеются, чтобы пригласить их на следующее собрание.

И самое главное: родители должны быть уверены, что педагогический коллектив в полном составе всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем.

Тематические  родительские собрания

Темы  определяются  на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов самих родителей. Некоторые темы родительских собраний являются традиционными, так например: для родителей первоклассников «Адаптационный период первоклассника», для родителей второклассника: «Нормы оценки. Моя первая отметка», «Стили воспитания», «Поощрения и наказания» «Воспитание здорового ребенка», «Воспитание у детей интереса к чтению», «Итоги уходящего года».

Для повышения эффективности проведения родительского собрания, вовлечения родителей в активное обсуждение, предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом можно использовать следующие приёмы.

Использование метафор.

Этот приём можно использовать в  начале тематического собрания, чтобы настроить  родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их.

Вот, один из примеров использования  рисунка – метафоры (взят из статьи педагога-психолога  Светланы Цветковой   «Вопросы воспитания в картинках»)

Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей»  (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

 - С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Родители высказывают свои предположения.

- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другое, послезавтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую, в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований.

Рисунок – метафора «Губка» (принцип воспитания на основе личного примера взрослого).
– Что изображено на картинке?
– Губка (
родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (
родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (
родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (
родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (
родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?– Конечно же, это
принцип – воспитание собственным примером

 Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи. 

 Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, несдержанного обращения с ребенком, можно  использовать текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:    
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. 
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. 
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. 

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю. 
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя. 
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию, как главную мысль всей представленной информации  

Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания).

Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме, хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с этим появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации. 
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие: анкеты «Признаки агрессивности», «Признаки импульсивности», «Признаки тревожности», «Готовность ребенка к школе», «Стили воспитания в семье» и др.

Для того чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку на  то, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости. 
Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

.          В конце родительского  собрания можно выдать родителям памятки, в

которых будут отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные

п          практические рекомендации.

        Собрание «Мастер – класс»  - собрание, на котором родители могут провести мастер- класс, демонстрируя свои достижения в области воспитания детей. Предварительно даётся тема нескольким родителям, чтобы они выступили и поделились опытом по этой теме, например,  как научить ребенка ответственно относиться к выполнению домашнего задания. Родители дают практические советы, могут показать ролевую сценку.

Родительские собрания с участием специалистов, профилирующихся  в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом.

Сообщение негативной информации о ребенке

Учитель вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке носящую негативный характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи.

 Родитель, почувствовав в словах учителя  нотки обвинения, либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего ребенка, либо «закроется» смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но, не проявляя, ни какой инициативы. Рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему, устроит головомойку своему ребенку, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом. Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога – проявить уважение к родителям и показать, что вы заинтересованы, прежде всего, в помощи ребенку, а не в его обвинении. Необходимо учитывать, что негативную информацию следует сообщать при личной беседе с родителем, желательно без лишних свидетелей и ни в коем случае не на общем собрании. В разговоре с родителями делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, это поможет сделать общение более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...

Презентация "Взаимодействие классного руководителя с родителями"

В презентации показана работа учителей с родителями и что можно сделать работая вместе....

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Можно обсудить с родителями следующие вопросы:1. Что понимают под сотрудничеством людей?2. Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?3. Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?4...

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллектива

Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллективаШирикова Татьяна Михайловна МБОУ «СОШ № 1» Основным структурным элементом в школе является клас...

Взаимодействие классного руководителя и родителей по созданию портфолио младшего школьника

Портфолио ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведени...