Серия конспектов уроков по русскому языку. (3 класс) "Твёрдые и мягкие согласные"
план-конспект урока (3 класс)

Понькина Ирина Николаевна

Тема "Твёрдае и мягкие согласные". Конспекты разработаны с учётом психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты уроков русского языка для коррекционной программы

Тема 1: «Твердые и мягкие согласные»

Цель: Формирование навыка употребления гласных букв 1 и 2 ряда после твердых и мягких согласных на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, память.
  • Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к родному языку.

Ход урока

1. Создание положительного эмоционального настроя.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, делают движения руками в такт словам учителя:

Урок наш начинается – цветочек раскрывается. Как лепестки тянутся к солнцу, так и мы тянемся к знаниям.

Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха!

Выполняя задания, вы будете двигаться по «лестнице успехе», пока не окажетесь на вершине.

2.  Разминка

Артикуляционная разминка.

Спеть приветствие, растягивая и выделяя голосом гласные звуки: приет, дру-зья!

Дыхательная гимнастика.

Повторить артикуляцию гласных звуков по образцу.

Упражнения на развитие фонематического слуха и дифференциацию звуков, сходных по произношению (ш-ж, с-з, ш-с, з–ж)

Упражнения на развитие мелкой моторики рук (работа с массажными мячиками).

Коррекционная работа: штриховка простых фигур (круг, квадрат, треугольник) в разных направлениях.

Подготовительная работа. Работа на уровне звука.

Повторение материала, пройденного на прошлом занятии. Закрепление способов произношении твердых и мягких согласных (наблюдение над положением языка и губ).

3.  Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Работа на уровне слога.

Мы знаем особенности произношения твердых и мягких согласных, но от чего зависит, как надо произносить звук в каждом слове, твердо или мягко? (От следующего за ним гласного звука).

Наблюдение за произношением согласных в слогах, выделение твердых и мягких звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда. Особое внимание уделяем гласным А - Я

Вывод: Согласные звучат твердо перед гласными: а, о, у, ы, е. такие согласные называются твердыми. Согласные звучат мягко перед гласными: я, ё, ю, и, е. Такие согласные называются мягкими.

4.        Работа над темой урока. Работа на уровне слова.

Сегодня к нам пришли герои Тяпа и Тапа (вывешиваются на доску изображений).

– Это Тяпа! Слышите, как звучит его имя? (Учитель особо выделяет голосом мягкие согласные в произносимых словах). Он любит все слова, в которых есть мягкие согласные.

– А это Тапа! Слышите, как твердо звучит его имя? Они - верные друзья, оберегают согласные звуки. Тяпа - мягкие, а Тапа твердые. Каждый из братьев заботится о своих звуках и будет помогать нам на уроках не путать эти звуки, правильно определять их.

(Учитель соотносит внешний вид (по цвету одежды) Тяпы и Тапы с условными обозначениями мягкого и твердого согласного звуков).

– Как вы думаете, как мы можем обозначить тему нашего урока? (Определение твердости и мягкости согласных звуков).

Распределение с объяснением слов по 2 столбикам в соответствии с твердостью или мягкостью согласных: бак, вяз, мак, таз, сядь, каша, дядя.

Найти и исправить ошибки (групповая работа): лагушка, дател, зямок, лошядь, весня, полана.

5.Физминутка

Беленькое облако (округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей. (поднять руки над головой)

Устремилось облако – (подтянуться руками вверх)

Выше, выше, выше.

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой)

Зацепил за кручу.

Превратилось облако (руками описать через стороны большой круг)

В грозовую тучу (и опустить их).

6. Работа над словосочетанием.

–  Ребята, вам даны слова. Объедините их в словосочетания: слова с твердыми или, наоборот, мягкими согласными должны быть в одном словосочетании (1 ребенок собирает словосочетания с твердыми согласными, а другой с мягкими согласными). В словосочетаниях определить число и род прилагательных и существительных.

Слова: тяжелая, гиря; грязный, мяч; старое, масло; сладкие, вафли.

7. Работа на уровне предложения.

На карточках написаны слова. Необходимо вставить пропущенные буквы и составить предложения (индивидуальная работа).

П_ша, накопал, к_артофель. Кот_та, гул_ли, по пл_жу.

8. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, ё, ю, и)

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: "Я научился различать твердые и мягкие согласные"

На столе у каждого из вас лежат цветочки. Оцените свою работу на уроке и приклейте на вершину «лестницы успеха» цветочек.

Большой - отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Маленький — поработал хорошо, но мог бы лучше.


Тема 2: Гласные A-Я после твердых и мягких согласных

Тип урока: Комбинированный урок

Цель урока: Создание условий для умения видеть в словах твёрдые и мягкие согласные

Задачи урока:

  • учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные, правильно писать слова с ними
  • развивать память, мышление, зрительное и слуховое восприятие на основе специальных упражнений на выделение твёрдых и мягких согласных с буквами A-Я, навыки звукового, слогового анализа и синтеза;
  • коррекция мелкой моторики рук
  • воспитывать интерес к учению

Оборудование: Предметные картинки, мультимедийная презентация, учебники, карточки

Ход урока

1. Организационный этап.

Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Стали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Все сели правильно, следим за осанкой.

- Сегодня, ребята, у нас не простой урок, сегодня мы будем путешествовать по сказке «Гуси-лебеди». Давайте вспомним сказку.

Коррекционная работа:

Сложить из слогов слова (работа с карточками):

ГУ- -СИ

ПЕЧ- -КА

БА- -БА

Я- -ГА

И- -ВАН

А- -ЛЁ- -НА

ЛЕ- -БЕ- -ДИ

Я- -БЛО- КО

2.        Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задания (запись на доске):

Вычеркните пары букв. Какие буквы остались?

Прочитайте слоги сначала в первом ряду, а потом во втором ряду

На, ма, ра, са, па, за, ва, ла, да.

Ня, мя, ря, ся, пя, зя, вя, ля, дя.

Какие буквы в слогах часто повторяются?

В каком ряду согласные произносятся твёрдо? В каком ряду согласные произносятся мягко? Назовите тему нашего урока.

(Сегодня мы будем изучать тему «Гласные A-Я после твёрдых и мягких согласных»)

Чему будем учиться на уроке? Какие задачи поставим перед собой?

(Будем продолжать учиться различать на слух и в произношении твердые и мягкие согласные и учиться писать слоги и слова с твердыми и мягкими согласными)

Какую букву будем писать после твёрдых согласных? Какую букву будем писать после мягких согласных?

Молодцы!

3.        Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Отгадайте загадку и узнаете, какую букву будете писать.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Какая это буква? (А)

Теперь напишем букву А в воздухе.

А теперь послушайте и отгадайте следующую загадку.

«Алфавит закончу я,

Всё»,

- сказала буква        … (Я).

Молодцы, теперь рисуем в воздухе букву Я

Чтобы красиво писать, проведём пальчиковую гимнастику.

Упражнения для кисти и пальцев рук.

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Коррекционная работа: Запишем в тетради буквы Аа-Яя, а потом допишем строчку до конца.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие согласные звуки мы с вами изучаем?

На доске записаны слова:

Твёрдые:

Мягкие:

У вас на парте лежат слоги. Выберите слог с твёрдым согласным, поставьте на первую строку наборного полотна. Выберите слог с мягкими согласными, поставьте на вторую строку наборного полотна. Прочитаем.

МА РА ЛА ТА ДА ША  

МЯ РЯ ЛЯ ТЯ ДЯ

Давайте сделаем вывод: Если в слоге есть буква А, то слог твёрдый. Если в слоге буква Я, то слог мягкий.

Физминутка.

 «Рано утром на зарядку»

Рано утром на зарядку

Друг за другом мы идем. (шаги на месте)

И все дружно по порядку

Упражнения начнем.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть.

5) Первичная проверка понимания

Развитие фонематического слуха. (Игра с мячом)

Упражнение «Ты мне, я тебе»

Потренируемся на слух определять твёрдые и мягкие согласные. Я называю твердый слог, а ты его делаешь мягким.

ПА-ПЯ

МА-МЯ

ЛА-ЛЯ

ТЯ-ТА

БА-БЯ

РА-РЯ

Работа по карточкам.

Задания в тетради и на доске. Установление сходства и различия в восприятии на слух и написании пар слов с буквами А-Я.

Сейчас мы запишем в тетради и на доске слова парами (либо в 2 столбика) и вы поймёте, как изменится смысл слова, и зависеть это будет от того, какой звук в слове –  твёрдый или мягкий. Будем подчёркивать мягкие и твердые согласные. Мягкие двумя, твёрдые – одной чертой.

1 уровень: Рад – ряд; Мал – мял; Мак – мяч; Тапки – тяпки.

2 уровень: Рад – ряд; Мал – мял.

3 уровень: вставь пропущенную букву (м_ч, м_к)

Работа с учебником.

Стр.78 упражнение 2

задание читает хорошо читающий ученик

1 уровень: списывает всю чистоговорку

2 уровень: выписать слова с твёрдыми и мягкими согласными

3 уровень: у доски слово с пропущенными буквами

Подчеркнуть твердые одной чертой, мягкие двумя чертами.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Самостоятельная работа

Упражнение 4 стр79

1 уровень: найти предложение к рисунку, выписать его.

2 уровень: выписать слова «ребята, Тявка», подчеркнуть мягкие, твёрдые согласные

3уровень: выписать кличку собачки, подчеркнуть твердые, мягкие согласные

Подчеркнуть твёрдую согласную одной чертой, мягкую согласную – двумя чертами.

8. Подведение итогов.

Чему учились сегодня на уроке? Достигли мы цели урока?

Какую букву пишем после мягкого согласного? А после твёрдого?

Что понравилось на уроке?


Тема 3: Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных

Цели: развитие умения правильно обозначать на письме мягкие согласные звуки в слоге с помощью гласных букв Ы-И; коррекция слухового, зрительного восприятия, мелкой моторики кистей и пальцев рук; воспитание аккуратности при письме

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Повторить парные согласные

  1. Повторение

Коррекционная работа: написать мелом на доске пары согласных – с одной стороны дети пишут глухие, с другой – звонкие, потом все вместе подбирают пары.

А. Работа со словами из словаря

Запись слов под диктовку (элемент коррекционной работы – письмо под диктовку)

  1. Здесь кормушки для пернатых приготовили… (ребята)
  2. Быстрый прыжок,

Тёплый пушок,

Красный глазок. (заяц)

  1. С утра сегодня небо хмурится –

Дождём умыты сад и… (улица)

Дети чётко по слогам проговаривают каждое слово, после чего записывают. Ставится ударение. В каждом слове называются парные согласные, определяется, какой звук глухой или звонкий. Разбираются слова улица, ребята.

Б. Работа на доске

На доске в столбик написаны слоги НА, ВЫ, ЛУ, СО, МЭ, гласные закрыты карточками.

-- Можно ли сказать, какие в слогах согласные звуки – мягкие или твёрдые (нет, потому что мягкость или твёрдость обозначается следующей гласной буквой, а гласная буква закрыта)

Открываются слоги целиком, дети объясняют, какие согласные звуки в слогах.

Учитель предлагает записать рядом слоги с мягкой согласной, дети выходят к доске и записывают.

-- Какие буквы пишутся после мягких согласных? Какие – после твёрдых?

После мягких согласных пишутся… гласные «я, ё, ю, и, е»

После твёрдых согласных пишутся…  «а, о, у, ы, э»

В. Выборочный диктант

Учитель диктует по два слова, учащиеся записывают только слово с мягким согласным звуком, слог с мягким согласным звуком подчёркивают.

Слова: Пенал, карандаш. Пила, папка. Рад, ряд. Воз, вёз. Луша, Люба.

  1. Твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.
  1. Закончить стихотворение, вставляя слова:

А) Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой… (мыли)

Б) Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил,
Стёкол он ещё не… (бил).

В) Воробей взлетел повыше.
Видно всё с высокой… (крыши).

2. Вставить пропущенные буквы Ы или И.

М_ла м_ла м_шку м_лом. (Мила мыла мишку мылом)

3. Вставить нужные слова в предложения

Дети ____ молоко

Лесорубам нужны ____

Слова: пилы, пили

  1. Подведение итогов

Ребята, что мы сегодня с вами делали?

