рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Кравченко Лидия Григорьевна

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по окружающему миру

4 «А» класс


Пояснительная записка

                 Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса  соответствует базовому уровню изучения предмета и  составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерных программ и УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. В программу И.А. Петровой были внесены  некоторые изменения (в пределах 15%):  сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены  дополнительные темы с целью полного выполнения требований Госстандарта. Также сделаны изменения формулировок   тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по литературному чтению).

               Календарно-тематический    план     ориентирован     на     использование учебника « Окружающий  мир » 4 класс в двух частях (Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, А.И.Саплин, Е.В.Саплина), издательство «Астрель»  2008 г., а также дополнительного  пособия для учителя «Методические рекомендации», М. «Астрель»,2007

              Обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило

         

             Цели обучения окружающему миру:


         
развитие  умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
         
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
         
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать  в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
         На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют
задачи обучения.
        Календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
        Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся
.

           В соответствии с этим реализуется: 

  • типовая программа «Окружающий мир» »,( Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, А.И.Саплин, Е.В.Саплина),  в объеме 68 часов.
    На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса, реализуется программа базисного  уровня.
    С учетом системы и модели обучения  класса выстроена система учебных занятий (уроков).
         Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD  «Энциклопедия  Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», Интернет сайты:
    - www solnet. ru
    - www festival. ru
    - www kulichiki. Ru

  • Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения.

Знать:


     - нормы здорового образа жизни;
     - государственную символику,
     -даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
     -народы, населяющие Россию (не менее 3);
     -название Основного закона страны;
     -имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;
достопримечательности родного края.

     

Уметь:

-находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
-различать полезные ископаемые ( не менее 3);
-иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
-соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;
-узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
-соблюдать правила охраны природы;
-ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
-кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные --особенности, ценить положительные поступки окружающих;
-определять последовательность основных исторических событий в России;
-соотносить год с веком;
- выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А.С. Пушкину, Петру 1).
       

                      Владеть компетенциями:

 коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
      

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью
наблюдения, измерения, сравнения;
-ориентирование на местности с помощью компаса;
-определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
-установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
-выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-оценить воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;
-удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

                     

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Наш край

22

Наша Родина на планете Земля

12

Наши верные помощники

2

Древняя Русь

5

Московское царство

5

Российская империя

9

Российское государство

13

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Задачи урока

Оборудование и материалы

Кол-во часов

Дата

Наш край (22 часа)

Что такое погода, ее составляющие. Правила поведения в природе.

Сформировать научные представления о погоде

Учить наблюдать и делать выводы

Календарь погоды

1

Как погода зависит от ветра. Грозное явление природы

Показать зависимость погоды от ветра

1

Предсказания погоды: научные прогнозы, народные приметы

Раскрыть значения прогноза погоды для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека

Календарь погоды

1

Экскурсия в ботанический сад. Разнообразие растений. Опыт практической деятельности

Показать красоту и разнообразия растений

Папка для гербария

1

Экскурсия на пришкольный участок. Времена года, их особенности

Наблюдение за изменениями живой и неживой природы с наступлением осени

1

Экскурсия в парк. Формы земной поверхности

Формы поверхности

1

Наша местность на плане и карте. Элементарные приемы чтения плана, карты(без масштаба). Ориентирование на местности.

Значение планов и карт в жизни человека

Рисунок и план местности

1

План местности. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках.

Закрепить знания о масштабе. Формировать умение читать план местности

Условные знаки на плане

1

Географическая карта. Родной край – малая Родина. Основные достопримечательности родного города.

Научить понимать и читать карту. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.)

Физическая карта России

1

Равнины. Формы земной поверхности

Горизонт, линия горизонта

1

Горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности 

Формы поверхности

Физическая карта России

1

Как солнце, вода и ветер изменяют, поверхность суши

Картины, слайды

1

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.

Карта Новосибирской области и Колыванского района

1

Богатства недр. Полезные ископаемые родного края

Показать значение добычи полезных ископаемых

Колыванский район

1

Разнообразие почв. Почва, ее значение для жизни

1

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. Природные сообщества родного края

Представление о луге как о природном сообществе

1

Животные-обитатели луга. Луг в жизни человека. Взаимосвязь растений и животных

Познакомить с животным луга

1

Какие растения растут в лесу. Деревья, кустарники, травы,

Уточнить представление об условиях жизни в лесу

1

Животные-обитатели леса. Животные, их разнообразие. Лес в жизни человека.

Бережное отношение к обитателям леса и их охрана

1

Водоемы, их использование человеком, охрана. Насекомые, рыбы, птицы, звери

1

Искусственные сообщества. Поле. Дикорастущие и культурные растения родного края

Расширить знания культурных растений

1

Сад. Растения,  их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения

Культурные растения сада

1

Наша Родина на планете Земля(12 часов)

Земля – планета жизни. Какую форму имеет Земля

Углубить знания о форме Земли

Фотографии космонавтов Вид земли из  космоса

1

Карта полушарий. Материки и океаны(общее представление, расположение на глобусе, карте).

Глобус как модель земли

Глобус, карта полушарий

1

Движение Земли. Тепловые пояса. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода.

Суточное и годовое движение земли

1

В пустыне Африки. Влияние деятельности человека на природу.

Природные условия Сахары, ее растительный и животный мир

1

Экваториальные леса Южной Америки. Охрана природных богатств.

Особенность растительного и животного мира экваториальных лесов

1

Антарктида. Австралия. Евразия. Оценка своего и чужого поведения в природе.

Особенности природы

1

Карта России. Красная книга

России, заповедники, национальные парки.

Работа с географической картой

1

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей. Зона арктических пустынь

Природные условия

1

Тундра. Как человек познает природу, общество, самого себя.

Природа тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь

1

Зона лесов. Природа как важнейшее условие жизни человека.

Природные условия

1

Степи. Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире

1

Экологические проблемы России. Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности

Пути решения экологических проблем

Экологический календарь

1

Наши верные помощники(2 часа)

История на карте. Страны и народы мира.

Историческая карта

1

Исторические источники. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические моменты; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

1

Древняя Русь(5 часов)

Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Первые русские князья

Познакомить с деятельностью Русских князей

1

Князь Владимир. Крещение Руси

1

Культура древней Руси. Передача своих впечатлений в устных рассказах.

Сформировать представление о культуре

1

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский

1

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе.

1

Московское царство(5 часов)

Первый русский царь. Передача своих впечатлений в устных рассказах.

1

Как жили люди на Руси в 14-16 веках

Быт русских людей

1

Смутное время. Минин и Пожарский

1

Русское государство при первых Романовых

Преобразование Романовых

1

Русские землепроходцы

1

Русская империя(9 часов)

Петр первый - необычный царь

Деятельность царя-реформатора

1

Мирные заботы Петра

1

Императрица Екатерина 2

Изменения в государстве. Великие военачальники Суворов и Ушаков

1

Образование и наука в 18 веке

Ученый Ломоносов и изобретатель Кулибин

1

Война 1812г.

1

Отмена крепостного права

1

Наука и техника в 19 веке

Ученые: Яблочков, Пирогов, Тимирязев

1

Город и горожане. Мода

Изменения в одежде, моде и кулинарном искусстве

1

Культура 19 века

Выдающиеся деятели культуры

1

Русское государство(13 часов)

Россия в начале 20в. Революция в России

1

Россия в годы Советской власти

1

Великая Отечественная война. Важные сведения из истории родного края.

Героический подвиг народа

1

Крупнейшие битвы Отечественной войны

Битва под Москвой, Сталинградское сражение, Курская битва и блокада Ленинграда

1

Тыл в годы войны. Россия после войны

Самоотверженный труд всех людей

1

Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина.

1

Государственная символика России. Государственные праздники.

1

Конституция основной закон РФ. Права ребенка.

Карта

1

Важнейшие события, происходящие в современной России.

1

Россия на карте. Москва – столица России.

Электростанции. Заповедники Сибири

1

Города России: название, достопримечательности, расположение на карте.

1

Народы, населяющие Россию: обычаи характерные особенности быта.

1

Опыт практической деятельности. Наблюдения в природе, сравнения свойств наблюдаемых объектов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В.Занкова

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ситеме Занкова Л.В....

Рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова....

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа"....

Рабочая программа и Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе , автор А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Е.Э. Белицкая, Н.В. Иванова.

Задача этого курса состоит в формировании доступной, но при этом целостной научной картины мира и умения познавать этот мир....

Рабочая программа и тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе

Данный материал представляет собой разработку рабочей программы и тематического планирования уроков во 2 классе...

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс...