Якутские подвижные игры как средство развития двигательной активности младших школьников
статья (2 класс)

Аржакова Алена Гаврильевна

В обществе стремительно происходят значительные научно– технические изменения, в том числе и в детской игре. Детские игры существенно изменились под развитием распространения компьютерных игр и других видов массовой культуры. Общество характеризуется ростом якутского самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа, этноса. Национальное самосознание формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является главным в становлении основ характера и выработке норм поведения.

Якутская культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей и формировании собственной личностной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arzhakova_ag_5_kurs.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Аржакова Алена Гаврильевна,

студентка 5 курса кафедры «Начальное образование», гр. 3БНО-19 Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск

alena.arzhakova.1985@mail.ru

Анна Николаевна Софронова,

Ассистент кафедры  «Начальное образование» Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск

kulbertinova86@mail.ru 

Якутские подвижные игры как средство развития двигательной активности младших школьников

Аннотация. В обществе стремительно происходят значительные научно– технические изменения, в том числе и в детской игре. Детские игры существенно изменились под развитием распространения компьютерных игр и других видов массовой культуры. Общество характеризуется ростом якутского самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа, этноса. Национальное самосознание формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является главным в становлении основ характера и выработке норм поведения.

Якутская культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей и формировании собственной личностной культуры.

Ключевые слова: учитель начальных классов, якутские игры, этнос, подвижные игры, младший школьник, вольная борьба.

Якутия- это многонациональная и необъятная республика со своей историей. А народная якутская игра является одной из неотъемлемой частью традиционной культуры народов Севера. Любовь к Родине начинается с познания своего края и перед педагогами – младшими школьниками встают огромные задачи.

Объект: процесс развития двигательной активности у младших школьников.

Предмет: использование якутских подвижных игр на занятиях по вольной борьбе для развития двигательной активности у младших школьников.

Цель: раскрыть педагогические условия организации якутских подвижных игр с целью развития двигательной активности у младших школьников.

Гипотеза: якутские подвижные игры являются одним из эффективных условий развития двигательной активности у младших школьников.

Задачи:

1. Посмотреть теоретические основы влияния подвижных игр на развитие двигательной активности у младших школьников;

2. Изучить методику применения якутских подвижных игр на занятиях по вольной борьбе у младших школьников;

3. Провести опытно–экспериментальную работу по развитию двигательной активности младших школьников посредством якутских подвижных игр;

4.  Обобщение и систематизирование полученных сведений.

Методологической основой являются труды известных ученых Степаненкова Э.Я., Шебеко В.Н., Горьковой Л.Г., Лысовой В.Я, Шишкина В.А.по проблеме методики организации активного отдыха в детском саду, работы региональных авторов Григорьевой А.А., Ефимовой А.С.,Фёдорова А.С, Чехордуной Н.В.– по проблеме якутских игр и организации педагогической работы в образовательном учреждении. Особый интерес представляет народная педагогика якутов как средство физического воспитания детей.

Практическая значимость состоит в обосновании влияния содержания занятий с применением якутских подвижных игр на эффективность развития двигательной активности.

Опытно–экспериментальная база: МБОУ «Мындабинская спортивная СОШ» с. Мындаба Усть–Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Ознакомление с национальной физической культурой народов является одним из эффективных средств интернационального воспитания. Якутскими национальными видами спорта, а также играми могут заниматься представители различных национальностей и без ограничения по возрасту.

Якутские подвижные игры являются традиционным методом педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, ловкости, выносливости, быстроте и красоте движений, кроме этого надо было проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе.

 Одним из основных условий успешной реализации подвижных игр в жизнь школьников является знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. В ходе игры надо следить за точностью движений, соответствующие по правилам, делать краткие указания, поддерживать и регулировать настроение и взаимоотношение играющих.

Основная задача любых игр заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть подвижные игры.

Во время обучения новой игре обязательно надо проводить беседы, показывать иллюстрации и о подробно объяснять. Успех игры в значительной мере зависит от её объяснения.

По окончании игры очень важно подвести итоги: отметить лучших игроков, удачные моменты в игре, имеющиеся недочеты и т.д. Все это имеет очень большое значение для творческого отношения детей к игре, а также поднятие культуры самой игры.

Якутские национальные виды спорта, подвижные игры развлекательны, состязательны, интересны, увлекательны для всех, в любых условиях, не требуют большого количества инвентаря и оборудования.

