Главные вкладки

    Методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме:
    Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"

    Скрипачева Ольга Александровна
    Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Ravniny_i_gory_Rossii..doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки РТ

    Алькеевский муниципальный район

    Верхне – Колчуринская средняя общеобразовательная школа

                                                   

    КМО, ноябрь 2007 уч. год.

    Учитель: Скрипачева О.А.

    Цели:

            Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

    Познакомить с равнинами и горами на территории России.

            Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, работать сообща, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

            Воспитание любви к Родине.

    Оборудование:

            Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, солнышко.

            Урок проходит с использованием интерактивной доски.

    Ход урока.  I. Организационный момент. Сообщение темы  и целей урока.

    На доске появляется изображение физической карты России.

    -Над Россией Солнце светит,

    И дожди шумят над ней.

    В целом свете, в целом свете

    Нет  страны ее родней!

    - Почему в целом свете нет родней страны? (Отв. детей).

    - Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

    II. Работа над новой темой.

     Записать на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России»

    - У нас есть спутник,  вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

    Доброе, хорошее,

    На всех людей глядит,

    А людям на себя

    Глядеть не велит.

            - Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.

    Где встает солнышко? (Отв. детей). (Слайд «Физическая карта России»)

            - С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения  физической карты. Начнем с цветов.

     Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета  вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

            - С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

    Полуостров Камчатка.

            - Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

    Найдите полуостров на ваших картах.

            - Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

    - Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

    (Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)

    Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.

    Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.

            - Вспомните отличие между Всемирным природным наследием и Всемирным культурным наследием. (Отв. детей).

            - Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью – Йорке, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Великая китайская стена и др.)

            - Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнце?

    (Слайд физической карты России)

    Средне – Сибирское плоскогорье.

            - Что вы видите на карте?  ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

            Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей).

    Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.

            - Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).

              - А теперь отправимся  на юг нашей страны.

    Горы Алтая и Саян.

            - Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).

            - А какие горы?

            - Что вы можете сказать о высоте гор? (На Алтае есть гора Белуха – 4506 м.)

    (Слайд – гора Белуха)

    Алтай входит в список Всемирного наследия.

              - Продолжаем наше путешествие.

    (Физическая карта).

    Западно – Сибирская равнина.

            - Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)

    (Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)

    Уральские горы.

            - Что вы видите на карте? (Ответы детей)

            - Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)

            - Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м

                                                  Гора Белуха на Алтае – 4506 м.

    (Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).

    (Показ слайдов «Уральские горы»)

    III. Физминутка.

    По равнине все пойдем

    Там цветочки мы найдем.

    Маки яркие, гвоздики,

    Васильки, ромашки

    В беленькой рубашке.

    Руки вверх, в кружок все встали

    Теперь холмиками стали.

    А сейчас пойдем к горам,

    Но овраг мешает нам.

    Быстро прыгнули вперед

    Кто к горе быстрей придет?

    На носочках потянулись

    До вершины дотянулись,

    Это горы,

    Это холм,

    На равнине мы живем.

    IV. Продолжение новой темы.

    Восточно – Европейская равнина.

            - Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.)

            - Что особенного вы заметили  в рельефе этой равнины?

    (Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)

            А сейчас держим путь на юго – запад.

    (Слайд «Русская равнина»)

    Кавказские  горы.

            - Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

    (Слайд «Кавказские горы»)

    V. Закрепление.

    1.         - Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

            - Что такое равнина?

            - Что вы можете сказать о горах?

    2. Работа у доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)

    3. Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»

    4. Игра «Штурманы и географы»

    VI. Подведение итогов урока.

    Выставление оценок

            - Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?

            - Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Урок - путешествие "Золотое кольцо России"

    Знакомство детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми их  достопримечательностями с помощью презен...

    "Путешествие в сказку"

    Эта статья посвящена дружному коллективу учителей начальных классов МКОУ Коченёвской СОШ № 13, сыгравших прекрасный спек...

    Учитель в наше время

    Учительство - это творчество и искусство, актерство. Не случайно М.Звонарев пишет: "В хорошем учителе мы ценим качество ...

    Летописи

    История летописей...

    Карточки с проверочными работами по математике для 2 класса

    Проверочные работы по математике для 2 класса по программе "Гармония" даны в двух вариантах. Материал можно распечатать ...

    Всеволод Гаршин

    О творчестве Всеволода Гаршина...

    Приглашаем в наш музей

    школьны йкраеведческий музей...

    Баба Яга

    Что за сказочная героиня...

    Роберт Стивенсон

    О жизни и творчестве стивенсона (с тестом)...

    Твардовский

    О жизни и творчестве Твардовского...