Мастер-класс "Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе"
методическая разработка

Табитуева Ольга Михайловна

Мастер-класс (начальная школа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему

«Создание ситуации успеха у учащихся на уроках в начальной школе»

Слайд 2

Учение - это радость, а не только долг,

Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

-Добрый день,  коллеги. Я очень рада видеть Вас и очень надеюсь, что сегодня у нас  получится интересное и полезное мероприятие.

Своё выступление  мне хочется начать  с притчи:

— Сэр, в чем секрет вашего УСПЕХА?” — спросил репортер успешного человека.

— Всего два слова!

— И какие же, сэр?

— Правильные решения!

— И как же вы принимаете правильные решения?

— Одно слово.

— И что это за слово?

— Опыт!

— А как вы получаете этот самый опыт?

— Два слова.

— И какие же?

— Неправильные решения…

Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

- Коллега, нарисуйте, пожалуйста, любой рисунок.  РИСУЕТ.

- Покажите нам его.

- Коллеги, выразите свое отношение к работе коллеги: Молодец. У тебя все получилось, умница, здорово, отлично, так держать, научи меня также рисовать красиво, я горжусь тобой, великолепно, грандиозно.

- А теперь я выражу своё отношение: Я вообще сомневалась, что у тебя что-то получится, у тебя нет никаких способностей к рисованию, посмотри, что это, лучше бы другим делом занялас

- Что вы чувствовали, когда вас критиковали? Ответы

-А когда хвалили? Ответы

-То же самое чувствуют и наши ученики.

Тема нашего мастер-класса «Создание ситуации успеха учащихся на уроках в начальной школе»

СЛАЙД 3. - Что же такое успех?

Коллеги, прошу вас разбиться на 3 группы

СЛАЙД 4, 5. Задания для 2-х   групп МОДЕЛЬ Фрейера

-Я напомню, вы будете работать в группе и записать к понятие УСПЕХ обязательные и необязательные характеристики и примеры привести. Вам дается 2 минуты.

Задания для 3-й группы

Как вы успели заметить для ученика очень важны поддержка и похвала, в которой создает не только настроение, но и помогает повысить качество обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы дать ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя, т.е. создать ситуацию успеха, которая важна, которая помогает снять неуверенность, агрессию, преодолеть пассивность в обучении.

Большую роль играет речь учителя, то как он говорит слова, как строит фразы, с какой интонацией их произносит.

Макаренко утверждал, вы станете настоящим мастером, если вы произнесете одну и ту же фразу с 18 разными интонациями. Уважаемые коллеги я предлагаю вам тренироваться в данном искусстве.

-Произнесите фразу по- разному «Иди к доске»        

- Спасибо.

Вы настоящие мастера своего дела.

Возвратимся  к нашим группам. Готовы? МОДЕЛЬ Фрейера. Какая группа начнет? Эта группа говорит, а вы дополняете к своему списку те слова, которых у вас нет.

Вывод:

 СЛАЙД 6. - Успех - это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением.

- Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха.

- Предлагаю ненадолго вернуться в детство, в те годы, когда вы были школьниками.

- С какими трудностями вы сталкивались, будучи учениками? Легко ли вам давалась учеба? (Ответы)

- А нынешним ученикам учиться легко?

- А что значит учиться легко?

- Легко учиться, когда у тебя все получается, когда на твои достижения обращают внимания больше, чем на твои недостатки.

- Как нам учителям обеспечить ту самую легкость в обучении?

СЛАЙД 7. - Для этого мы на своих уроках используем Приемы создания ситуации успеха:

СЛАЙД 8. - И первый прием, который мы используем – это Прием: «Эмоциональное поглаживание».

На занятии педагог, обращаясь ко всем детям хвалит их «вы у меня молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!»

Таким образом, мы внушаем ребенку веру в себя. Этот же прием хорошо работает, например, при проведении инструктажа перед контрольной работой. В своей практике, я попробовала изменить традиционный инструктаж, начав КР в 4 классе словами: «Я очень хочу, проверяя эту работу, поставить вам отметки 4 и 5! Но вы должны мне в этом помочь...», «Я верю, что вы напишите контрольную работу хорошо…»

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

  СЛАЙД 9. - Следующий прием, который я и вы используем на уроке – это «Похвала»

Чтобы внушить ребенку веру в себя, мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания.

- Предлагаю Вам потренироваться. Перед вами высказывания педагогов. Вам необходимо понять, помогают ли эти фразы учебной деятельности ребенка, усиливают ли его желание учиться, если нет, то попробуйте сказать по-другому, перефразируйте их.

1. – Я уже полчаса распинаюсь у доски, а ты меня не слушаешь, вот как с тобой можно разговаривать!

-Сегодня я вам многое рассказала, стоя у доски, надеюсь, что вы меня слышали. Мне интересно твое мнение по поводу моего рассказа.

2. - Это не дело. Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

- Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке.

