Доклад на тему "Особенности обучения и воспитания детей разных национальностей в начальной школе"
материал

Митрюхина Оксана Анатольевна

В выступлении  говорится о проблемах и затруднениях , которые возникают в процессе обучения и воспитания в интернациональном коллективе и о путях их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovet.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения и воспитания детей разных национальностей    в начальной школе

Состав класса, в котором я работаю - многонациональный. Здесь обучается 17 русских (65,4%), мордва 5 человек (19,2%), татарин, армянка, узбек и таджик –по 1 человеку (по 3,5%). И если армянская семья Б. уже ассимилировалась и Изабелла уже родилась в России, то семьи А. и С. –мигранты.

На сегодняшний день устойчивой является тенденция к большому притоку в наш Чамзинский район представителей других культур. Мощный миграционный поток идёт из бывших республик Советского Союза и преимущественно азиатских. Такие мигранты приезжают семьями и дети поступают учиться в наши школы. В разных учебных заведениях разный процент таких детей. В нашей школе это  % . В классе, в котором я работаю, 8 % детей-мигрантов.

Есть дети, приехавшие с родителями, плохо владеющими русским языком или совсем на нем не говорящими, отчего сами дети зачастую плохо разговаривают по-русски и не понимают русскую речь. Родителям самим приходится учиться говорить на русском языке, осваивать культуру. Ребят, о которых я веду речь, привезли в Россию, когда им было по 4-5 лет.  Мама одного из них не говорила по-русски, приехала из отдаленного села в Таджикистане. В этой семье говорил только папа.  Другому мальчику повезло больше, у мамы высшее образование, изучала английский язык в университете г. Душанбе.

 И если в детском саду дети общались на русском языке, то дома продолжали общаться на своем родном языке, игнорируя русский. Конечно, с родителями в первом классе пришлось поработать. Было рекомендовано больше общаться с ребёнком на русском языке, чтобы развивать навыки общения и понимания, обязательно ходить на дополнительные занятия вместе с детьми, повышать культурный уровень, посещая музеи, выставки и пр.

Сейчас дети говорят на русском языке довольно свободно.    

     Но следует сказать о проблемах и затруднениях, которые возникли в процессе обучения и воспитания, как с моей стороны, так и у учащихся.

          Как правило, дети, приехавшие в Россию, имеют очень низкие показатели успеваемости.  Это связано с незнанием языка, грамматики, а иногда и просто речи. Кроме того, дома ребенок продолжает общаться, читать и даже писать на своем родном языке, ведь родители не хотят забывать свой язык, свою культуру, желают, чтобы и дети не прерывали связи с родиной. Всё это приводит к тому, что у детей развивается так называемое «двуязычие»: наличие в речи слов и оборотов речи двух разных языков, постоянное неправильное произношение целых слов или окончаний слов, искажение словосочетаний. Вот над этим приходится работать. Так, наиболее распространенной ошибкой в работах по русскому языку является искажение, пропуски слов. Первоначальной задачей в данном случае является обучение устному русскому языку, то есть говорению, а потом уже чтению и письму. Без знания рабочего, в нашем случае русского языка об освоении остальных учебных дисциплин не может быть и речи. Также более тщательно необходимо отрабатывать правописание слов с различными орфограммами.

        Чтение и письмо дается очень нелегко С. Дисграфия и дислексия его вечные спутники. Очень медленное чтение (на данный момент-55 слов с минуту), однако, не мешает С. полностью понимать прочитанное. У М. темп чтения выше нормы. Но для него приходится адаптировать вопросы, поясняя их. На уроках чтения необходимостью становится объяснение лексического значения слов, речевых оборотов.

.

       Оторвавшись от родной земли, от национальной школы, эти дети не изучают культуру, литературу своего народа, и в то же время для них очень сложно понимание русской национальной культуры, в силу несформированности лексической, грамматической сторон языка. В данном случае сталкиваются не только различные культуры, но и быт, воспитание, вероисповедание, которые должны адаптироваться в чужой стране.

Для иллюстрации приведу простой пример из практики. К дежурству в классе был привлечен С. Но дежурить он не стал, потихоньку ушел.

 Разбирая данную ситуацию, удалось выяснить, что он вовсе не ленился убираться, и у него не было необходимости срочно идти домой; всё дело в том, что у национальности, к которой принадлежит С., мальчики не убирают помещение (этим занимаются только девочки). Для него просьба учителя убраться в классе прозвучала как оскорбление. Я не подумала об этой национальной традиции, но правильно разобралась в ситуации, не обвиняя ребёнка в ложной лености и легкомыслии. В привлечении мальчиков к общественно-полезному труду надо помнить, что мальчик-мусульманин никогда не будет мыть полы или выполнять работу, которую, в силу воспитания, считает женской. Такая просьба может оскорбить его. Поэтому лучше сразу предложить ему выполнить то поручение, которое не вызовет отторжения. Девочек можно смело привлекать к уборке кабинета, украшению помещения и т.д.

К сожалению, бывают и противоположные примеры, когда дети полиэтнического контингента становятся невольными заложниками своей культуры с одной стороны и незнанием особенностей этой культуры со стороны учителей с другой. Например, у многих восточных национальностей и по сегодняшний день существует своего рода «культ мужчины»: мужчина не принимает участие в бытовых делах (не убирает жильё, не готовит пищу и т.д.); он воспринимается, как «господин», «повелитель». Разумеется, если учитель (как правило, женщина) делает мальчику другой национальности замечание, это может восприниматься ребёнком, как оскорбление. И вот это я наблюдаю сейчас, когда семья А. вернулась из поездки на родину. С. стал болезненно реагировать на мои замечания, эмоционально отдалился от меня. Я это сразу заметила и также стараюсь быть сдержанной и делать замечания очень тактично.

           Вероисповедание также имеет свое влияние. Так, в прошлом году С., когда ему исполнилось 10 лет, впервые держал 30-дневный пост. Он ходил с классом на завтрак, но к еде не притрагивался. Мне он пояснил, что не может есть в светлое время суток, ест в 4 часа утра и в 8-9 часов вечера вместе со взрослыми. Для детей тогда провела занятие, на котором познакомила их с понятием «пост», для чего его соблюдают и как соблюдают верующие разных конфессий. Дети также отнеслись к посту С. с уважением.

        В 4 классе мы изучаем предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Когда выбирали модуль «Основы православной культуры», родители мусульманских семей не были против, понимая, что их дети будут жить среди православных и им необходимо более близкое знакомство с православием. Но на занятиях я постоянно подчеркиваю важность и огромную значимость всех религий. Говорю, что Бог един для всех, хоть и зовется Он по-разному. Изучая священную книгу православных-Библию, мы также говорили и о главной книге мусульман-Коране.

Для того, чтобы в классе отношения развивались на ценностях толерантности и уважения к людям других национальностей, необходимо соблюдать некоторые правила:

положительное отношение к национальным особенностям;

развитие понимания другого;

внимание к тому, что объединяет людей.

Особое место в сплочении полиэтнического коллектива занимает интернациональное воспитание.  Общей для учителя и для родителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе.  Да, не всегда все гладко было у нас. Бывали и стычки среди мальчиков, пытались некоторые показать свое превосходство. Но ни одна конфликтная ситуация не осталась без внимания, все по горячим следам разобрали с привлечением родителей.    В этой связи целенаправленную работу проводила с родителями учащихся, разъясняла им важность воспитания у детей культуры межнационального общения, организовывала совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам.  Сейчас все в классе относятся друг к другу с уважением. Летом из СОШ №2 перевелся в класс еще один мальчик С. М.. Перевели его родители из-за постоянного давления со стороны ребят в прежней школе. Там он чувствовал себя изгоем, отказывался посещать школу. В наш классный коллектив он влился прекрасно, комфортно себя чувствует среди ребят. Дети приняли его дружелюбно, ласково называют Мухаммадик. Ребята играют с ним, обсуждают свои насущные детские вопросы, девочки помогают в учебе.

        Во внеурочной деятельности очень много внимания уделяется патриотическому, гражданскому, духовному и нравственному воспитанию. Проводятся мероприятия, которые объединяют ребят нашего многонационального класса, показывая красоту национальных культур и традиций. Мы знакомимся с литературой, традициями, костюмами, едой разных наций. Так, наш традиционный фестиваль «Лики добра», в котором класс принимал участие в 2021-22 уч. году, был посвящен культурным традициям нашей страны. Наш класс представил многообразие национальных танцев и костюмов, но все выступление было связано единой нитью: нас много, все мы разные, но мы - русские, мордва, татары, армяне, узбеки, таджики и украинцы -едины, и мы-часть нашей великой Родины-России.     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...

Повышение эффективности и качества образования в начальной школе ориентированное на обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей в условиях реализации ФГОС.

Проработав 40 лет в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии взаимопроникновение и вз...

Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило, ...

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....