Ментальные карты как метод реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Данная статья раскрывает один из современных методов обучения. Раскрыты теоретические и практические обоснования использования ментальных карт. Рассматривается психолого-педагогическая составляющая применения инновационной технологии. В современном мире развивающихся технологий постоянно происходят обновления и совершенствования во всех сферах жизни. Не остается в стороне и образование, уровень которого должен соответствовать запросам развивающегося информационного общества. В связи с этим возникает ряд вопросов: как обучать и что надо пересмотреть в системе обучения, начиная со школы, чтобы воспитать современного человека, соответствующего новому современному инновационному обществу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Голикова Е.Ю., Лицей № 410, г. Санкт-Петербург

Данная статья раскрывает один из современных методов обучения. Раскрыты теоретические и практические обоснования использования ментальных карт. Рассматривается психолого-педагогическая составляющая применения инновационной технологии. В современном мире развивающихся технологий постоянно происходят обновления и совершенствования во всех сферах жизни. Не остается в стороне и образование, уровень которого должен соответствовать запросам развивающегося информационного общества. В связи с этим возникает ряд вопросов: как обучать и что надо пересмотреть в системе обучения, начиная со школы, чтобы воспитать современного человека, соответствующего новому современному инновационному обществу. В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе [1, с. 10]. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием ребят в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий. Большое признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося.  Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы и методы в организации учебного процесса. Одним из них может быть технология составления ментальных карт в начальной школе, являющаяся стартом для генерации и структурирования идей в дальнейшем. Современный ученик начальной школы, должен освоить огромное количество новой информации и сведений. Написание контрольных или проверочных работ, подготовка ответа, систематизация знаний – все это требует от обучающегося необходимости систематизировать и обобщить полученные ранее знания. Для решения таких проблем наиболее всего подходит метод картирования мышления (Mind Mapping). Интеллект-карты (Mind Maps), или ментальные карты, позволяющие графически отображать информацию [4, с. 18]. Картирование мышления – метод, который позволяет учащимся избавится от страха забыть или потерять какие-то сведения. Метод поможет при выполнении всех организационных и структурирующих задач урока. Ментальные карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а самое главное, как средство для самообучения. Их можно использовать в различных ситуациях с целями, отвечающими поставленной задаче: сбор и структурирование идей, для систематизации информации, в команде или по отдельности. В качестве орудия мышления этот метод потребует точности и ясности, но вместе с тем позволит справиться со сложными задачами. Результаты использования интеллект-карт поразили многих, поскольку в процессе их составления были выданы такие идеи и мысли, которые до этого даже не приходили им в голову. Подобные способы записи информации использовали мыслители третьего века нашей эры для изображения концепции Аристотеля. А в некоторых европейских странах ментальные карты уже давно используются при обучении детей в начальных классах школы [2, с. 25]. Что же такого особенного в картах ума, что они работают и для древних мыслителей и для маленьких детей? При традиционном способе записи планов мы делаем длинный список с подпунктами и пояснениями. Используем текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. И даже эти простые вещи не всегда помогают собрать мысли воедино и сосредоточиться. Почему так происходит? Мы воспринимаем тексты с помощью левого полушария мозга, правое же отзывается на картинки и образы. Пытаясь для запоминания пользоваться только текстом, мы почти вполовину уменьшаем наши способности воспринимать и запоминать. На ментальных картах можно и нужно рисовать смешные рожицы, выстраивать развилки и уровни, приклеивать картинки, добавлять краски, писать самые оригинальные и необычные словосочетания. Задача ментальной карты – отображать не строгую научную деятельность, а процесс вашего мышления и творчества. Поэтому хорошо все то, что подсказывает вам интуиция, что будет вызывать у вас эмоциональный отклик. Такую информацию вашему мозгу легко воспринимать и вспоминать впоследствии. Используя Современные педагогические технологии  ментальные карты, можно