Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС ООО в 4 классе по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» с театрализацией отрывка из произведения
план-конспект урока (4 класс)

Жарманова Наталья Борисовна

Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС ООО в 4 классе по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»  с театрализацией отрывка из произведения. 2e1fcf8fbfe923977cccc13c2b1accc5b8417aaa4008xWEBx1293x1708257588  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Класс: 4 «Г»

УМК: Школа России

Учитель: Жарманова Наталья Борисовна, учитель начальных классов, стаж – 18 лет.

МОУ «СОШ р.п. Озинки» Саратовской области

Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС ООО

в 4 классе по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»  

Тип урока: открытие новых знаний.

Место урока в учебном курсе:  изучается на уроке литературного чтения (2 часа), в разделе «Произведения о животных и родной природе».

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с творчеством К.Г. Паустовского и его произведением.

Задачи:

Дидактические: - познакомить с произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;

                           - определить жанр произведения;

                           - ввести понятие «романтическая новелла».

Развивающие:  - развитие интереса к чтению;

                          - продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного  чтения;

                                    - способствовать развитию музыкального и художественного вкуса;

                                   

         Воспитательные:  - показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту                                  окружающего мира;

                                     - воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения определять тему и жанр читаемого произведения;

                        развитие умения выразительно читать и отвечать на вопросы по содержанию.

Метапредметные: УУД

Регулятивные: - формирование умения планировать своё действие в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации;

                            - развитие способности к организации своей деятельности.

Коммуникативные:  - развитие умения отвечать на вопросы;

                                      - развитие умения вступать в диалог с учителем и одноклассниками;

                                      - развитие умения выражать своё отношение к литературному произведению и героям.

Познавательные: - формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

                                 - формирование умения работать с информацией.

Личностные:    - развитие дружелюбности, любви, уважения к старшим, умения видеть и слышать прекрасные в окружающей среде.

                           

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1.Орг. момент

    Мотивация к учебной деятельности.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

- Ребята, обратите внимание, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь, пожалуйста. 

Эмоциональный настрой.

 2.Актуализация знаний

     Вы любите тайны? Каждое художественное произведение - тайна.

     Разгадать её может только очень внимательный человек!

     Сейчас я хочу предоставить слово нашей исследовательской группе, ребята подготовили для нас отрывки из произведений, а мы попробуем вспомнить их название и автора.

Подготовленные дети читают отрывки из произведений К.Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб», «Кот–ворюга».  

 3.Постановка учебной задачи.

4. Открытие новых знаний.

 Совершенно верно, ребята. Все эти произведения нам уже знакомы, а написал их К.Г. Паустовский.

(Слайд № 1 – портрет К. Паустовского)

О чем писал автор?

Как вы думаете, ребята, почему мы сегодня говорим о Константине Георгиевиче Паустовском и его произведениях?

(Слайд 2, 3)

Как вы думаете о чём может говориться в произведении с которым мы сегодня познакомимся?

Может быть в этом произведении что-то таинственное?

Ребята, давайте постараемся определить цель и тему нашего урока.

Всё верно. Сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

(Слайд 4)

События происходили около 100 лет назад .Далеко на Севере, на берегу моря расположена величественная и суровая страна Норвегия.

(Слайд 5) 

Посмотрите, ребята, какой цвет преобладает на карте? Почему?

Совершенно верно. Склоны её гор покрыты лесами, а берега изрезаны заливами.

(Слайд 6)

Здесь  в окрестностях города Бергена и произошла встреча главных героев.

Словарная работа:

Ребята, обратите внимание на доску.

Эдвард Григ

Дагни Педерсен

Хагеруп Педерсен

Магда

Нильс

Как вы думаете, кто это?

Правильно.

Христиания

О́сло — столица и самый крупный город Норвегии. С 1624 по 1877 год город назывался Христиания, с 1877 по 1925 год — Кристиания.

А сейчас мы с вами отправимся в лес и узнаем, что же там произошло?

