Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе"
статья

В работе представлены формы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennost.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с одаренными детьми в начальной школе

Абрашина Л.В., учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 30, г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Одаренность — конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность — пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный — философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

Сейчас главная цель образования видится в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности творческой, активной, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении. Проблема раннего выявления талантливых и одаренных детей, создание необходимых условий для их поддержки и развития в условиях общеобразовательной школы является на современном этапе одной из приоритетных в государственной политике в области образования.

Учитель является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей. Для успешной работы с одаренным ребенком необходимо найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Основная задача учителя – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания.

Уже на этапе предшкольной подготовки в Школе будущего первоклассника начинается работа по выявлению  уровня творческих и индивидуальных возможностей, личностных качеств, а также интересов и способностей ребёнка. Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе начинается с момента поступления в 1-ый класс. Этот процесс осуществляется на основе наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, используется анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучается медицинская карта ребёнка. Основная задача на этом этапе – собрать разнообразную информацию об учащемся. По результатам диагностических исследований с участием школьного психолога составляется «Карта интересов» младшего школьника.

Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и  условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

 Работа с одаренными детьми на уроках:

  • дифференцированный и индивидуальный подход
  • внедрение инновационных технологий с учётом личностно-ориентированного подхода (информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления)
  • использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве,  проектная и исследовательская деятельность)
  • работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение)
  • задания повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам
  • индивидуальные домашние задания творческого и поискового характера
  • ролевые игры

Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности:

  • внеклассная работа по предмету
  • индивидуальные и групповые занятия с одарёнными и способными детьми по предметам
  • создание портфолио
  • выставки творческих работ учащихся
  • творческие отчёты
  • участие в школьных и городских олимпиадах и конкурсах
  • участие младших школьников в городской научной конференции «Планета эрудитов»
  •  участие в областных, Всероссийских интеллектуальных конкурсах, интернет-проектах
  • психологические консультации, тренинги, тестирование
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования
  • исследовательская деятельность
  • проектная деятельность

Дополнительное образование расширяет сферу творчества одарённого ребёнка. Посещая музыкальную школу, кружки художественного творчества, спортивную школу учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.

Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах  дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. В течение года отслеживается  динамика интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка.

Большую роль в организации работы с одаренными учащимися играют индивидуальные проекты и исследования: это деятельность по развитию интеллектуальных, лекторских и творческих способностей учащихся. Эту работу начинаю с конца первого класса. Сначала дети участвуют в групповых мини – проектах и исследованиях, в 3-4 классах работа носит индивидуальный характер. Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на школьной научно-практической конференции.

 В конце учебного года подводятся итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успехи детей не только в учебной деятельности, но и во всех  соревнованиях и конкурсах, включая эстетические, художественные, спортивные.  На родительском собрании в конце учебного года проходит презентация достижений учащихся, награждение грамотами и ценными подарками.

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты?

Очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантов также одаренные взрослые – педагоги.

Каждый учитель использует свои методы  и формы работы с одаренными детьми. Однако, каждый, наверное, согласится с тем, что только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию одаренности ребенка.

Приложение 1

Характеристики доминирующих способностей ребенка

  1. Интеллектуальные способности
  1. 1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
  2. 1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
  3. 1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает  причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  4. 1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  5. 1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  6. 1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.
  7. 1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
  8. 1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
  9. 1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
  10. 1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
  11. 1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
  12. 1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
  1. Художественные способности

2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).

2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.

2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.

  1. Музыкальный талант

3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

3.2. Хорошо поет.

3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  1. Способности к занятиям научной работой

4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.

4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.

4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.

4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.

4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.

4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

  1. Литературное дарование
  1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  1. Способности технические

6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

6.2. Интересуется механизмами и машинами.

6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.

6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.

  1. Способности к спорту

7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

7.4. Бегает быстрее всех в классе.

7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.

7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...