«Современные образовательные технологии» Для обучающихся искусству оригами
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Технорядова Анна Михайловна

"Современные образовательные технологии" Для обучающихся искусству оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2023_sovremenye_obrazovatel.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Центр Детского

и Юношеского Технического Творчества Кировского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Современные образовательные технологии»

Для обучающихся искусству оригами

Автор:

Технорядова Анна Михайловна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2023 год

Оглавление

Оглавление …..................................................................................................2

Введение …......................................................................................................3

Теоретическая часть …...................................................................................4

Технологии личностно-ориентированного образования ............................4

Технологии проблемного обучения…...........................................................4

Творческая мастерская…................................................................................5

Практическая часть …....................................................................................7

Заключение …............................................................................................... 10

Библиография ................................................................................................11

Введение

Социальные требования в новых условиях к системе образования, сформулированные в Концепции модернизации Российского образования, утверждают: «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Гуманистическое образование характеризуется ценностным отношением к ученику как к субъекту жизни и познания. Это означает, что сегодня «образовать человека» - значит не сформировать, не воспитать его (в традиционном смысле слова), а помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Отсюда вытекает новое понимание основной цели образования, заключающейся для педагога в том, чтобы поддержать, развить в человеке умения самореализации, самозащиты, самовоспитания. Реализация данной цели требует соответствующего содержания образования, технологий организации образовательного процесса, и возможна лишь при условии личностно-ориентированного подхода.

Цель данной методической разработки заключается в определении возможности

применения современных образовательных технологий в деятельности  педагога дополнительного образования.

В связи с обозначенной целью методической разработки определены задачи:

- обзор современных образовательных технологий;

- использование этих технологий при планировании занятий.

Методы исследования:

- изучение и анализ информационных источников.


Теоретическая часть

Технологии личностно-ориентированного образования направлены на организацию смысло-поисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся и характеризуются такими чертами, как диалогичность, сотрудничество, деятельностно-творческий характер, предоставление ребёнку свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения, сотворчество педагога и учащихся. Примерами таких технологий могут служить имитационно-ситуативное обучение, разноуровневое обучение, сотрудничество в команде, проектное обучение.

 Проектное обучение предполагает 3 уровня:

  1. Социальная проба (инициативное участие учащихся в социально значимых делах, организованных взрослыми – оформление рабочего места, подготовка выступления к конкурсу, концерту) даёт возможность приобретения ребятами социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Любое общественно полезное дело может стать пространством социальной пробы учащихся. Разумеется, при одном условии – они сами добровольно захотят принять в нём участие. Педагог не может принудить ребёнка навязать ему участие в деле, у него есть возможность только мотивировать его. При этом приоритет остаётся за методом морального мотивирования, экономическое стимулирование существенно ограничено, а в своём прямом виде (сделай дело вместе с нами и получишь за это деньги) запрещено.
  2. КТД (коллективные творческие дела) способствуют формированию позитивного отношения ребят к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
  3. Социально-образовательный проект даёт возможность детям получить опыт самостоятельного общественного действия.

Задачами технологии проблемного обучения, являющегося основой развивающего обучения, являются активизация и развитие качеств продуктивного мышления, развитее творческих способностей, формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур; стимулирование познавательных мотивов: интереса, стремления проникнуть в сущность явлений, осознание значимости знаний, развитие способностей к анализу, рефлексии.

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а педагог лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует её и направляет поиск решения. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное отображение схемы складывания фигурки оригами, правильное описание словесного складывания данной фигурки, перечисления базовых форм оригами, применяемых при конкретном складывании, перечисления геометрических понятий в данном конкретном складывании фигурки оригами и т.д.

Проблемное обучение включает в себя такие этапы:

  • создание проблемной ситуации;
  • её анализ, формулирование конкретной проблемы;
  • Решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную их проверку);
  • Проверку правильности решения и формулирование выводов;
  • Применение выводов на практике.

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций:

  1. Перед обучающимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.
  2. задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
  3. Проблемное задание даётся до объяснения нового материала.
  4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Существуют 4 уровня проблемности в обучении:

  1. Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
  2. Педагог ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Обучающийся ставит проблему, преподаватель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (поисковый метод).
  4. Обучающийся сам ставит проблему и сам её решает (исследовательский метод).

В процессе такого обучения ребята учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески: добытые ими знания превращаются в убеждения, они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенность в своих силах и возможностях; самостоятельно добытые знания более прочные.

Некоторые источники к проблемно-поисковым технологиям относят и технологию проектного обучения, о которой уже было сказано выше.

Творческая мастерская – это процесс проживания действия от личных ассоциаций до восприятия разных типов информации на различных этапах мастерской, возникновения противоречия или разрыва в сознании участника мастерской и разрешения этого противоречия, построения гипотезы и, наконец, сотворения своего текста, своего рисунка, своей роли и т.п. Термин «мастерская» и основные принципы были заимствованы петербургской методической школой у французской группы  GFEN. Более 10 лет технология творческой мастерской осваивается различными участниками учебного процесса. Это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией. Это единство самосознания, воображения, свободы выбора, независимой воли и ответственности каждого и всех за всё услышанное, воспринятое, пережитое, совершённое.

Один из принципов технологии мастерских: «Никто никому не вправе делать замечания, никто даже мысленно не должен давать отрицательных оценок другому, его работе, ибо всё обязательно оценивается с позитивной установкой».

Проведение творческой мастерской предполагает проживание следующих этапов:

  1. Индуктор (мотивационный). Его задача - включение в творческий процесс, «пробуждение», «наведение»: соединение эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, актуализация необходимых возможностей и способностей субъекта познавательной деятельности, всего его личностного опыта, необходимого для исследуемой работы.
  2. Создание творческого продукта. Деконструкция-реконструкция – два взаимообусловленных шага. Материалы предыдущего этапа, отражающие личностный опыт, имеющиеся знания, представления по исследуемому предмету претерпевают разъединение, рассогласование, «разборку». Деконструкция – один из важнейших этапов мастерской, но одновременно и принцип работы, имеющий место в каждом этапе. Результат деконструкции – расставание с привычным, традиционным, универсальным и открытие уже на этапе реконструкции нового смысла, новых знаний, нового мировосприятия, которое станет достоянием всех участников мастерской на следующем этапе.
  3. Социализация – предъявление, опубликование индивидуальных результатов – позволяет понять Другого, увидеть его путь, способы деятельности, направление мысли, оценить идеи и подходы к их реализации, соотнести итог поисков со своим решением. В процессе знакомства с множеством вариантов найденных решений в большей мере развиваются аналитические способности, так необходимые на завершающем этапе.
  4. Рефлексия. Это «знание о собственном сознании», самоисследование, самоанализ, где каждый получает возможность не только осмыслить затруднения и успехи в работе, но и оценить неожиданные открытия. Рефлексия позволяет участнику мастерской не только проанализировать весь пройденный путь и услышать высказывания участников мастерской, но и поставить перед собой вопросы, которые позволяют двигаться дальше в той теме, в том материале, который был прожит в мастерской.
  5. Для мастерской характерен ещё один этап, получивший название «разрыв». Суть его в индивидуальном, глубоко переживаемом личностью переходе к новому видению предмета, знания. Он отражает особое психологическое состояние субъекта, либо уже осознавшего разрыв со своими предыдущими знаниями и представлениями, с собой прежним, с обстоятельствами, в которых находится, либо осознающим необходимость этого разрыва. Этот этап (один из результатов мастерской) может состояться как её ценностное последствие в отсроченном будущем, не сразу, тем самым утверждая незавершенность поиска, открытость новым смыслам.

Как в мастерской письма, так и в мастерской построения знаний работа по рассмотренному алгоритму может иметь не один, а несколько уровней в зависимости от степени сложности задач и требований глубины проработки материала. Возможно и проведение мини-мастерской, как части занятия.

Практическая часть

— Сэр, в чем секрет вашего успеха? — спросил журналист успешного предпринимателя преклонного возраста. – Я понимаю, что это долгий разговор, но если кратко?
— Можно и кратко… Я могу ответить двумя словами.
— Всего два слова? И какие?
— Правильные решения.
— А как же вы принимаете правильные решения?
— Здесь хватит одного слова.
— Да? И что это за слово?
— Опыт!
— А… как вы получаете этот самый опыт?
Уже совсем рассмеявшись, предприниматель сказал:
— Всего два слова.
— И какие же?
— Неправильные решения!

«Если у вас нет зонта»

Занятие по оригами с использованием технологии проблемного обучения.

Предназначено для проведения с детьми 1 года обучения (у меня это в основном первоклассники – 7 лет) на начальном этапе («Азы мастерства»).