В ходе любого физкультурного развлечения осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержание, определяются методы и приемы работы.

Физкультурные развлечения делятся следующим образом:

– Комбинированный – строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: якутских подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей 7–10 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних школьников – к выполнению простейших спортивных упражнений и участию в подвижных играх и забавах;

– На основе спортивных игр проведение между командами чемпионата по перетягиванию палок, хапсаҕай, ыстаныы, кылыы. Такое развлечение можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры, состязаний и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах организовать и игры для болельщиков.

– На основе якутских подвижных игр. Это наиболее распространенный вид развлечений. Он не требует сложного инвентаря. Универсальность развлечения заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов.

– Интегрированные – в содержание этих развлечений наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной и изобразительной деятельности. Например «О5уруо тиьии».

По методам проведения в физкультурных развлечениях выделяются следующие их разновидности:

– Игровые

– Соревновательные.

– Сюжетные

–Творческие

Участие в играх  говорит о том, что проблема целенаправленного ознакомления с играми предков, уважение к истории и любовь к родной республике является действительно важной и необходимой частью работы детского сада.

С целью проверки выдвинутого предположения была проведена исследовательская работа.

Цель: определить содержание развития двигательной активности у детей младшего школьного возраста посредством якутских подвижных игр на занятиях по вольной борьбой.

В исследовании участвуют 22 учащихся 2 класса МБОУ «Мындабинская спортивная СОШ» с. Мындаба Усть–Алданского улуса (района):

– в экспериментальную группу вошли 9 учащихся занимающихся вольной борьбой;

– контрольную группу составили 13 учащихся не занимающихся вольной борьбой.

Работа состояла из 3 этапов:

– констатирующий этап. На котором выявлялся уровень двигательной активности младших школьников;

– формирующий этап. В рамках которого происходило целенаправленное развитие двигательной активности посредством якутских подвижных игр;

– контрольный этап. На котором анализировались полученные результаты по уровню развития двигательной активности повторной диагностики и сравнительный анализ обоих этапов исследования.

Первый этап нашей экспериментальной работы посвящён отбору наиболее эффективных методов и приемов, диагностических методик, направленных на изучение уровня двигательной активности младших школьников. В рамках поставленных задач в соответствии с целью исследования, необходимым этапом стал подбор методик для последующей организации диагностического обследования.

Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений, а также по продолжительности двигательного компонента в режиме дня. Объем движений определяется количеством шагов в сутки или в определенный отрезок времени. Для детей 8 лет количество шагов в сутки должно составлять – 15,5–16,5 тысяч. Для качественного и количественного анализа режимов двигательной активности была проведена методика «шагометрия».

«Шагометрия» у младших школьников констатирующего этапа исследования

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Код ребенка

Показатели шагометрии

Код ребенка

Показатели шагометрии

М 001

12785

М 010

15003

М 002

11646

Д 011

14149

М 003

12785

Д 012

12501

М 004

11646

М 013

11027

М 005

10265

Д 014

10344

М 006

10900

М 015

10911

М 007

13123

Д 016

10123

М 008

14654

Д 017

14654

М 009

12986

М 018

10986

Д 019

10003

Д 020

13182

М 021

12501

М 022

11027

Диапазон средних значений показателей шагометрии констатирующего этапа исследования

Группа

Экспериментальная

Контрольная

Показатели

10265–14654

10003–15003

          Среди детей, принимавших участие в констатирующем эксперименте, преобладающее большинство показали значительное снижение двигательной активности, о чем свидетельствует результаты методики «шагометрия».

Показатели продолжительности двигательного компонента в течение дня на констатирующем этапе исследования

Динамический и статический компонент в течение дня

Двигательный компонент

1ч.45мин.

25%

Состояние покоя

5ч.15мин.

75%

Якутские подвижные игры, применяемые на занятиях вольной борьбой.

Название игры

Ход игры

Правила игры

1

Боро уонна кулуннар.

Волк и жеребята

Из группы играющих выбираются волк, 2-3 лошади, а остальные дети изображают жеребят.

Лошадки огораживают чертою поле – пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк.

Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.

2

Кырбый уонна кусар.

Ястреб и утки

На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (1-2 и более – в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета.

Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на другом – две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например, сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп.

Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для ястребов и уток.

Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

3

Мохсо5ол оноьуута.

Соколиный бой

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры.

Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

4

Быа тардыьыыта.

Игра с перетягиванием

Играющие садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного (торут – корень). Торут берется за что–нибудь неподвижно укрепленное. На площадке это может быть столб. Остальные стараются общими силами оторвать его. Эта игра похожа на русскую «Репку».

Победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его. Количество участников определяется заранее. Игру надо начинать по сигналу.

5

Мохcо5ол уонна саhыл

Сокол и лиса

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое–нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

6

Биир ордук

Один лишний

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой–нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое–нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

7

Атах тэпсиитэ

Пятнашки

2 играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.

Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

8

Еьес торбос

Упрямый теленок

Ведущий накидывает веревку на голову двух игроков, которые стоят, опираясь на ноги, держа руки за спиной. Никто из играющих не должен делать резких движений, опускать голову. По команде начинают тянуть в свою сторону. Кто дотянет соперника до черты, тот побеждает. Проигравшего называют упрямым теленком.

9

Муьэ тардыьыы

Перетягивание палки стоя

В качестве мюhэ используется палка длиной 40 см и диаметром 2.5 см. Обязательное условие – до сигнала о начале борьбы, муhэ должна находиться в горизонтальном положении.

Участник вырвавший муhэ считается победителем.

10

Куобахтыы ыстаныы

Прыжки куобах

Прыжок состоит из 3–х прыжков, выполняемых последовательно без остановок, одновременным отталкиванием двумя ногами, последнее приземление осуществляется на обе ноги. Результат прыжка определяется путем измерения кратчайшего расстояния, от бруска первоначального отталкивания до ближайшей точки соприкосновения любой частью тела с землей.

11

Кириэс тэбии

Крест

Берут 2 палки шириной 3см, длиной 70 см и толщиной 0,5 см и кладут крест–накрест на землю. Игрок, держа руки за спиной, должен прыгать на одной ноге, не касаясь креста. Если же он заденет крест, считается проигравшим. Количество прыжков считается.

12

Не наступи в смолу

Играющие встают в круг, держась за руки. В центре круга положен коврик из конского волоса круглой формы. По сигналу игроки, не отпуская рук, начинают выталкивать рядом стоящих таким образом, чтобы они наступили на коврик («смола»). Наступивший на коврик выбывает из игры. побеждает тот, кто остаётся последним.

С целью эффективности физической подготовки наряду с якутскими подвижными играми учащихся младшего школьного возраста, нами были просмотрены и проанализированы 3 занятия вольной борьбой. Показателем  является частота сердечных сокращений. Измерение частоты сердечных сокращений  до занятия, после вводной части, основной части, заключительной части, после занятий.

В  якутской народной педагогики важную роль играют подвижные игры. Эти игры просты, развивают в детях ловкость, выносливость, глазомер и сообразительность, волю.

Якутская подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Содержание подвижной игры составляют ее правила, сюжет  и двигательные действия.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них  отражался образ жизни людей, их труд, национальные устои, представления о смелости, мужестве и желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявлять волю и стремление к победе.

Наши якутские национальные игры представляют своеобразный жанр народного творчества, раскрывают национальную культуру и быт якутского народа. В общей системе физическое воспитание ребенка занимает очень важное место. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки

В заключении надо отметить, что наши якутские подвижные игры являются одним из эффективных условий развития двигательной активности у младших школьников, достигнута.

Ссылки на источники:

1. https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-na-temu-vliyanie-tradicionnih-podvizhnih-igr-naroda-saha-na-razvitie-fizicheskih-kachestv-u-detey-let-3636994.html

2. https://cyberleninka.ru/article/n/yakutskie-natsionalnye-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-spetsialnyh-koordinatsionnyh-sposobnostey-detey-na-primere-respubliki-saha

3. Безруких М.М. Педагогическая физиология: Курс лекций. М.М.Безруких //Учебное пособие. – М.: Форум, 2016. – 496 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...

«Подвижные игры как основа развития двигательной активности младших школьников"

Дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями средствами умений и знаний народных подвижных игр....

презентация "Игра – как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка."

      В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно м...

Дидактические игры как средства развития познавательной активности младших школьников

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Их применение направлено на решение конкретных задач в обучени...

Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.

        Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с д...

Статья "Игра, как средство развития двигательных качеств младших школьников"

ведение        Проблема: какие игры и методы способствующие развитию двигательных качеств младших школьников.Тема: «Подвижные игры как средство развития двигате...

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Игры помогают расширять и углублять представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, и...