После каких согласных пишется буква Ы? А буква И?


Тема 4: «Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных»

Цели: закрепить навык письма слов с гласными О-Ё после твердых и мягких согласных, коррекция слухового, зрительного восприятия, мелкой моторики кистей и пальцев рук, воспитывать аккуратность, самостоятельность при письме

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Будем слушать и писать

Отвечать, запоминать.

  1. Повторение изученного материала.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Что могут обозначать гласные? (твердость или мягкость согласного)

Какая гласная лишняя? Почему?

а, у, и, ы.

(Лишняя гласная «и», т.к. обозначает мягкость согласного, а все остальные обозначают твердость согласного)

е. ю, э, е.

(Лишняя гласная «э» т.к. обозначает твёрдость согласного, а все остальные обозначают мягкость согласного)

Какие могут быть согласные? (твёрдые и мягкие)

Дидактическая игра «Твёрдый или мягкий».

Учитель называет слова: мыши, рыба, пыль, рис, лиса, лыжи, пила, мишка.

Условие игры: определить, какой первый звук в слове - твёрдый или мягкий. (Используются сигнальные карточки).

Итак, в этих словах нам встретились слоги:

Мы, ры, пы, лы

Ми, ри, пи, ли

Какое правило с этими слогами мы уже знаем? (После твёрдого согласного пишем Ы, а после мягкого пишем И)

3.  Подготовка к усвоению новых знаний.

ЗАГАДКИ

Мчусь как пуля я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? (коньки)

Отступить врагам пришлось!

Их рогами встретил... (лось)

Посмотрите-ка, ребята,

Тут - лисички, там опята.

Ну а это на полянке

 Ядовитые... (поганки)

Белый мишка на Полюсе Северном

Уважает и холод, и лед.

Ну а бурые наши медведи

Очень любят малину и... (мёд)

Наступает зима—время года,

Вот снежинки пустились в полёт, и вода превращается в... (лёд)

Слова - отгадки: коньки, лось, поганки, мёд, лёд.

Назовите в слове первый звук, определите, какой он, твёрдый или мягкий. Почему?

4. Физминутка

5. Изучение нового материала.

Итак, тема урока - «Гласные О—Ё после твёрдых и мягких согласных»

Сегодня мы будем писать слоги, слова, предложения с буквами О, Ё.

1 задание (устно)

- Прочитай слоги сначала в первом ряду, а затем во втором ряду.

В каком ряду согласные произносятся твёрдо, а в каком ряду произносятся мягко?

Но, мо, ро, со, по, зо, во, ло, до.

Нё, мё, рё, сё, пё, зё, вё, лё, дё.

Давайте сделаем вывод.

Какая гласная пишется после твёрдых согласных?

Какая гласная пишется после мягких согласных?

Коррекционная работа: Упражнения для мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Кулачок, кулачок, не ложись на бочок,

Чтобы пальчики писали, никогда не уставали.

Работа в тетрадях.

а)        минутка чистописания;

Коррекционная работа: написание в тетрадях элементов букв О и Ё

б)        письмо под диктовку слогов

парами, (один ученик работает у доски)

Но—нё, ло— ..., ро—..., зо — ..., до— …, во — ..., мо — ..., по – …

Подчеркнуть твёрдую согласную одной чертой, мягкую согласную - двумя чертами.

Индивидуальная работа с учащимися

6. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником. (стр. 74. упр.1, упр.2).

Разобрать устно, выполнить в тетрадях самостоятельно.

Самостоятельная работа.

Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Подчеркнуть пропущенные буквы.

У р...зы шипы. Сер... жа укол...л палец.

7.Домашнее задание: (стр. 75, упр.З)

8. Итог урока.

С какими гласными мы писали сегодня слоги, слова, предложения?

Какая гласная пишется после твёрдой согласной? (гласная «о»)

Какая гласная пишется после мягкой согласной? (гласная «ё»)


Тема 5: Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных

Цели: развитие умения правильно обозначать на письме мягкие и твёрдые звуки в слоге с помощью гласных букв; развивать мелкую моторику, слуховую и двигательную память, прививать интерес к предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, а вы заметили, какая сегодня погода за окном? А так всегда бывает в это время года?

Давайте вспомним, что в какое время года бывает.

Коррекционная работа:

Составить предложения из слов на карточках, прочитать вслух:

Осенью, дождь, идёт.

Желтеют, листья, опадают, Осенью.

Снег, зимой, идёт.

Зимой, мороз, бывает, сильный.

Почки, весной, распускаются.

Прилетают, птицы, весной.

Фрукты, летом, созревают, овощи.

Очень, летом, жарко.

  1. Работа со словами из словаря

Списать слова, вставить пропущенные буквы.

С_бака, за_ц, ул_ца, м_шина, г_рох.

  1. Проверка.
  2. Поставить ударение.
  3. С любым словом составить предложение. Дети произносят свои предложения и записывают, если не получилось составить – записывают чужое.
  1. Тема урока
  1. На доске записаны слоги:

ТА МО СЮ ВО ДИ РО ЛЁ РУ БЕ ЗЕ СЕ КИ ПЫ ГУ КА

Задание: найдите и прочитайте слоги с мягкими согласными, запишите их в тетрадь. Как мы понимаем, что эти согласные звуки мягкие?

  1. Выборочный диктант.

Учащиеся записывают только слова с мягким согласным звуком. Слог с мягким согласным подчёркивают.

Слова: Лук, люк. Май, мяч. Нос, нёс. Люди, луна. Выл, вил

  1. Прочитать предложения. Найти в них мягкие и твёрдые согласные звуки.

Была зима. Ясный морозный день.

  1. Работа с у-ю.

Закончите стихотворения:

А) Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и … (пою).

Б) Он плывёт по простыне
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг,
Электрический… (утюг)

В) Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу… (друг).

5. Списать слова, вставить пропущенные буквы У или Ю.

Р_башка, р_чка, л_ди, арб_з, л_тик.

6. Дополнить предложения:

На грядке рос…

Смотри, не упади в открытый…

Слова: люк, лук.

7. Списать предложения, вставить пропущенные буквы.

Т_рист п_тешествует с р_кзаком.

Х_дожник к_пил т_бик с краской.

  1. Итог занятия.

Тема 6: «Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, я, ю»

Тип урока: комбинированный

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных соответствующими гласными буквами;
  • совершенствовать навыки слогового и звукобуквенного анализа;
  • познакомить с новым словарным словом;
  • закреплять умение работать с опорными схемами.

Коррекционно-развивающие:

  • Корректировать умение произносить и выделять мягкие и твёрдые согласные звуки на основе работы со звуковыми схемами;
  • коррекция и развитие связной письменной речи путём работы с деформированным предложением;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся через формирование навыков самоконтроля;
  • развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, зрительное восприятие, фонетический слух, познавательную активность учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать мотивацию к учению, трудолюбие, аккуратность, умение оценивать себя и других.

Оборудование: цветные карточки-веера для обратной связи, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

  1. Сообщение темы урока.

- Правильно, сегодня будем закреплять умение находить и писать с мягкими и твёрдыми согласными в словах.

  1. Работа над темой урока.

1. Чистописание

А) Коррекционная работа: Упражнение «Узнай слоги»

Описание: На доске слоги заштрихованные линиями в разном направлении. Дети определяют, какие слоги написаны.

Б) Упражнение на дифференциацию слогов.

(Цель: определение умения учащихся работать по правилу;

Задание: 1-й вариант-запись слогов с гласными обозначающими мягкость согласного;

2-й вариант - запись слогов с гласными обозначающими твёрдость согласного;

Проверка выполненной по вариантам работы.

  1. Игра «Запиши, не ошибись»

(Цель: проверка умения обозначать мягкость/твёрдость согласного соответствующими гласными).

Описание: на доске появляются два предметных рисунка, которые разделены вертикальной чертой - для удобства выполнения задания по вариантам. Под рисунками слова с пропущенными буквами).

А) Самостоятельная работа

Дети записывают слова своего варианта самостоятельно.

..шня/..ря (вишня/гиря)

..нт/..лк (зонт/волк)

..пка/..бра (кепка/зебра)

..тел/..ть (дятел/пять)

Б) Взаимопроверка записанных слов.

Учитель на доске помещает варианты правильных ответов

  1. Физминутка-игра.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА (упражнение на внимательность): Учитель произносит слова с мягким или твёрдым согласным вначале слова. Учащимся предлагается прыгать, как мячики, если услышат слово с мягким согласным, выполнять наклоны - если услышат слово с твёрдым согласным.

Мышка, мишка, выли, вилы, мячик, масло, люстра, лужа, лента, сыр.

  1. Знакомство с новым словарным словом.

А) Отгадывание загадки

И красива, и стройна

Средь подруг стоит она.

Вся в кудряшках и серёжках.

Это белая...(Березка)

(После отгадывания на слайде появляется картинка берёзы)

Б) Индивидуальная работа:

(Цель: проверка умения обозначать мягкость/твёрдость согласного соответствующими гласными).

Коррекционная работа: Составление слова Берёза из рассыпанных карточек.

Как произносится это слово?

-Давайте подумаем, как будет писаться слово. Вспомните, какого цвета ствол дерева. (Белого).

Своё название дерево получило от слова БЕЛЫЙ. Так с какой же гласной буквой будем писать первый слог И или Е?

Почему взяли букву Е? (гласная Е обозначает, что согласный Б мягкий)

(Далее, при составлении слова, дети доказывают выбор гласных букв в слове) Проверка составленного слова.

Г) Звукобуквенный разбор слова БЕРЁЗА.

(Цель: совершенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа, повторение правил переноса)

(Ударение, выделение буквы для запоминания, деление на слоги, варианты переноса слов, количество букв(...), количество звуков(...)).

Д) Составление звуковой схемы.

(Цель: проверка умения выделять мягкие и твёрдые согласные звуки, определять гласные звуки.)

Самостоятельная робота.

Получение обратной связи: проверка правильности заполнения схемы с помощью цветных карточек-вееров.

Е) Игра «Найди слова-родственники» (Цель: пополнение словарного запаса, запоминание зрительного образа слова)

Сделанный из берёзы -- ...

Маленькая берёза -- …

(развернуть таблицу)

бе

зо

ка

Рё

рёз

вый

  1. Физминутка
  2. Игра «Найди слова»

(Цель: Нахождение на сюжетной картинке слов с мягкими согласными звуками; выделение этих звуков из слова, определение места звуков в слове).

Рассматривание картины.

Нахождение слов.

Выделение звуков.

Запись.

  1. Итог урока.

Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

Какие буквы обозначают твёрдость согласного звука?

С каким новым словарным словом познакомились?

  1. Домашнее задание.

Тема 7: Обозначение мягкости и твёрдости согласных (обобщение)

Цели:

  • развитие умения правильно обозначать на письме мягкие и твёрдые согласные звуки в слоге с помощью гласных букв;
  • Развивать звуковую и двигательную память;
  • Корректировать устойчивость и переключение внимания;
  • Отрабатывать умение применять полученные знания на практике.
  • Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Давайте вспомним гласные звуки. Назовите гласные звуки, которые вы знаете?

Сейчас я буду называть слова, а вы отвечайте, какие в них гласные звуки.

Сон, вёз, рад, ночь, мыл, лом, дым, бил, рёв, ряд, взял, зал, лук, люк, крюк.

  1. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня мы продолжим работу над словарными словами и над обозначением мягкости и твёрдости согласных гласными.

  1. Работа в тетрадях.

Коррекционная работа: минутка чистописания

Учащиеся пишут в тетради строчки из соединений «нн», «лн», «мн», слова «много», «длинный», «полный».

Ребята, какое сегодня число? А какой месяц?

Списывание с доски даты.

  1. Словарная работа.

Ребята, какие словарные слова вы знаете?

Давайте все вместе их вспомним. Я буду читать загадки, а вы давайте на них отгадки.

А) Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызёт морковку (заяц).

Б) Рисовал я на бумаге,

Ручейки, леса, овраги.

От того, что рисовал,

Я поменьше ростом стал. (карандаш)

В) Дом зелёный тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки (горох).

Г) С утра сегодня небо хмурится,

Дождём умыты сад и… (улица)

Подчеркните гласные буквы, поставьте ударение. С любым из слов придумайте предложение (устно).

Назовите парные согласные.

  1. Повторение и обобщение пройденного.
  1. Запись на доске

Слова: р_па, л_к, огур_ц

Я буду читать загадки, а вы из этих слов подберите отгадки.

А) Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Б) Длинный, зелёный,

Вкусен свежий и солёный.

В) Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло.

С хвостиком, а не мышь.

Спишите отгадки и вставьте пропущенные буквы. Назовите слоги с мягкими согласными и подчеркните их.

  1. Выборочный диктант

Учащиеся записывают только слова с твёрдыми согласными звуками, подчёркивают слог с твёрдым согласным.

Слова: Дым, Дима. Вёл, вол. Мал, мяч. Люк, лук. Юла, Юля.

  1. Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного, гласные, которые обозначают твёрдость.
  2. Прочитайте предложения.

Д_ти пошл_ в л_с. Он_ соб_рали в лес_ ор_хи.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните мягкие согласные.

  1. Подведение итогов урока.

Тема 8: Твёрдые и мягкие согласные

Тип урока: урок обобщения и закрепления

Цели:

  • Обобщить знания об обозначении на письме твёрдости и мягкости согласных последующими гласными (слоговой принцип обозначения мягкости и твёрдости согласных)
  • Закрепить пройдённые словарные слова;
  • Развивать мелкую моторику, слуховую память, мышление;
  • Прививать интерес к предмету.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Готовы начать урок?

Сядет тот, кто назовёт одно словарное слово.

Коррекционная работа: минутка чистописания.

Каждому ребёнку раздаются карточки с рисунками, которые надо обвести по точкам и подписать (луна, гриб, цветок, солнце, облако, груша, огурец, птица).

  1. Работа со словами из словаря
  1. Чистописание: запись строчек из букв и слов (Коррекционная работа)
  2. Запись числа.
  3. Списывание словарных слов с доски

Слова: р_бята, п_нал, т_традь, м_ш_на, с_бака, за_ц.

Списать слова, вставить пропущенные буквы, поставить ударение. Коллективная проверка.

  1. Тема урока

Наблюдение за мягкими и твёрдыми согласными звуками, их обозначение на письме.

Мал – мял.

Учащиеся сравнивают слова и устанавливают, что они различаются по смыслу и произношению. В слове «мал» первый звук твёрдый, в слове «мял» -- мягкий, используются гласные буквы. В слове «мал» звук [м] твёрдый, и это мы показываем буквой а. В слове «мял» звук [м’] мягкий, это показывает буква я.

Прочитайте:

мыло                масло                лук                лоб

Мила                мясо                люк                лёд

Как произносятся первые согласные в словах верхнего ряда? А нижнего?

Спишите, подчеркните только слоги с мягкими согласными.

Какими гласными буквами обозначают мягкость? (и, я, ю, ё, е) А твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Запись слов под диктовку:

В левый столбик записываются слова, которые начинаются с твёрдого звука, в правый – с мягкого: май, мяч, нос, нёс, люди, луна, лист, лыжи, пенал.

Подчеркните гласные буквы в первом слоге каждого слова.

  1. Подведение итога.

Тема 9: Диктант «Дом»

Цель: проверка умения писать слова с изученными орфограммами.

Задачи:

  • развивать навык различения на слух твёрдых и мягких согласных, правильно писать слова с ними;
  • развивать навык грамотного, каллиграфического почерка;
  • воспитывать аккуратность при письме.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

И к уроку мы готовы.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать и писать

И пора урок начать.

  1. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке вам предстоит написать диктант. Для того, чтобы правильно и грамотно написать текст, нужно повторить правила, которые мы изучили.

(повторение)

  1. Коррекционная работа: пальчиковая гимнастика.

«Этот пальчик»

Этот пальчик ДЕДУШКА.

(загибает /разгибает/ большой пальчик)

Этот пальчик БАБУШКА.

(загибает /разгибает/ указательный пальчик)

Этот пальчик ПАПОЧКА.

(загибает /разгибает/ средний пальчик)

Этот пальчик МАМОЧКА.

