ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья

В последние годы увеличивается число детей с задержкой психического развития. Каждый ребенок с ЗПР нуждается в индивидуальном подходе, в процессе работы необходимо ставить индивидуальные задачи для каждого ученика. Познания о воздействии обучения на поведения детей с ЗПР во время образовательного процесса помогут индивидуализировать учебные направления, разработать план технологии для получения опыта специалистами на каждом этапе психолого-педагогического сопровождения. Выполняя все рекомендации по созданию урока с индивидуальным учетом способностей ребенка, возможна коррекция его способностей, знаний и умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ind_podh.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР)


Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы увеличивается число детей с задержкой психического развития. Каждый ребенок с ЗПР нуждается в индивидуальном подходе, в процессе работы необходимо ставить индивидуальные задачи для каждого ученика. Педагогу необходимо владеть специальными знаниями и умениями, иметь определенные личностные качества, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным.
Отметим, что для детей с ЗПР обычно характерны следующие проблемы:

1. Отсутствие концентрации внимания.

2. Недостаточное и неполное восприятие реального мира. Например, ребенок не может узнать предметы.

3. Отклонение в развитии памяти, отсутствие активности в процессе познавания действительности.

4. Слабое и неполное развитие навыков речи.

5. Общее отставание в развитии.

С учетом данных фактов логика построения обучения для детей с ЗПР имеет свою специфику, должна позволять удовлетворять образовательные потребности таких детей.

Проблеме индивидуализации уделяется особое внимание в таких науках, как психология, педагогика, социология. Объем, содержание, оказание разных видов помощи учащимся детям с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения должны быть выбраны педагогом, психологом с учетом варианта развития ребенка с ЗПР.

Основная проблема учителей, педагогов при индивидуализации обучения с детьми ЗПР — отсутствие необходимого уровня коллективной практики по решению психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР. Присутствует неконструктивная изолированность их профессиональной деятельности в области выбора специальных инструментов для проведения диагностики, организации, обследования, выбор программ обучения и контроль их эффективности.

На данный момент в стране принята концепция нового государственного стандарта, подразумевающая развитие у детей жизненных компетенций, объем и содержание которых определяются дифференцированно с учетом существующих и будущих возможностей ребенка. Относительно текущего психолого-педагогическое контакта участников процесса образования в 1993 году Н.Н. Малофеев высказался следующим образом: «Развитие личности ребенка, его ощущение самого себя в обществе, школе, семье, его взаимоотношения с социумом все больше уходят из поля внимания специалистов».

Для индивидуализации с детьми ЗПР нужно сформировать максимально полное представление об специфических потребностях в образовании за счет дифференциации психолого-педагогического сопровождения указанной категории детей.

Познания о воздействии обучения на поведения детей с ЗПР во время образовательного процесса помогут индивидуализировать учебные направления, разработать план технологии для получения опыта специалистами на каждом этапе психолого-педагогического сопровождения.

И.А. Коробейников считал, что базисом для стандартной дифференциации образовательных потребностей детей с ЗПР являются содержательные психолого-педагогические критерии. «На основе данных психологической диагностики в рамках сопровождения детей с ЗПР появляется возможность реализации дифференцированного (индивидуализированного) подхода:

- к определению образовательных и компенсаторных возможностей детей с ЗПР, уточнению психологического содержания их особых образовательных потребностей;

- к выбору образовательного маршрута, определяющего специальные условия образования;

- к выделению приоритетных целей коррекционной работы;

- к определению задач и сфер взаимодействия с педагогами, врачами и родителями;

- к осуществлению мониторинга развития ребенка».

При этом у каждой группы детей существует отдельная потребность в коррекционной помощи, персональная траектория развития.

Проблема индивидуализации комплексного сопровождения подразумевает отсутствие системного психолого-педагогического критериального анализа специальных потребностей в обучении, подготовку дифференцированного учебного плана, который принимает во внимание серьезные различия в возможностях обучения у детей с ЗПР.

Анализируя выше указанное, можно сделать вывод, что при индивидуализации каждый педагог должен понимать, что ребенка, имеющего индивидуальные особенности в плане развития и здоровья, нужно воспитывать и обучать. Только если ребенок заметит, что он воспринимается своим учителем, как равноправный партнер, он сможет активно мыслить, доказывать свою точку зрения.


Отметим, что у ребенка с задержкой психического развития есть особенности в:


Восприятие. Замедленно и фрагментарно. Могут возникать трудности при формировании зрительных образов. Это нужно учитывать при обучении, т.е. для лучшего усвоения материала, таким детям необходимы наглядные пособия.
Внимание. Поверхностно и кратковременно. Малыш часто отвлекается, есть сложности с тем, чтобы сфокусироваться на какой-то задаче. Есть проблемы с пониманием того, какой стимул действительно важен для концентрации на нем, а какой – нет.
Память. Характерна слабая избирательность, мозаичность запоминания материала. Характерен низкий уровень самоконтроля, наглядные образы запоминаются лучше, чем слуховые.
Мышление. Невозможно абстрактно-логическое мышление (без помощи взрослых). У детей возникают трудности со сравнением, построением собственных умственных заключений, формированием выводов по той или иной ситуации.
Речь. Скудность словарного запаса. Наблюдается нарушение артикуляции многих звуков. В большинстве случаев речь упрощена, потому что ребенку трудно выстраивать сложные предложения и умозаключения. Часто сочетается с дислексией и дисграфией.

Такие дети легко внушаемы, у них может резко меняться настроение (периоды эмоционального подъема быстро сменяются апатичным состоянием). Они редко проявляют инициативу, поэтому идут на поводу у своих сверстников.
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Можно выделить некоторые способы реализации принципов индивидуального подхода в обучении и оказания дифференцированной помощи детям с ЗПР в освоении предметных материалов:
· Подбор заданий, усиливающих активность ребенка, увеличивающих потребность в познавательной деятельности;
· Варьирование темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;
· Индивидуальный подход;
· Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями;
· Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
· Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
· Использование многократных упражнений;
· Проявление большого такта со стороны учителя;
· Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
· Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
· Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут.

Ведение уроков в специальных коррекционных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.

С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:
· дополнительные наводящие вопросы;
· наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
· приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
· помощь в выполнении определенных операций;
· образцы решения задач;
· поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:
· задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
· задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
· задания контрольного характера и т.д.

Итак, как же педагог может помочь ребенку с особенностями развития? Сделаем вывод, что, выполняя все рекомендации по созданию урока с индивидуальным учетом способностей ребенка, возможна коррекция его способностей, знаний и умений.

Использован материал:

  1. Кинякина Н. В. " Индивидуализация с детьми ЗПР"

  2. Зорина М. Г. « Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ (ЗПР)»

  3. Коробейников, И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте [Текст] / И.А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 3. - С. 4-10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

"Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей СКК с учетом видов ЗПР"

Работая с детьми с ЗПР почувствовала необходимость использования дифференцированного подхода с учетом видов ЗПР. К сожалению, ребенок, проходя ПМПК получает заключение, в котором указана только рекоме...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образ...

Индивидуальный подход к обучению детей с ОВЗ

Перед учителем встает вопрос: «Как обучать  ребенка с ОВЗ?».  Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому ранняя коррекционная ...

Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи

Контрольно-измерительные и диагностические материалы по русскому языку для младших школьников, имеющих трудности в обучении. ...

Выступление "Особенности индивидуального подхода при обучении детей"

laquo;Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой орган...