Тип занятия – построение нового знания.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Этапы занятия:

Организационный момент – 5 минут

Основная часть – 35 минут

  1. Создание проблемной ситуации.
  • Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вам что-то необходимо, а его нет? Как вы выходили из положения?
  • Вот и сегодня нам необходим квадрат, а на столах… только листы А-4. Как быть?
  1. Анализ, формулирование конкретной проблемы
  • Надо этот квадрат сделать!
  • Что мы знаем о квадрате? (это прямоугольник, у которого все стороны равны)
  • Возможно ли превратить прямоугольник в квадрат? Как?
  1. Решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка)
  • Предположения: отрезать лишнее «на глаз»/ сложить и отрезать лишнее
  • Создание групп для обсуждения с последующим представлением решения
  • Выбрав оптимальный вариант решения, определяемся с инструментами для работы: ножницы, карандаш, линейка, без инструмента.
  • Исходя из выбранных инструментов, делимся на группы.
  • Вспоминаем технику безопасности при работе с бумагой и ножницами.
  1. Проверка правильности решения и формулирование выводов;
  • Практическая работа в группах по созданию квадратов, выявление важных моментов для получения аккуратного квадрата (формулирование выводов)
  1. Представление результатов, общие выводы
  2. Применение выводов на практике.
  • Создание 2-х квадратов из одного листа
  • Создание квадратов из полоски-остатка
  • Выбор самого красивого своего квадрата
  • А для чего нам квадрат? Сложим из него медаль «За находчивость» и вручим её… Кому?

Заключительная часть – 5 минут

Подведение итогов, наведение порядка, рефлексия.

Цель занятия – формирование умения приготовления квадрата из листа А-4

Задачи:

Образовательные

  • найти способы приготовления квадрата из листа А-4
  • способствовать формированию у детей умения применять имеющиеся знания
  • формировать умение выделять главное

Развивающие

  • Способствовать формированию направленного внимания
  • Развивать личность ребёнка, её познавательные и созидательные способности
  • Формировать вариативное мышление
  • Развивать аккуратность, точность
  • Развивать у ребят коммуникативные навыки

Воспитательные

  • Воспитывать привычку аккуратности
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам по работе
  • Формировать уверенность, что из любой ситуации всегда можно найти выход.

Формы обучения:

  • Фронтальная и групповая
  • Выполнение практической работы
  • эксперимент

Эффективность применения технологии проблемного обучения.

  • Знания, полученные опытным путём более прочные
  • Формируется умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы, делать выбор, выводы, аргументировать своё решение
  • Снимается страх ошибки

  • Заключение
  • При подготовке работы было просмотрено множество материалов, теоретических и из опыта работы. Были изучены технологии личностно-ориентированного образования, проблемного обучения, творческой мастерской и другие. Приобретён опыт в создании занятия или его части с использованием изученных технологий. Применение этих технологий эффективно, эффектно, способствует творческому самовыражению, самораскрытию ребёнка и педагога. Однако, подготовка к занятиям требует и от педагога нестандартного видения вопросов, оригинальности, что занимает больше времени на подготовку по сравнению с традиционным занятием.
  • На основе этих технологий можно построить занятие по знакомству с условными знаками, принятыми в оригами; мастерскую письма.

Библиография

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М: Просвещение, 2011. - /Стандарты второго поколения/
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: «Альянс «Дельта»совм. С издательством «Речь», 2003.
  3. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 2004.
  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2008.
  5. Материалы с курсов повышения квалификации
  6. Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения. Научно-методический сборник. – СПб: Невский Диалект, 2006.
  7. Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. Т.П.Сальникова. – М:ТЦ Сфера, 2010.
  8. Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: Методической пособие. – 4-е изд., доп. – СПб: СПбАППО, 2005.
  9. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие/ Авт.-сост В.Г.Тищенко. – 2-е изд., испр. И доп. – М: АРКТИ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в обучающем процессе

Урок с применением современных  педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных тех...

Внедрение инновационных технологий в программу «Искусство оригами» в образовательный процесс

       Оригами (в переводе с японского «оригами» — сложенная бумага) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, зародившееся в Древнем Китае, на родине изобретателей...

Использование современных образовательных технологий в обучающем процессе

Урок с применением современных  педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных тех...

Использование современных образовательных технологий деятельностного типа как средство формирования УУД обучающихся

Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе...