"Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения ФГОС".
консультация

Константинова  Надежда  Владимировна

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.

В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа р. п. Усть - Уда"

                                                   

                                         Доклад на тему:

"Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения ФГОС".

                                                                                                             

                                                                                                                                                                         

                                                                                                   Докладчик:

                                                                                            Константинова  Н. В.

                                                                                                     

 

                                         2017 – 2018 учебный год

Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения ФГОС.

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.

В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

Признанным подходом в обучении детей выступает системно - деятельностный,  т.е. учение в форме проектной деятельности, которая предполагает:

применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др;

создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта ФГОС?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

Современный урок в рамках ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования технических средств обучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.

Итак, современный урок для детей с ОВЗ - это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

урок, содержащий разные виды деятельности.

урок, на котором ученику должно быть комфортно.

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

Требования, предъявляемые к построению современного урока:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Учитель опирается на принципы педагогической техники:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, помощь ученику в использовании своих знаний);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

В другом источнике я нашла следующие типы уроков по ФГОС:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

 3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Литература

Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..

Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos



Предварительный просмотр:

«Создание коррекционно – развивающей среды в условиях реализации ФГОС».

Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала. Достижение этой цели возможно при определенных условиях, а именно в результате создания коррекционно-развивающей среды.

Среда обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме. Понятие «среда» рассматривается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова — это все то, что окружает ребенка в процессе обучения и способствует его развитию. Социально культурное окружение — это люди (педагоги, сверстники, родители), предметы окружающего реального мира, игрушки, наглядные и дидактические пособия, игры и так далее. В узком смысле слова — это и предметно-пространственная, и архитектурная, и ландшафтная среда. Предметно-пространственная среда — это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответствует естественному процессу его развития, формирует мотивацию к деятельности, способствует развитию познавательной активности и коррекции имеющихся нарушений. Основным требованием к предметной среде является ее развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своего ближайшего развития. Решение задач коррекционной школы для детей с умственной отсталостью предполагает создание в целом в школе коррекционно-развивающей среды.

Под коррекционно-развивающей средой понимают систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей с ОВЗ, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям их адаптации, реабилитации и социальной адаптации в целом.   Создание среды позволяет более четко определить и сформулировать задачи, которые способствуют усвоению и формированию элементарных знаний, умений и навыков. Работа по созданию такой среды в нашей школе проводится систематически. Медицинское и психологическое сопровождение детей с умственной отсталостью проводится по плану. Создание коррекционно - развивающей среды на каждом уроке, всеми педагогами школы является необходимым условием для решения образовательных задач по предмету. Вся система коррекционно-развивающей работы направлена: на реализацию комплексного индивидуально - ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

Коррекционные учреждения VIII вида созданы для обучения детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования, воспитания и трудовой подготовки. А так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Все предметы учебного плана сгруппированы в два блока – образовательный и коррекционно-развивающий.  Школа VIII вида не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умственно отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого учащимися массовых школ. В учебный план также включены специальные предметы, имеющие коррекционную направленность.

Разбирая понятие «коррекционно-развивающая работа» следует отметить, что термин «коррекция» означает систему специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития детей, а термин «развитие» - на раскрытие потенциальных возможностей ребёнка. В коррекционной работе стремятся к определённому психическому эталону, а в развивающей – ориентируются на средневозрастные нормы развития, в которых ребёнок может подняться на оптимальный для него уровень.

Коррекционно-развивающую работу в коррекционной школе можно рассматривать в двух аспектах:

построение коррекционно-развивающей среды;

организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Построение коррекционно-развивающей образовательной среды в сочетании с учебно-воспитательным, лечебно-оздоровительным процессом, а также психолого-педагогическим воздействием – одна из основных задач образовательного учреждения.

Учебно-воспитательный процесс должен организовываться так, чтобы каждый ребенок находился в комфортных условиях, в атмосфере психологической защищённости, чтобы соблюдался щадящий режим в сочетании с разнообразными приемами коррекционного воздействия. Тогда среда будет способствовать развитию индивидуальности ребёнка. Идеальной образовательная среда будет считаться при сочетании: комфортности для всех участников образовательного процесса; эмоциональной насыщенности; благоприятного режима, ритма и темпа жизнедеятельности; возможности пространственного и предметного выбора; расширения познавательных возможностей; побуждения к творчеству и здоровьесбережения.

К коррекционно-развивающей среде относится вся система коррекционно-развивающей работы, условия организации жизнедеятельности, обучения и развития воспитанников учреждения. Образовательные средовые ресурсы, обладающие поддерживающим, стимулирующим и корректирующим потенциалом можно разделить на предметные, пространственные, организационно-смысловые и социально-психологические.

Предметные ресурсы подбираются с учётом особенностей психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Значение имеет правильно подобранное в соответствие с санитарно – гигиеническими требованиями помещение; мебель; дополнительно усиленные опознавательными признаками объекты (размер, яркость цвета, толщина контуров и т.д.); наличие коллекций сенсорных эталонов и предметных коллекций; приспособленные объекты, учебные материалы и оборудование с закладками, метками, фиксаторами; специальные компьютерные программы; средства индивидуальной коррекции.

Пространственные ресурсы помогают учащимся с ограниченными возможностями здоровья ориентироваться и безопасно передвигаться в пространстве образовательного учреждения. Большое значение имеет структурирование пространства с выделением разнообразных функциональных зон, в том числе несущих коррекционно-развивающую функцию.

Важно придать смысл каждому часу и каждой минуте пребывания детей в образовательном учреждении (организационно-смысловые ресурсы). Жизнедеятельность детей в образовательном учреждении структурируется в соответствии с дневным, недельным и годовым ритмом:

выполнение режима школы под контролем взрослых на начальных этапах и с большей самостоятельностью в будущем;

школьная линейка в начале недели;

обязательная общешкольная утренняя зарядка;

недельное дежурство по школе для наблюдения за выполнением школьных правил;

организация дежурства по классу с обязательным рапортом дежурного в начале каждого урока по заданному алгоритму;

разработка и изучение правил, регулирующих взаимодействие и отношения с окружающими и т.п.

Социально-психологические ресурсы учитываются при планировании школьной жизни. Школьная жизнь наполнена эмоционально окрашенными событиями (традиционные школьные мероприятия, приуроченные к памятным датам; мероприятия предметных декад; реализация плана «Воспитательной работы»; участие в городских спортивных соревнованиях, творческих выставках, специальных интеллектуальных викторинах; проведение Олимпиады по социально-бытовой ориентировке; организация школьного самоуправления, шефства; участие в городских и областных акциях; организация экскурсий в ближайший социум; посещение учреждений культуры, ближайшего социума и т.п.). С первого дня пребывания ребёнка в школе для него создаётся ситуация успеха и включение в школьную жизнь. Учащихся учат оценивать людей по разнообразным критериям. Всем участникам образовательного процесса (учащимся, родителям, новым сотрудникам) предлагается словарь, с помощью которого описываются люди с особенностями психофизического развития и их проблемы (варианты правильного корректного описания в рамках информационно-просветительской деятельности).

Выпускники разных лет навещают школу. С учащимися старших классов организуются беседы, во время которых выпускники делятся своими достижениями во взрослой жизни.

Основой коррекционно-развивающей среды является материальное оснащение учебно-воспитательного процесса.

Созданию оптимальных условий жизнедеятельности воспитанников служат специально оборудованные кабинеты: психолога, логопеда, социального педагога; кабинет социально-бытовой ориентировки; учебные мастерские с производственным оборудованием; рекреации психологической разгрузки, зоны отдыха; зал ЛФК, сенсорная комната, спортивные площадки, оборудованные уличными тренажёрами, да и просто классные комнаты с их зонами, направленными на развитие и коррекцию учащихся.

Важно не только наличие тех или иных кабинетов, но и их насыщаемость специальным современным оборудованием, оснащённость дидактическими материалами, программным обеспечением.

Коррекционно-развивающая среда является еще и фактором эмоционально-эстетического воспитания и в связи с этим при оформлении кабинетов, игровых комнат уделяется внимание сочетанию материалов, стилей, цвета, композиции.

В обстановку коррекционно-развивающей среды внесены элементы домашнего уюта (диванчики для отдыха, разнообразные диванные подушки, карманы для мелочи в игровых комнат и др.). Ландшафт территории школы продуман, поделен на зоны (отдыха, подвижных игр, занятий физкультурой, наблюдений за живой и неживой природой, отработки трудовых навыков и др.).

Эстетическое воздействие среды создает потенциал для систематического и ежедневного влияния на формирование эстетических вкусов и развитие психических функций.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя целую систему педагогических, психологических, медицинских мероприятий (воздействий), способствующих преодолению отклонений в  развитии и служащих целям адаптации и реабилитации детей.

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Эта работа не подменяет собой обучение ребенка, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется силами школьных служб: психолого-педагогической, логопедической, социально-педагогической и лечебно-профилактической. Коррекционная работа перечисленных служб отвечает общим требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного вида, обеспечивает дифференцированный подход с учётом психических и физических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие и координация работы всех служб школы осуществляется через деятельность школьного ПМПк. Целью, которого является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения детей, исходя из особенностей, актуального развития и состояния здоровья ребенка.

Направлениями деятельности ПМПк являются: диагностическая; консультативная; аналитическая и информационно-просветительская; организационно-методическая.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся осуществляется через три уровня: базовый, адаптационный и специализированный уровни.

Каждый уровень включает медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты сопровождения.