быстро оценить и уловить структуру вашей задачи. Картирование мышления подходит любому ученику, готовому к освоению новой методики. Мой опыт показал, что картирование мышления может использовать любой человек независимо от своего типа восприятия (аудиальный / слуховой тип, визуальный / зрительный тип, кинестетический / двигательный тип). Различие состоит лишь в способе составления интеллект-карт и обращения с ними представителей этих типов. По результатам психолого-педагогического тестирования в школах обучается 72 % учащихся кинестетического типа [3, с. 48] Поэтому метод картирования мышления оправдан при обучение в школах, так он позволяет задействовать в работе в равной степени оба полушария головного мозга. Мария и Катрин – ученицы старших классов гимназии. Обе с энтузиазмом используют интеллект-карты для конспектирования, подготовки к занятиям и проверочным работам. Мария – визуал – запоминает свои интеллект-карты, тихо сидя за столом, чтобы впоследствии представить себе карту во время контрольной работы и таким образом воспроизвести ее содержание. Катрин – кинестетик – действует совсем иначе. Она вешает интеллект-карту на дверь и начинает ходить по комнате, громко проговаривая содержание карты вслух. При этом Катрин то приближается к карте, то отходит от нее. Позже, во время контрольной работы, воспоминание о движении вызовет в ее памяти образ карты. (Возможно, еще больше ей бы помогла ходьба, но во время занятия это не так-то просто). Это пример из книги Хоста Мюллера очень ярко еще раз подтверждает выше сказанное о том, что метод картирования мышления в своем роде универсален при работе с учениками разного психотипа [2, с. 37] Полушария человеческого мозга выполняют разные функции. За ведение классических записей отвечает левое полушарие, а правое при этом отдыхает. А поскольку интеллект-карты интегрируют изображения цвета и символы можно говорить о них как о методе «целостного» мышления. Существуют несложные правила построения ментальных карт: в центре располагается образ всей проблемы, задачи, либо ключевое понятие; от центра исходят основные ветви с надписями, которые делятся на более мелкие составляющие. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие. От центра исходят основные ветви с надписями – они означают главные разделы карты. Лучше использовать крупные печатные буквы. Форма, цвет, стрелки, значки – всѐ визуальное оформление не требует строгого оформления, напротив, поддерживается креативное, эвристическое начало [2, с. 22]. В практике применение ментальных карт на уроках русского языка и математики в начальной школе эффективно. Они увлекают учащихся процессом составления, способствуют реализации сложных учебных задач при изучении новых тем и закреплении пройденного материала. Беглое чтение будет весьма эффективно, если учащиеся будут отображать полученную информацию в интеллект-картах. Ментальные карты – идеальный инструмент для обработки большого количества информации на уроках литературного  чтения и окружающего мира. Использовать их можно не только с содержательной, но и с организационной точки зрения. Цели и задачи можно определить с учетом возраста обучающихся и их индивидуальной предметной подготовки. Разумеется, можно организовать и подготовку к экзамену с помощью ментальной карты, так как учащиеся начальной школы проходят итоговую аттестацию по учебным дисциплинам. В данной статье рассматривался один из видов современных обучающих технологий, позволяющий по-новому думать, строить умозаключения, приводить в систему полученные знания учеников. Обучающиеся овладевают навыками самостоятельной работы, легко выполняют операции анализа и синтеза. Применение ментальных карт делает обучение природосообразным, а потому естественным и комфортным.

Список литературы: 1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2010. – С. 151. 2. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. – М.: «Омега-Л», 2007. – 126 с. 3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с. 4. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление = The Mind Map Book. – М.: Попурри, 2007. – С. 320. – ISBN 978-985-15-0017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

Способы реализации принципа индивидуального подхода при обучении младших школьников

В статье рассматривается индивидуализация процесса обучения младших школьников как один из способов реализации принципа индивидуального подхода...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам...

Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматриваются аспекты применения ИКТ на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения....

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Деятельностный метод обучения  – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности...