Программа стажировки по проблеме внедрения технологий формирования у учащихся функциональной грамотности.
проект

Лосева Ирина Борисовна

Программа стажировки для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_stazhirovki.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

II. Форма предоставления авторской программы стажировки заявителя по проблеме внедрения технологий формирования у учащихся функциональной грамотности.

  1. Информационный блок программы

1.1.

ФИО разработчика

Лосева Ирина Борисовна

1.2.

Название программы

«Проектный Гуру» или нелинейное формирование функциональной грамотности у младших школьников.

1.3.

Цель программы

Создание условий для преодоления профессиональных дефицитов у педагогов в вопросах нелинейного формирования функциональной грамотности у младших школьников.

1.4.

Задачи программы

  1. Актуализировать представления участников стажерской программы о проектной деятельности как ведущем способе учебной деятельности;
  2. Погрузить стажеров в проектную деятельность через интерактивный курс «Проектный Гуру», направленный на развитие функциональной грамотности;
  3. Вовлечь стажеров в деятельность по формированию компетенции исследовательского поиска, путем решения проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
  4. Сформировать у стажеров готовность к переносу полученных компетенций через деятельностное участие стажеров в исследовательском поиске и творческом проектировании, направленного на формирование функциональной грамотности;
  5. Создать условия для проведения стажерами самостоятельных исследований и выполнения творческих мини-проектов;
  6. Организовать рефлексию и самооценку стажерами своей деятельности в рамках стажерской площадки и после выполнения исследовательских работ и творческих мини-проектов, как условие по формированию функциональной грамотности.

1.5.

Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость… всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы, и в этом ему помогают педагоги. Перед учителями стоит задача уже в младшем школьном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности. Такую возможность дает технология проектирования, позволяющая формировать у школьников компетентности решения проблем, а также способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Создание условий для проектной деятельности в начальной школе помогает расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Стержнем технологии является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Решение практических задач или проблем проекта, требует интеграции знаний из различных предметных областей.

Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проект – это детская самостоятельная деятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе обучения и воспитания. В настоящее время метод проектов даже в младшем школьном возрасте актуален и очень эффективен.

Проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.

В своей педагогической практике я использую нелинейное управление проектной деятельностью, направленное на формирование функциональной грамотности через учебные предметы и курс внеурочной деятельности «Проектный Гуру». В роли «Гуру» для проектантов могут выступать как педагог, так и выпускники из начальной школы, прошедшие практику в «Школе проектов Росатома». Родители становятся активными наставниками и помощниками для детей, которые впервые пробуют «свои силы» и полученные умения на курсе «Проектный Гуру» в создании собственных проектов.

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в конкурсах, проектах, научно-практических конференциях.

Ведение курса «Проектный Гуру» дает возможность ученикам успешно принимать участие в работе «Школы проектов Росатома».

Программа стажировки «Проектный Гуру или нелинейное формирование функциональной грамотности у младших школьников» направлена на создание условий для преодоления профессиональных дефицитов у педагогов в вопросах нелинейного формирования функциональной грамотности у младших школьников.

Программа стажировки позволит не только обогатить имеющиеся у стажёров - педагогов научно-теоретические знания по вопросам нелинейного формирования функциональной грамотности через проектную деятельность у младших школьников, но и осмыслить эти знания в контексте современных требований ФГОС, а также, что более важно – программа позволит приобрести практический опыт по данному вопросу.

       Практическая значимость заключается в возможности использования результатов стажировки в образовательной деятельности. Накопленный во время стажировки опыт будет способствовать преодолению профессиональных дефицитов нелинейного формирования функциональной грамотности у педагогов – стажёров через ведение проектной деятельности с младшими школьниками в соответствии с ФГОС НОО.

  1. Содержательный блок программы
  1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки

Помещения для реализации программы стажировки:

Актовый зал, музей, кабинеты начальной школы

Мультимедийное оборудование:

  • 5 проекторов, мультимедийных экранов
  • аудио, видео и фотоаппаратура,
  • оснащение персональными компьютерами, с выходом в Интернет;

Программные средства обеспечения:

  • Интернет-браузеры: Yandex, Google Chrome и др.
  • Офисные программы: MS Office 2007-2013, Google docs.

Учебно-методический комплект:

Кейс руководителя стажировки: учебный план стажировки, раздаточный материалы, мультимедийная презентация, фото и видео материалы.

Кейс стажёра: дневник стажерской программы, включающий в себя информационные и раздаточные материалы, а также материалы по рефлексивным методикам и сервисам.


  1. Программа стажировки

Формулировки понятийных или практических задач, решаемых на стажировке

Содержание работы по задаче

1

Актуализация представлений участников стажерской программы о проектной деятельности как ведущем способе учебной деятельности.

Научно-теоретическая часть.

Проектная деятельность как ведущий способ учебной деятельности.

Планируемый результат: обеспечение готовности стажеров к проектной деятельности, определение внутренних ресурсов.

2

Погружение стажеров в проектную деятельность через интерактивный курс «Проектный Гуру», направленный на развитие функциональной грамотности.

Практическая часть.

- Постановка стажёрами личностно значимых целей обучения на стажировке.

- Обогащение знаний о проектной деятельности как инструменте для развития функциональной грамотности.

  - Знакомство с методами нелинейного формирования функциональной грамотности в работе с детьми на стадии конструирования проекта.

Планируемый результат: усиление профессиональных компетенций у стажеров способами нелинейного формирования функциональной грамотности у младших школьников.

3

Вовлечение стажеров в деятельность по формированию компетенции исследовательского поиска, путем решения проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;

Деятельность педагогов и детей на разных этапах проекта.

Планируемый результат: формирование планирующих, аналитико-синтетических и прогностических умений по организации проектной деятельности у стажеров.

4

Формирование у стажеров готовности к переносу полученных компетенций через деятельностное участие стажеров в исследовательском поиске и творческом проектировании, направленного на формирование функциональной грамотности. Создание условий для проведения стажерами самостоятельных исследований и выполнения творческих мини-проектов.

5

Организация рефлексии и самооценки стажерами своей деятельности в рамках стажерской площадки и после выполнения исследовательских работ и творческих мини-проектов, как условие по формированию функциональной грамотности.

Оценка результатов стажировки.

- Представление и рефлексивное осмысление конкретного опыта стажёров по овладению технологией проектирования в младшем школьном возрасте.

- Внесение дополнений, изменений в разработанные ранее проекты с учётом работы над темой программы стажировки.

- Рефлексия стажировки педагогами и автором программы.

Планируемый результат: Повышение уровня профессиональных компетенций стажеров через использование технологии проектирования как инструмента для развития функциональной грамотности.

  1. Учебный план стажировки

Таблица 1.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

      Оценочное

         событие

1

Научно-теоретическая часть.

1.1

1.2

1.3

Изучение общих понятий и истории развития метода проектирования.

Проектная деятельность как ведущий способ учебной деятельности.

Особенности проектирования в младшем школьном возрасте.

Возможности использования метода проектов.

1

1

1

2

Практическая часть.

2.1

Постановка стажёрами личностно значимых целей обучения на стажировке.

Самостоятельная оценка стажёрами затруднений при использовании проектного метода в младшем школьном возрасте.

1

1

2.2

Организация проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста.

2

2.3

Типы проектов

1

2.4

Алгоритм формирования проектной деятельности с младшими школьниками.

1

2.5

Этапы работы над проектом.

1

2.6

Развитие у младших школьников проектных умений.

1

2.7

Приемы проектной деятельности.

1

2.8

Активизирующие методы в работе с детьми на стадии конструирования проекта:

-изучение особенностей работы с младшими школьниками в условиях проекта.

-разработка игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста.

1

1

1

2.9

Деятельность педагога на разных этапах проекта.

1

2.10

Деятельность детей на разных этапах проекта.

1

2.11

Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте.

1

2.12

Обобщение материалов по ведению проектной деятельности в младшем школьном возрасте: результативность и перспективность.

1

3

Оценка результатов стажировки.

3.1

Представление и рефлексивное осмысление конкретного опыта стажёров по овладению технологией проектирования в младшем школьном возрасте.

Формы продуктов проектной деятельности и их презентация.

2

3.2

Внесение дополнений, изменений в разработанные ранее проекты с учётом работы над темой программы стажировки.

1

3.3

Рефлексия и внешняя оценка результатов работы стажёров.

1

1

Количество часов

5

8

10

1

Всего часов                                                    

                                                                      24

  1. Способы оценки результатов стажировки

  1. Внешняя оценка результатов стажеров. 

Презентация кейсов практических материалов - продуктов, созданных стажерами за время работы на стажировке. Презентация организована организаторами стажировки с приглашением компетентного жюри. Способ фиксации оценки - рецензия экспертов на созданные материалы.

  1. Самооценивание стажерами собственных результатов 

Самооценивание стажерами собственных результатов происходит в форме диагностических анкет и рефлексивных карт. Диагностическая анкета содержит вопросы на формулирование стажерами собственных целей и задач, оценивание уровня владения технологией проектной деятельности в рамках формирования функциональной грамотности. Самооценивание стажерами собственных результатов по итогам проведенных стажерских проб осуществляется через заполнение рефлексивной карты о результатах, достижениях, полученных во время стажировки. В результате сравнения внешней и внутренней оценки формируется круг проблем, решение которых может стать совместной деятельностью администрации и педагогов после стажировки.

Рефлексия проводится по определению стажером уровней (высокий, средний, низкий) по следующим параметрам:

  • мотивация в проведении стажерской пробы.
  • значимость выполняемой стажером работы;
  • достижение целей и задач стажерской пробы;
  • самостоятельность при выполнении поставленных задач;
  • качество и практическая значимость созданных материалов.

Листы самооценки будут размещены на странице стажировки в VK в закрытом доступе и могут быть опубликованы по желанию стажеров.

Оценка стажером уровня представленных результатов

Не проявлено

(низкий уровень)

1 балл

Частично

(средний уровень)

2 балла

Полностью (высокий уровень)

3 балла

Мотивация в проведении стажерской пробы.

Значимость выполняемой стажером работы.

Достижение цели стажировки.

Самостоятельность при выполнении поставленных задач.

Качество и практическая значимость созданных материалов

Итого: средний балл

 Лист самооценки стажера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк заданий, направленный на формирование и оценивание функциональной грамотности школьников.

Банк заданий, направленный на формирование и оценивание функциональной грамотности школьников....

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

«Модель формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе»

Проект «Модель формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе», адресован учителям начальных классов, классным руководителям, руководителям МО, методистам и зам. дире...

Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся.

Задания на развитие функциональной грамотности не находят широкого применения в практике российской школы. ОГЭ и ЕГЭ направлены на оцен- ку предметного знания — знания фактов и умений решать тип...

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»

laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»...

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)

laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)...