Базовый уровень индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья реализует основное содержание и образовательные технологии специального образования и имеет профилактическую направленность. Объектом сопровождения выступает весь контингент коррекционной школы, т.е. все учащиеся с момента поступления и до момента окончания школы. На базовом уровне психолого-педагогического сопровождения школьный ПМПк практически не задействован, его функционирование связано с наблюдениями за детьми учителями-предметниками и классными руководителями в качестве ведущих специалистов индивидуального сопровождения. Осуществляется анализ анамнестических данных и сбор информации о семье ребенка, его родственниках; изучаются результаты вводной диагностики, составляются индивидуальные карты развития учащихся. Наблюдение за учащимися осуществляется в естественных условиях урочной и внеурочной деятельности. Школьные специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, олигофренопедагог), используя специфические методы обследования, определяют уровень развития ребенка и предлагают актуальные для него методы коррекционно-развивающей работы.

Непосредственное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в нашей школе осуществляется через реализацию общешкольных комплексно-целевых программ «Коррекционной работы», «Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», «Духовно-нравственного развития и воспитания», «Профилактики правонарушений», «Воспитательная».

В целях оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся на базовом уровне педагогами разрабатывается необходимое программно-методическое обеспечение коррекционных и факультативных курсов, воспитательных часов в рамках функционирования групп продлённого дня, дополнительного образования.

Мониторинг результатов психолого-педагогического сопровождения на базовом уровне осуществляется в двух вариантах.

Первый вариант – динамика индивидуального развития учащихся. Результаты систематизируются классными руководителями и отражаются в карте индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка и в индивидуальных картах развития учащихся по следующим направлениям коррекционно-развивающий работы: развитие сенсорных процессов и психомоторики, развитие двигательной сферы и речи, сформированности профессионально-трудовых и социально-бытовых знаний и умений.

Второй вариант – результаты школьного уровня – качество реализации комплексно-целевых программам, которые систематизируются заместителями директора и координаторами по коррекционно-развивающей работе.

Адаптационный уровень психолого-педагогического сопровождения учащихся связан с переходными этапами в развитии и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и носит групповой характер. Объектами психолого-педагогического сопровождения и обсуждения на заседаниях школьного ПМПк на данном уровне выступают группы учащиеся первых, вновь скомплектованных, пятых классов и выпускники. Деятельность школьного ПМПк на данном уровне осуществляется по следующим направлениям:

Обеспечение адаптации учащихся к ситуации школьного обучения;

Обеспечение адаптации к ситуации многопредметного обучения;

Дифференцированное профессионально-трудовое обучение;

Дифференцированное обучение отдельным предметам.

Содержание психолого-педагогического сопровождения учащихся на адаптационном уровне определяется планами, алгоритмами и программами работы по каждому из перечисленных направлений, результативность которых обязательно отслеживается специалистами школьного консилиума.

Комплексное диагностическое обследование учащихся на адаптационном уровне проводится всеми членами ПМПк: педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинским работником, социальным педагогом и включает следующие параметры:

заболеваемость учащихся (соматическая, хроническая),

готовность к школе,

медицинские противопоказания по профилям профессионально-трудового обучения,

интересы и склонности, предпочитаемые учебные предметы, усвоение трудных тем, уровень сформированности знаний, умений, навыков по предметам и профессионально-трудовому обучению,

комфортность пребывания в дифференцированных группах, мотивация учения, социальный статус в классном коллективе,

комфортность пребывания в образовательном учреждении,

потребности семьи.

Для реализации психолого-педагогического сопровождения педагогами школы разрабатывается программно-методическое обеспечение общеобразовательных предметов и трудового обучения, психологического сопровождения.

Качество психолого-педагогического сопровождения отражается педагогами и специалистами ПМПк в картах адаптации учащихся, в журналах индивидуального сопровождения. Результаты обсуждаются на заседаниях консилиума, включаются в повестки административных совещаний и педагогических советов.

Координирующая роль школьного консилиума значительно повышается на специализированном уровне психолого-педагогического сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в основе которого лежит исключительно индивидуальная работа специалистов с отдельными учащимися.

Специализированный уровень психолого-педагогического сопровождения предназначен для детей с выраженными трудностями в развитии и обучении. Объектами сопровождения на данном уровне выступают дети со значительными нарушениями здоровья, с трудностями в адаптации и учебе, с эмоционально-волевыми нарушениями, с выраженными дефектами развития.

Вопросами заседаний школьного консилиума выступают следующие направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сопровождение детей со сложной структурой дефекта, учащихся, находящихся на надомном обучении, учащихся, обучающихся индивидуально по отдельным предметам.

В связи с особенностями каждой категории детей психолого-педагогическое сопровождение на данном уровне требует разработки индивидуального плана сопровождения учащихся и максимального участия каждого педагога и специалиста.