(Аудиозапись)

(Инсценировка «Встреча композитора и Дагни»)

Далее читают дети, завершает чтение учитель.

О природе, о животных, о взаимоотношениях людей.

Мы познакомимся с новым произведением автора.

О природе, о разных людях.

Да, скорее всего.

  1. познакомиться с содержанием произведения;
  2. определить жанр;
  3. учиться читать выразительно и осмысленно.

Зелёный, т.к. там много лесов.

Это герои нашего произведения.

Это местность, город.

Учащиеся следят по рабочим листам.

Роли исполняют подготовленные дети, остальные учащиеся – зрители.

Проверка первичного восприятия.

- Ребята, как вы думаете, почему Константин Паустовский назвал своё произведение «Корзина с еловыми шишками»?

Что вас больше всего затронуло в этом произведении? Что всколыхнуло вам душу?

Какой момент вам больше всего понравился?

Постарайтесь определить жанр произведения? 

Новелла — это малый повествовательный жанр, по объему близкий к рассказу. Для него характерны остросюжетность, неожиданный финал и отсутствие четкой авторской позиции. Также в новеллах редко бывает более трех действующих лиц.

. Рассказ был назван так, чтобы показать важность встречи простой девочки и Великого Мастера музыки. А именно, момент сбора шишек. Благодаря чему Григ и был вдохновлён на создание шедевра.

Рассказ, романтическая новелла.

 5.Физкультминутка

Мы пришли сегодня в лес

Полный сказок и чудес.

Руки поднимем и покачаем –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,

К Югу летят журавли.

И на носочках поднимемся выше –

Солнышко видим вдали.

Дети выполняют движения.

 6. Включение в систему знаний и повторение

(Слайд 7)

 «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря…»

 Кого из героев произведения можно назвать волшебником?

А теперь мы с вами погружаемся в мир музыки (звучит музыка Э.Грига «Утро»)

Ребята, опишите то чувство, которое испытала Дагни, когда услышала о подарке.

Почему Григ решил сделать подарок Дагни через 10 лет?

Смогла бы Дагни оценить этот подарок будучи восьмилетним ребёнком?

 

Волшебником можно назвать Эдварда Грига и Константина Паустовского.

Он дарил подарки только взрослым.

Маленькая Дагни его бы не поняла.

7. Рефлексия

Домашнее задание:

         Ребята, давайте вспомним цели нашего урока? Как вы думаете достигли мы их?

Я попрошу вас оценить участников урока.

Домашнее задание мы будем выполнять по группам:

1 группа:

2 группа:

3 группа:

Существует такая легенда:

«Давным – давно люди обладали божественными способностями.

Однажды они прогневили Бога, и он лишил их этого дара. После чего крепко задумался: куда спрятать отнятое?

Поместить на вершине  гор – человек рано или поздно доберётся туда. Зарыть глубоко в землю , утопить в океане, но и там не очень надёжное место.

Тогда решил Бог спрятать дар туда, где не всякий догадается искать, в «человеческую душу»!

И не ошибся. До сих пор об этом мало кто подозревает.

Я желаю вам найти этот дар и раскрыть его людям, как Эдвард Григ, как Константин Паустовский и как другие прекрасные композиторы, писатели, поэты и художники.

На память об этом уроке, я хочу подарить вам еловую шишку с теплотой моей души.

 

Оценивают свою работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

В данном плане-конспекте представлено первичное ознакомление с текстом....

«Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Цель -  создать условия для воспитания художественного, эстетического вкуса;  -  продолжить знакомство с произведениями К.Г.Паустовского;  -  познакомить с творчеством Э....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"

Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; показать многообразие творчества писателя; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению....

Технологическая карта комплексного урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок продолжает знакомство с произведениями К.Паустовского, знакомит детей с творчеством Э.Грига, формирует у детей представление о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучен...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Предложение. Текст. Повторение».

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте)  в 1 классе по теме: «Предложение. Текст. Повторение».Целью данного является повторение и закрепление знаний о букв...