(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)

Этот пальчик Я.

(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

Это вся моя семья!

(расправляет пальчики)

  1. Коррекционная работа: минутка чистописания.

1 строка – элемент буквы а, строчная буква а.

2 строка – буквы в соединении (слово дама)

  1. Тема урока.
  1. Сейчас я прочитаю вам диктант, приготовьтесь и слушайте его.

Дом

Я люблю свой дом. У дома клён. Клён высок. Под клёном дети. Они сели в тень. (16 слов)

  1. Объяснение учителем «опасных мест», проговаривание слов люблю, клён, тень, дети, высок.
  2. Письмо под диктовку, проверка.

1 вариант – слушают, пишут

2 вариант – списывают с индивидуальной карточки.

  1. Зрительная гимнастика.

Посмотреть влево-вправо, вниз-вверх. Круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить два раза.

  1. Грамматическое задание
  1. Подчеркнуть буквы, обозначающие согласные звуки.
  2. Разделить на слоги: пчёлы, белка, дом, ворона.
  1. Подведение итогов урока.

Тема 10: Работа над ошибками

Цель: повторить и систематизировать материал, выполнить работу над ошибками.

Задачи: закрепить умение выделять и оформлять гласные 1 и 2 ряда, развивать фонематический слух, развивать графомоторные навыки через упражненения на мелкую моторику, воспитываять положительную мотивацию и аккуратность.

Оборудование: карточки, цветные палочки, тетради для контрольных работ, цветные светофорики, конверт со словами.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Учитель: у вас на партах лежат картинки, солнышко и тучка. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение, выберите и покажите.

  1. Объявление темы урока.

Что мы делали на прошлом уроке? (контрольную работу)

Сегодня мы с вами выполним работу над ошибками.

  1. Коррекционная работа: пальчиковая гимнастика

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Один, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

  1. Работа в тетрадях

Коррекционная работа: минутка чистописания.

  1. Аа Аа Аа Аа – упражнение на безотрывное письмо
  2. В лесу, зайцы, живут – составить предложение и записать несколько раз.

  1. Закрепление пройденного материала
  1. Упражнение на фонематическое восприятие: поднять зелёный светофор, когда услышишь слова с твёрдыми согласными.

Слова: рука, рак, лёд, лук, репка, лак, ляг, люк, сук, мир.

  1. Прочитайте два столбика слов и определите, в каком какие гласные встречаются чаще

сыр                         мир

мыло                        лицо

мышь                        пир

выл                        тир

  1. Возьмите конверт со словами и разложите их на два столбика:

1 – твёрдые согласные: мыл, вол, юла, мал

2 – мягкие согласные: пир, вёл, Юля, мял

Запишите слова в свои тетрадки.

  1.  Коррекционная работа: упражнение по выкладыванию из палочек слов

Слова: Миша, Маша

  1. Словарная работа

Повторение правописания изученных слов:

К_р_нд_ш, в_т_р, б_р_з_, п_н_л.

Записать слова, вставить пропущенные гласные. Слоги с твёрдыми согласными подчеркнуть одной чертой, с мягкими – двумя.

  1. Физминутка

Коррекционная работа: упражнение на мелкую моторику рук.

Необходимо одной рукой собрать как можно больше счётных палочек

Грузовик привёз дрова,

Собери их со двора!

Повторить обеими руками.

  1. Закрепление
  1. Письмо на слух:

Ма – мя, со – сё, лы – ли, ру – рю

Прочитайте те слоги, где согласные слышатся твёрдо.

  1. Составить и записать слова из этих слогов

Слова: мясо, малы

  1. Работа на уровне предложения

На карточках написаны слова, нужно вставить пропущенные буквы и составить предложения.

1 учащийся работает у доски, остальные пишут самостоятельно или с карточками.

П_ша н_копал к_ртофель.

Кот гул_л по пл_жу.

  1. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: твердые и мягкие согласные звуки

Тема: твердые и мягкие согласные звукиТип урока: открытие новых знаний...

Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс

Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Конспект урока по русскому языку 4 класс  «Повторение правописания мягкого  знака в словах»...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Конспект урока по русскому языку на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...