Психолого-педагогическое сопровождение на специализированном уровне начинается с предварительного наблюдения за ребенком, анализом анамнестических данных, сбором информации о семье и ближайших родственниках, изучения результатов продуктивной деятельности, наблюдения за учащимся в естественных условиях урочной и внеурочной деятельности. На основе полученных данных готовится педагогическое представление на ребенка.

Специалистом школьного ПМПк проводится индивидуальное комплексное диагностическое обследование. При необходимости организуется дополнительное углубленное обследование и всестороннее изучение личности учащихся узкими специалистами.

Специалисты определяют уровень развития проблемного ребенка и готовят рекомендации, отражающие оптимальные для данного ребенка методы коррекционно-развивающей работы. При этом конфиденциальная информация о ребенке хранится у самого специалиста.

На заседании ПМПк определяется содержание индивидуального сопровождения учащихся, проходит коллегиальное обсуждение результатов комплексного диагностического обследования ребенка и выстраивается план коррекционно-развивающих мероприятий. Ребенку назначается ведущий педагог или специалист, который «ведет» ребенка, отслеживает своевременность и результативность выполнения плана сопровождения и при необходимости выходит с предложениями о проведении повторных заседаний консилиума с целью оценки и анализа промежуточных результатов и корректировки плана сопровождения. Решение и рекомендации специалистов доводятся до сведения родителей.

Проводится мониторинг качества индивидуального сопровождения с отражением результатов в листах динамики развития и в Дневниках наблюдений. При положительной динамике психолого-педагогическое сопровождение учащихся либо завершается (переходит на базовый уровень), либо на основе запроса педагога или родителей становится цикличным и переходит в режим поиска новых путей индивидуального сопровождения.

Решения ПМПк утверждаются педагогическими советами и приказами директора.

В связи с тем, что в реализацию психолого-педагогического сопровождения детей включается каждый специалист и практически все педагоги школы, особое внимание уделяется мотивации и вооружению педагогического коллектива практическими технологиями качественного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Участниками образовательного процесса являются также и родители. Следовательно, особую важность приобретает информационно-просветительская деятельность, которая в нашем образовательном учреждении имеет следующий вид:

Выступление на педагогических советах и М/О.

Внесение вопросов психолого-медико-педагогического сопровождения в тематику педагогических советов.

Проведение просветительских часов.

Разработка рекомендаций и памяток по созданию специальных условий обучения для учащихся с особыми образовательными потребностями.

Создание информационных стендов.

Размещение информации на школьном сайте.

Консультирование и проведение обучающих занятий-практикумов для родителей и педагогов.

Проведение недели службы сопровождения.

Организация «Родительской гостиной».

Выступления на родительских собраниях.

Анкетирование педагогов и родителей с целью определения приоритетных направлений просветительской работы на следующий год.

Работа в рамках консультативно-методического центра при образовательном учреждении (с родителями детей с овз и педагогами др. образовательных учреждений города).

Коррекционная работа в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и  психологическую коррекцию.  Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда. Создание такой целостной педагогической системы – сложная задача, которая наиболее успешно решается именно в специальных (коррекционных) школах. В общеобразовательной школе пока не удаётся создать все условия, удовлетворяющие специальные образовательные потребности определённого контингента учащихся.

Список используемой литературы:

Хименкова Е. С. Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа. – Молодой ученый. — 2014 г. — №3

Гайдукевич С.Е.Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учебно-методическое пособие – Минск: БГПУ, 2006 г.

БейсоваЕ.В. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе – Ростов на Дону.: Феникс, 2008 г.

Симонова М.А., Докутович В.В., Гапоненко Т.П. Психолого-медико-педагогическая комиссия: организация, содержание и основные направления деятельности. Учебно-методическая разработка. – Волгоград; Изд-во ВГИПК РО, 2005 г.

Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение при интегрированном обучении детей с проблемами в развитии.Психолого-педагогическое медико-социальноесопровождение развития ребёнка. – СПб., 1998 г.

                        ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа р. п. Усть - Уда"

                                                   

                                         Доклад на тему:

«Создание коррекционно – развивающей среды в условиях реализации ФГОС».

.

                                                                                                             

                                                                                                                                                                         

                                                                                                   Докладчик:

                                                                                            Константинова  Н. В.

                                                                                                     

 

2020 – 2021 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный аспект уроков в начальной школе в рамках введения ФГОС.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня ...

Современные подходы к проведению урока в начальной школе

Каким должен быть современный урок в начальной школе? Современный урок - это своеобразное действо, целью которого является получение новых образовательных результатов......

Организация и проведение уроков в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика ...

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС".

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС"....

Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г

Доклад. Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г...

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе в рамках освоения ФГОС.

Дети с умственной отсталостью характеризуются  выраженным  недоразвитием  мыслительной  деятельности, препятствующим  освоению  предметных  учебных  знани...