3. - Как всегда, у тебя много ошибок и ужасный почерк!

- Ты, молодец! У тебя все получится, нужно еще чуть-чуть постараться.

- Напомните мне, пожалуйста, какой приём мы использовали?  ПОХВАЛА

СЛАЙД 10. Прием «Авансирование»

- Очень часто в своей работе использую прием «Авансирование». Когда заранее предупреждает о самостоятельной или контрольной работе. Смысл в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть правила, повторить и т.е. провести "репетицию" — это создает психологическую установку сомневающимся в себе ребят на успех, дает им уверенность в свои действиях и в себе.

- Следующий прием, который я использую на этап закрепления учебного материала – это «Час редактора».

Ребята получают текст по изучаемому материалу, в котором пропущены некоторые слова. Им необходимо эти слова, имена или даты вставить.

- Предлагаю Вам попробовать себя в роли редактора. Перед вами текст. Вставьте в него пропущенные слова.

СЛАЙД 11. Вставь в текст пропущенные слова.

Однажды охотник Игнат (1) …. в лесу иней на кустах. На деревьях инея нет. А над самой землей ветки лохматятся.

Огляделся Игнат. Прямо против кустов сугроб. В середине сугроба (2) ……. небольшая.

Утром пришли в лес (3)  ….. . Игнат стал прямо против дыры. Двое охотников по бокам. Старик стал суком сугроб ворошить.

Вдруг (4)  …… выскочила из берлоги прямо на Игната. Охотник (5)  …… и выронил ружье. Медведица пронеслась в чащу леса.

Охотникам без выстрела досталась богатая добыча- четыре  (4)……. .

(В.Бианки.)

- Молодцы!

СЛАЙД 12. 

Ответ:

Однажды охотник Игнат  увидел  в лесу иней на кустах. На деревьях инея нет. А над самой землей ветки лохматятся.

Огляделся Игнат. Прямо против кустов сугроб. В середине сугроба  дырочка небольшая.

Утром пришли в лес охотники . Игнат стал прямо против дыры. Двое охотников по бокам. Старик стал суком сугроб ворошить.

Вдруг  медведица  выскочила из берлоги прямо на Игната. Охотник  упал  и выронил ружье. Медведица пронеслась в чащу леса.

Охотникам без выстрела досталась богатая добыча- четыре  медвежонка.

- Коллеги, у вас все получилось! Вы умницы!

- Напомните, о каком приёме, мы говорили.

Используя на уроке данный прием, я не только могу проверить знания учащихся как в группе, так и индивидуально, но и подготовить учеников к выполнению аналогичных заданий на контрольной или на олимпиадах.

СЛАЙД 13. Прием «Ширма»

- Коллеги, кто из Вас может прямо сейчас прочитать нам любимое стихотворение? Читает или нет.

- Так и в классе. Кто-то с легкостью прочитает стихотворение, а кто-то готов получить два за выученное стихотворение лишь бы не выходить к доске.

И здесь помогает «волшебная ширма». Это обычная ширма для мини-постановок. Которая для неуверенных в себе ребят становится спасательным кругом. Она дает им возможность почувствовать себя успешными. Тот факт, что их не видно, помогает им раскрыться в полной мере, превращая в настоящих актеров.

СЛАЙД 14.  Прием «Шаг за шагом»

Учитель пишет на доске любую из пройденных тем. Затем из класса выбирается 4 желающих. Ребята становятся в ряд за 6 шагов до доски. Каждый ученик должен назвать одно понятие или определение, связанное с темой, и тогда сделать шаг. Задача – дойти до доски. Если учение затрудняется с ответом, можно попросить помощи у класса. Так можно повторить любую тему.

Предлагаю попробовать себя в роли добровольцев.

Тема урока: «Путешествие по России»  

СЛАЙД 15, 16. Прием «Умышленная ошибка»

- Следующий прием, о котором я хочу рассказать – это Прием «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Он в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале.

СЛАЙД 15, 16.  Рассмотрите рисунок и скажите, что перепутал художник на иллюстрации?

В предлагаемых пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их.

-. Молодцы, Вы великолепно справились с заданием!

СЛАЙД 17. Таким образом, выполняя данные задания, ученики, превращаются в моих экзаменаторов, что дает мне возможность оценить степень понимания ими вопроса, а заодно происходит стимулирование всего класса к работе.

И это всего лишь несколько приемов, которые позволят нам значительно снизить уровень тревожности, повысить мотивацию (причем зачастую именно внутреннюю мотивацию обучающихся), научить действовать, не боясь ошибок, т.к. ребята твердо усвоят, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает

СЛАЙД 18.

-Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, и конечно же-успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Важная заповедь учителя- заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех.

Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой- отражающиеся в ней звезды.»

-Спасибо всем. 

— Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Мы с вами затронули очень трудоемкий вопрос и нашли пути его решения. Благодарю вас за внимание и за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

      Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

Организация ситуации успеха на уроках в начальной школе

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться...