Береги здоровье смолоду
занимательные факты по окружающему миру (3 класс) по теме

Тихова Ирина Николаевна

Материал для внеклассного мероприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Beregi_zdorove_smolodu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Береги здоровье смолоду

 

Предварительная работа к собранию: оформление  книг-ширм  на темы «Как предупредить простудные  заболевания у детей» и «Одежда  и здоровье детей» для родителей:

1 страница: «Разговор о правильном питании детей» – сообщение старшей медсестры, ознакомление с выставкой блюд из меню детского сада.

2 страница: «Берегите нервную систему детей» – выступление педагога-психолога, практические рекомендации для родителей по обеспечению полноценного сна ребенка в семье.

3 страница: «Чистота залог здоровья» – выступление воспитателя группы, показ видео-ролика по воспитанию культурно-гигиенических навыков  у детей в режимные моменты в  детском саду.

Разговор о правильном питании

Детскими диетологами и врачами написано много статей по поводу питания детей в детском саду и дома, столько же дискуссий отшумело в разных педагогических и семейных журналах. А дети не перестают капризничать за столом, мамы и особенно бабушки продолжают переживать по поводу «бледненьких» и «худеньких» малышей. Главное, родителям не надо  тревожиться и помнить, что аппетит  совершенно естественно меняется от недели к неделе или даже изо дня в день. В возрасте около года  ребенок становится более разборчивым и менее голодным, он начинает иначе относится к пище. И это не удивительно. Если бы он продолжал есть также много, как и раньше, и также быстро прибавлять в весе, он бы вырос величиной со слона.  Также есть и другие причины разборчивости ребенка в еде.

Во-первых, он начинает  ощущать себя личностью со своими желаниями. Поэтому,  если он не хочет есть какую-либо пищу, то он решительно отвергает ее.

Во-вторых, аппетит ребенка часто уменьшается при прорезывании зубов, особенно  когда растут первые коренные зубы. В рацион ребенка  должны входить овощи, фрукты, молоко, яйцо, мясо, каши. Важно, чтобы мать знала, чем полезен тот или иной продукт  и могла обеспечить ребенку рациональное питание. Многим детям на втором году жизни каша надоедает. Не заставляйте ребенка ее есть. Но если родители будут настаивать, чтобы он ел, что ему не нравится, то у ребенка временное отвращение к данному блюду станет постоянным. Существует масса заменителей, которые можно предложить ему: хлеб, печенье, картофель, овощи, фрукты, молоко. Не прививайте ребенку предубежденностей против каких –либо продуктов. Чем дольше  мать будет настаивать и уговаривать ребенка, тем  больше он будет упрямиться  и тем меньше ему захочется есть. Каждый обед становится пыткой. Родители стремятся  скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого «за маму, за папу…» до жесткого «пока все не съешь, из-за стола не выйдешь» И если ненавистная каша все-таки съедена, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом напряженность, растущая в отношениях между родителями и детьми, ведет к другим проблемам воспитания. Пользы для здоровья от кормления через силу никакой. Исследования американских ученых показали,  что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще  страдают нарушениями в  работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря  уже о страхах и неврозах. Но нельзя допускать того, чтобы ребенок играл за столом, забирался ногами  на стул и ходил по комнате  во время еды.  Возраст, в котором ребенок начинает есть ложкой самостоятельно, зависит, главным образом, от взрослых.  Чем раньше ребенок начинает есть сам, тем лучше.  Большинство детей просто выхватывают ложку из рук матери,  когда они чувствуют  потребность есть самостоятельно.  Когда он научится съедать свое любимое блюдо за  10 минут, вы должны вообще перестать его кормить. В нашем детском саду осуществляется  четырехразовое питание,  т.е. дети  получают 100% своего ежедневного рациона. Поэтому детский сад несет большую ответственность за питание детей и старается организовать правильное питание.  Правильно организованное, полноценное питание  детей должно не только гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, оно должно не только покрывать расходуемую им энергию,  но и оказывать существенное влияние на иммунитет ребенка, повысить работоспособность и выносливость детей, создать оптимальные условия  для их нервно-психического развития. В пище в правильном соотношении должны содержаться все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода

.К питанию мы должны относиться разумно. Необходимо правильное равновесие между высоко- и низкокалорийными продуктами, между всеми питательными веществами. Если  обращать внимание только  лишь на одну из сторон питания и обо всех остальных забыть, это может привести к заболеванию. Родители должны знать о тех сочетаниях различных продуктов, которые обеспечивают полноценное питание, и о том, какими продуктами можно заменить те, что ребенку разонравились.

Распределение питания детей должно быть  в течение  дня  неравномерным. Завтрак составляет примерно 25% суточной калорийности рациона.  Завтрак состоит из двух блюд: первое – каша, творог, яйца, овощи; второе – молоко, чай, какао ... Обед включает 35% суточной калорийности. Начинается  с салата (овощной салат), затем суп – первое блюдо, второе – мясо, рыба с гарниром и сладкое – компот, сладкий  чай. Полдник равен 15% суточной калорийности. Он  обеспечивает  потребность ребенка в жидкости после обеда и дневного сна. Это кефир, молоко, чай со сдобой или печеньем, фрукты и ягоды. Ужин включает, как правило, два блюда: горячее (каша, овощные или крупяные котлеты, творожные блюда) и затем кефир, простокваша, молоко, кисель. На ужин приходится 25 % суточной калорийности. Но мало того, чтобы пища была разнообразной и вкусной, но также необходимо, чтобы ребенок ел с аппетитом. И родителей призываем придерживаться следующих правил:

 Семь запретов в кормлении ребенка

1. Не принуждать. Мамы и папы! Пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом! Если ребенок не хочет есть – значит, ему  в  данный   момент есть не нужно.

2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения ... Прекратить – и никогда больше! Исключение: в случае болезни съесть лекарственную пищу.

3. Не соблазнять и не ублажать. Никаких особых пищевых вознаграждений, мороженого, конфеток. Еда не средство добиться послушания, а средство жить.

4. Не  торопить. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде вредна, а перерывы в жевании нужны даже корове.

5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен  быть выключен.. Если ребенок отвлекается сам, не паникуйте:  значит он не голоден.

6. Не потакать, а понять. Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты.

7. Не тревожиться и не тревожить. Следите за качеством пищи. Не приставать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит сам, так будет правильно

Берегите нервную систему детей

Здоровая нервная система ребенка – залог его психического развития. Организм маленького ребенка – единая  целостная система. Развитие всех внутренних органов и систем проходит под контролем центральной нервной  системы, т.е. мозга. К году масса головного мозга увеличивается в 3 раза по сравнению с мозгом новорожденного, а к двум годам достигает 4/5 массы мозга взрослого человека. Число клеток коры головного мозга с рождения не изменяется практически и составляет примерно 14 миллиардов. Как правило, к двум годам заканчивается интенсивный процесс созревания клеток.

 Однако идет развитие подкорковых образований, оболочек нервных волокон, которые участвуют в процессах памяти, регуляции и взаимоотношений между различными уровнями пирамидальных клеток мозга, продолжается на протяжении дошкольного и школьного периодов детства. Следовательно, незрелый мозг малыша не способен к сознательному сосредоточению, запоминанию, к обеспечению к усидчивости и внимания. Дети раннего возраста повышенно эмоциональны и легко отвлекаются. Поэтому нагружать мозг ребенка 2-х лет чем-либо сверх «возрастной планки» не рекомендуется (учить, читать, считать, писать)  Для развития детей раннего возраста главное активно двигаться, чувствовать любовь и ласку взрослых. Огромный вред нервной системе детей наносят грубые слова, несправедливые замечания, невежливое обращение, проявления несдержанности. Вследствие возникают состояния страха, печаль, ненависть, уныние, зависть, тоска, ухудшающие здоровье  как детей, так и взрослых.  

Для развития психики каждому ребенку требуется душевное пространство, в котором  он мог  бы свободно перемещаться. Ему нужны внутренняя и внешняя свобода, свободный  диалог с окружающим  миром, чтобы его не поддерживала постоянно родительская  рука. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов, драк. Родители должны быть сильными,  должны  источать чувство безопасности, должны давать чувство защищенности. Но сила, властность и чувство превосходства по отношению к ребенку (отличительное качество взрослых) не должны навязываться, их не следует выставлять на показ. Ребенок постепенно должен открывать для себя эту силу, постепенно находить ее. Ребенка надо воспитывать на пути золотой середины – на доверии. Ребенок нуждается в нашей любви, т.е. в способности родителей думать о том, что поможет моему ребенку проявиться как личности. Также родители должны понять одну очень важную вещь, которая пригодиться им всегда, надо учиться терпению! Важной характеристикой детей раннего возраста является неустойчивость эмоциональной сферы малыша.

    Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим более предпочтителен мягкий,  спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

В раннем возрасте ведущей деятельностью детей является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их  общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей (рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами и их сравнение), формируется мышление.

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослым. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечание, упрекать его, т.к .недооценка стараний может привести к неуверенности малыша в себе и снижению желания  осуществлять  любую деятельность. Важно также родителям научиться самим и научить детей «тренировать» свои эмоции, благожелательно относиться к людям, гасить конфликтные ситуации, не придавать значение мелким оплошностям других и критически относиться к своим.

Широко известно успокаивающее действие музыки.  Во многих  духовных традициях используется  музыка и движения, обладающие целенаправленным оздоровляющим действием. Пение – способ единения через звук, музыка создает единение в танце. Хорошая  музыка обладает глубоким эмоциональным воздействием. Выбор музыки широк от классической до естественных звуков природы (шум спокойного моря, ветра, шторма, пение соловьев). Перевозбужденным детям рекомендуется выполнять несколько упражнений на расслабление и спокойное дыхание (попрыгать, поскакать, покувыркаться, дыхание через нос).

Сон ребенка является важнейшей физиологической функцией. Это не просто отдых организма, но и  особое состояние, когда организм дает разрядку подсознанию в виде сновидений. Известно, что в головном мозге есть центр сна. Это группа клеток мозга, которая регулирует циклы «сон» и «бодрствование». Длительность сна с возрастом постепенно сокращается, к двум годам составляет примерно 12-14 часов. Нарушение сна у детей могут быть следствием психогенных причин (страх расставания с мамой, стресс при первичном поступлении в дошкольное учреждение с последующей адаптацией) частых шумных скандалов в семье, тяжелых впечатлений от телевизионных передач, недоброжелательного отношения к ребенку. Поскольку сон – это функция, прежде всего центральной нервной системы, все составляющие сна зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Характер засыпания, глубина сна, его продолжительность  сновидения, чувство отдыха, восстановления сил и бодрости после сна у каждого ребенка индивидуальны. Как обеспечить быстрое засыпание и полноценный сон?

Рекомендации для родителей:

Перед сном следует предложить ребенку воспользоваться горшком. Провести водные гигиенические процедуры.

Комната перед сном должна быть проветрена (за 30 минут до укладывания). Исключено сквозное проветривание.

Укладывать ребенка в определенное время.

За полтора часа до сна – никаких шумных игр, ярких впечатлений, не повышать голос.

Малыша второго года жизни нужно побуждать  самого  готовиться ко сну. С небольшой помощью  взрослого  может снять колготки. По просьбе взрослого находить пижаму, подать ее, забирается в кроватку, укладывается. Взрослый должен обращать внимание на стремление ребенка и самостоятельности и активности.

Ребенок должен спать только в своей кровати (длина –120 см, ширина – 60 см, высота ограждения от пола – 95 см, ложе с переменной высотой от уровня пола – 30 и 50 см). Матрас не должен быть слишком мягким, с ровной упругой, по рхностью. Подушка умеренных размеров.

Необходимо оберегать сон малыша, соблюдать правило «трех Т» – тишина, теплота, (но не перегрев), темнота.

Прогулка перед сном – полезная для здоровья привычка (спокойная ходьба).

Ужин ребенка – не позднее, чем за час до сна. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта рекомендуется дать ребенку на ночь яблоко, в котором много пектиновых веществ, благотворно действующих на пищеварительные органы или кефир, теплого молока с чайной ложкой меду (при переносимости меда ребенком).

Выполнение этих правил способствует засыпанию и спокойному сну. Во время сна организм, освободившись от контроля и вмешательства сознания,  получает возможность интегрировать все проходящие  в  нем процессы, решать проблемы  саморегуляции.  Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду

Чистота – залог здоровья

Соблюдение правил личной гигиены – залог здоровья ребенка. Крайне важно приучить ребенка тщательно и достаточно часто мыть руки, чтобы предупредить глистные заражения и кишечные инфекции, которые называются болезнями грязных рук. На грязной, плохо вымытой коже гнездятся микробы, вызывающие гнойничковые заболевания. Чистая кожа выделяет особые вещества, губительно действующие на бактерии. В 2 года ребенок стремится подражать. Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Он начинает подражать брату, сестре, товарищу. Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Ежедневно перед сном надо мыть лицо, шею, руки, ноги, а утром кроме умывания обтирать все тело. Кроме ежедневного умывания необходимо еженедельно мыть все тело горячей водой (t 35-3 70С). Горячая вода усиливает выделения потовых и сальных желез, расширяет поры кожи, поэтому легче смывается грязь. У ребенка  должно  быть свое полотенце для лица и рук, отдельное полотенце для ног. Ногти на руках и ногах – место скопления грязи, микробов, поэтому их надо тщательно мыть и коротко стричь. Ногти на пальцах рук стригут дугообразно, по возвышению пальца, на ногах прямо, срезание углов способствует врастанию ногтей в пальцы. Волосы необходимо ежедневно расчесывать. У каждого ребенка должна быть своя расческа, без острых зубьев.

Особенно тщательно родители должны следить за полостью рта детей. Врачи советуют начинать чистить зубы ребенка с 2 лет. В этом возрасте ребенок с увлечением копирует все, что делают взрослые. Нужно регулярно чистить их зубной пастой, чистить зубы рекомендуется утром и вечером умеренно жесткой щеткой сверху вниз и снизу вверх. Особенно важно чистить зубы после ужина, чтобы они оставались чистыми всю ночь, когда слюна образуется в очень небольшом количестве. После еды зубы споласкивают водой, чтобы удалить остатки пищи. Водите ребенка к зубному врачу 2 раза в год с 3 лет. Зубы обычно начинают разрушаться с 3 лет. Приучайте детей мыть фрукты и овощи перед их употреблением. Немытые овощи, фрукты и ягоды – источники инфекции. Родители обязаны воспитывать у детей бережное отношение к книгам, игрушкам, мебели, привычку замечать и устранять беспорядок, поддерживать чистоту в доме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Береги здоровье смолоду

Занятие по пропаганде здорового образа жизни. ...

БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 КЛАССА...

Программа "Здоровье" Мини-клуб "Береги здоровье смолоду"

Принципы реализации программы. Цель и задачи программы. Деятельность по реализации программы.  Прогнозируемый результат...

Береги здоровье смолоду

Разработка  дает ученикам представление о здоровом образе жизни; помогает учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни; развивает творческие способности,...

Классный час"Береги здоровье смолоду"

Цель:сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни. Задачи:помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью; способствовать укреплению здоровья детей; развив...

Береги здоровье смолоду.

  «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждог...

Урок здоровья "Береги здоровье смолоду"

Данный материал способствует развитию бережного отношения к своему здоровью....