Методическая разработка по теме: « Использование в образовательном процессе ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ».
методическая разработка (1 класс)

Певнева Людмила Васильевна

В данной разхработке указывается важность применения ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

« Использование  в образовательном процессе ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ».

Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Он постоянно изучает и исследует мир, перерабатывая поступающую к нему информацию и получает, таким образом, новые знания о мире. Ребенка по своей природе можно назвать творцом. Некоторым детям чтобы учиться и развиваться, необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых.

Педагог должен зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей, и тогда, может быть исчезнут все современные «эпидемии». Но чтобы зажечь, необходимо «гореть» самому. Увлекать, увлекаясь. Зажигать, и в тоже время, самому светло сверкать. Поэтому моя позиция по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) такова: они – мои союзники, соратники, соавторы, имеющие право на несогласие, сомнение и ошибку. И цель своей работы я вижу в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия детьми своего «я».

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов получение образования является главным условием их эффективной социализации, успешной самореализации в социальной и профессиональной деятельности, более полного участия в жизни общества.

Использование информационных коммуникативных технологий в обучении детей с ОВЗ помогает уменьшить время на развитие и формирование памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы; коммуникативных навыков, языковых и речевых средств. Информационно-компьютерные технологии позволяют осуществлять традиционную деятельность по-новому, следовательно, решать задачи, выполнение которых, прежними методами является недостаточно результативным. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Особенно это важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашу жизнь внедряются новые информационные технологии. Практически в каждой семье есть компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, являясь универсальной игрушкой, он становится  для ребенка равноправным партнером и другом, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает.

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения :

при объяснении нового материала,

при контроле знаний,

при закреплении,

при обобщении и систематизации материала.

Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, звукозаписывающие устройства, мультимедиа) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).

Применение в коррекционной школе ИКТ при обучении учащихся должно ориентироваться на основную деятельность детей – игру, поэтому задания имеют занимательный, игровой тип и соответствуют интеллектуальным способностям, возрастным потребностям. Специфика работы учителя предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому учитель всегда находится в постоянном поиске новых методов и способов обучения, ведь для каждого ребенка они свои. Правильно определить формы и методы урока в зависимости от состояния ребенка помогают знания дефектологии и психологии.

Например на уроках русского языка при обучении грамоте учитель должен привить любовь детей к своему языку. Ведь занятия русским языком – это маленькие победы над собой в преодолении себя, своего страха перед слоговой структурой слова, связной речью. Обучение грамоте – это труд, нелегкий труд. И с первых занятий детей нужно приучать к труду. Как же сделать, чтобы ребенок трудился, не принуждая его к этому? Я считаю, это зависит от педагога, от его желания и умения, от его отношения к своей профессии. Главное для педагога – заинтересовать, убедить, научить каждого ребенка трудиться не только на занятии, но и дома. Педагогу необходимо искать новые подходы, приемы, технологии, чтобы занятие сделать интересным и современным. Он должен идти в ногу со временем.

Форма проведения занятия обучения грамоте с использованием информационно-коммуникационных технологий вызывает большой интерес среди детей. Занятия с применением компьютерной презентации – это и занятие объяснения нового материала в диалоговом режиме, и занятие – игра, и занятие – обобщение, и занятие – путешествие, и занятие-защита проектов, и другие.

Научная новизна использования ИКТ состоит в том, что информационные технологии способствуют усилению познавательной мотивации, любознательности в изучении и совершенствовании знаний детей. С применением компьютерной программы эффективнее используется время для закрепления знаний, умений и навыков в дидактической игре детей. Контролирующую и обучающую функции берет на себя компьютер, который является беспристрастным и абсолютно объективным, что для детей имеет немаловажное значение при выполнении заданий во время путешествия.

В своей работе я использую возможности ПК в среде Power Point на занятиях . Применение презентаций на занятиях дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, на уроке русского языка при обучении грамоте при путешествии по маршруту на поиск очередной буквы в компьютерной игре «Я учусь читать» объяснении звуко-слоговой структуры слова дети видят, как постепенно слово изменяется по частям: одночастное, двухчастное, трехчастное. При необходимости можно повторить тот или иной маршрут. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала

Электронные презентации дают возможность подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой Power Point позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями.

Делаю их сама, либо скачиваю готовые из интернета. Эти презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и быть доступными для обучения учащихся. Составляются они с учетом развития учащихся, его возрастных особенностей, быть с короткими надписями, крупным шрифтом, не перенасыщенными яркими цветами.

Развивающие упражнения и игры способствуют развитию зрительной памяти, слухового внимания, творческого мышления; повышают интерес к процессу обучения.

Мой опыт работы показывает, что применение компьютерных технологий во время урока помогает детям с ограниченными возможностями здоровья понять материал в более полном объеме. Наглядное изображение информации повышает мотивацию обучения, усиливает познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ на уроках, способствуют не только наилучшему усвоению информации, а так же положительно влияют на эмоциональную сферу учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Занятие с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания- развитию индивидуальности учащихся, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах».

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:- Обучение навыкам и умениям общаться с различными художественными материалами, как сре...

Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Опытно-методическая разработка по теме : «Использование средств наглядности на уроках математики в 1 классе".

Опытно-методическая разработка по теме : «Использование средств наглядности на уроках математики в 1 классе"....

Методическая разработка на тему "Использование игровой методики на уроках английского языка"

Использование игровой методики на уроках английского языка         В настоящее время одной из основных задач, считается развитие коммуникативно-речевой деятельн...

Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах"

      Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах" поможет учит...

Методическая разработка на тему: Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...