Наставничество в системе образования Самарской области
методическая разработка

Побежимова Ольга Петровна

Данный материал может использоваться учителем для выступления. Он отражает роль наставничества в образовании и содержит результативность наставничества в работе с молодым педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnichestvo_v_sisteme_obrazovaniya_samarskoy_odlasti.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте коллеги!

Педагоги со стажем хорошо помнят, наставничество всегда было в школе. Когда педагог приходил в школу, его окружали тепло и забота более опытных коллег - наставников. Эта система была сильной и эффективной. В этой связи можно вспомнить слова великого русского педагога Антона Семёновича Макаренко....                                                                             слайд «Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»                                                                                           За каждым профессионалом, мастером, просто успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник.

Однако новое время предъявляет новые требования новым внутренним содержанием и новыми формами.

В нашу школу, как и в целом по стране, на смену опытному коллективу учителей начальных классов приходят молодые специалисты, поэтому вопрос наставничества для нашей школы актуален. В 2019 году в нашу школу  прибыл молодой специалист- учитель начальных классов, Яковлева Светлана Андреевна. Решением педагогичекого совета меня назначили учителем - наставником.

Для молодого педагога была разработана  дорожная карта развития. Она предусматривала поэтапный план мероприятий по развитию профессиональной компетентности молодого педагога и реализовывалась в три этапа:(слайд)

На каждый этап были поставлены цели, задачи и запланированы прогнозируемые  результаты.

       Формы работы  профессионального становления молодого педагога имели циклическую направленность, но новые циклы на каждом этапе были совершенно на другом уровне:  

                                                                                                                            заполнение диагностических анкет  

-памятки для молодого педагога

-работа с документацией  

-индивидуальные консультации

-самообразование

-беседы

-практикумы

-посещение уроков молодого специалиста

-взаимное посещение уроков

-тренинги

-мастер-классы

-творческие мастерские

Наиболее значимыми мероприятиями педагога- наставника с молодым специалистом на всех этапах  мне виделись следующие:

-выявление профессиональных проблем  молодого специалиста      

-изучение нормативно-правовой базы, ведение  школьной документации

-составление календарно-тематического планирования

-практикумы. Совместное моделирование этапов урока, фрагментарный их показ наставнику

-планирование работы с родителями. Обсуждение результатов работы

-конструирование современного урока и взаимное их посещение

-методическое и дидактическое оснащение

 

  

-формирование позитивного имиджа педагога (вопросы педагогической этики, культуры)

-мониторинг профессионального роста молодого специалиста

планирование воспитательной работы с классом

организация внеурочной деятельности

 

введение в процесс аттестации, требования к квалификации.

Как  уже сказала, что формирование компетентности молодого педагога реализовывалось в три этапа.

1этап: адаптация

 Этап адаптации включает два блока: блок-информационный-молодой специалист знакомиться со школой, с предстоящей работой, также с молодым специалистом проводится анкетирование, собеседование) блок- нормативно- правовой (знакомится с локальными актами, заполняет электронный журнал, участвует в составлении календарно тематического планирования).

Первый этап был самым сложным, потому что к имеющимся знаниям не хватало практического опыта.                                                                                     По результатам мониторинга деятельности молодого специалиста на этом этапе были выявлены профессиональные затруднения и успехи, которые вы видите на слайде:(слайд с таблицей, а я читаю)

Конечно у начинающего молодого педагога, на начало учебного года  трудностей много. это:  

 

-ведение школьной документации

 -  присутствие страха преподавания

- использование своего знания и умения, чтобы представить себя как личность педагога

-в вопросах дистанционного обучения,                                                                                             -в вопросах дисциплины на уроке

-в области практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения.)

-с родителями обучающихся. Некоторым родителям кажется, что молодой педагог ещё не способен к воспитанию и обучению их детей.

 -в планировании собственного трудового дня и отдыха. Важную роль наставника в данных проблемах на первом этапе имела эмоциональная поддержка и передача своего опыта работы. Период адаптации прошёл успешно и определились цели и задачи для второго этапа.

(это слайд. Попросить помочь расставить плюсы)

                                                                                        -

Содержание деятельности молодого специалиста

высокая

степень

затруднения

средняя

степень

затруднения

низкая

степень

затруднения

Нет

затруднений

 партнёрские отношения с коллективом и администрацией школы  

+

 компетентность в ведении школьной документации

+

Индивидуальный образовательный маршрут

+

Изучение нормативно-правовой базы

+

2 этап: становление. Он включает три блока: блок - методическое сопровождение молодого учителя, блок-работа с родителями, блок-повышения квалификации. Данный этап направлен на профессиональное развитие молодого специалиста, где он изучает основы педагогики, психологии, методики преподавания и работает над своим профессиональным становлением(Разрабатывает учебную программную документацию, разные виды контроля результатов качества обучения  планирует внеурочную деятельность, применяет различные формы и методы обучения, использует информационные технологии) (знакомится с нормативными документами для прохождения аттестации, получение высшего образования, онлайн-курсы повышения квалификации)

Содержание мероприятий дорожной карты на данном этапе направлены на корректировку трудностей и ошибок молодого специалиста на первом этапе

По результатам мониторинга деятельности молодого специалиста были выявлены профессиональные затруднения и успехи второго этапа:

(слайд с таблицей, а я читаю)

    Трудности второго этапа:

-- работа с детьми, имеющими особенности в развитии

-разработка КТП

-составление плана самообразования

-самоанализ урока и внеклассного мероприятия

-разработка КТП для детей с ОВЗ

содержание деятельности молодого специалиста

высокая

степень самостоятельности

средняя

степень самостоятельности

низкая

 степень самостоятельности

сформированность педагогической деятельности(анкетирование)

+

индивидуальный  план самообразования

+

отсутствие конфликтов с родителями  

+

результаты контрольно-аналитической деятельности (самоанализ урока)

+

 дистанционное обучение

+

курсы повышения квалификации

+

работа на общеобразовательных платформах

+

Разработка КТП

             

                                   

3 этап: преобразование. Развитие потенциала молодого педагога. На этом этапе  определяются потенциальные и перспективные качества для дальнейшего роста молодого педагога. Он включает два блока: блок-развитие потенциала и презентационный блок.(демонстрирует свои профессиональные качества в рамках мо: открытые уроки, мастер-классы, руководит участием детей  в конкурсах на уровне района, округа, области, следит за отзывами в сети интернет по опубликованным своим статьям)

Результаты мониторинга третьего этапа вы видите в таблице и на слайдах

(слайд) а я читаю

Трудности:

составление плана самообразования

-самоанализ урока и внеклассного мероприятия

-трудности работы с детьми ОВЗ

-публичные выступления

-показ мастер-класса

Как видите, что трудности второго этапа ещё повторяются и .на третьем этапе и это значит, что работа по профессиональному становлению молодого специалиста будет продолжаться.

содержание деятельности молодого специалиста

Высокий уровень

сформированности

Средний уровень

сформированности

Низкий уровень

сформированности

выполнение индивидуального плана по самообразованию

+

сформированность педагогической деятельности (повторное анкетирование)

+

обмен опытом на страницах интернета

+

публичные выступления, мастер - классы

+

получение высшего образования

+

участие в конкурсах педагогического мастерства

+

В завершении каждого этапа подводили итоги работы за год с целью выявления трудностей и запросов молодого специалиста, молодым педагогом заполнялась диагностическая карта  по оценке профессионального роста  и готовился отчет учителя наставника об эффективности реализации программы наставничества.

Спасибо за внимание!

     

                                       

 

 

                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Современное состояние говора села Подвалье Шигонского района Самарской области

Настоящая  работа посвящена   изучению основных  отличительных  особенностей  архаической части  говора...

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.

Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...

Конкурсное сочинение "Герои самарской области"

сочинение учащейся о своем дедед, участнике Великой Отечественной воыны...

Горные породы и минералы Самарской области

Краткая информация о горных породах и минералах Самарской Области....

Выступление на конференции «Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Самарской области».

Опыт работы «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 г.о. Жигулевск с детьми с ОВЗ...

1 областной форум работников системы образования Омской области

27 августа 2019 года I областной форум работников образования Омской области "Национальный проект "Образование": шаг в будущее...