открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

экосистема леса. Деревья - главные производители леса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.rar15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  «Окружающий  мир»  3 класс (1-4)

Учитель: Калояниди А.В.

               Тема:      Экосистема  «леса».

                              Деревья – главные производители  леса.

Цель:      создание педагогических условий, обеспечивающих    общее  гармоничное развитие младшего школьника в процессе его  учебной  деятельности.

Задачи:   предметно – информационные: знакомимся с      экосистемой  леса, закрепляем знания о значении леса и его охраны, обобщаем знания детей о взаимосвязях живых организмов (на новом примере в экосистеме «лес»).

                 

                  деятельностно – коммуникативные: закрепляем общеучебные навыки при работе в группе, в парах; учимся слушать и слышать, делать выводы и обобщать; контролируем и  оцениваем   результаты своей деятельности.

                  ценностно-ориентационные: развиваем любознательность, наблюдательность; чувство гармонии человека с природой осмысливаем духовно-нравственные ценности природа, лес, экосистема, человек.

Ход  урока.

1. Организационный  момент.

     Долгожданный дан звонок,

     Начинаем наш  урок!

-  Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

                2. Проверка домашнего задания.

-   Скажите, пожалуйста, какую тему вы изучили на прошлом уроке? (экосистема луга). (На доске появляются названия: экосистема, болото, озеро, луг).

-  Какие экосистемы вы еще знаете? (экосистема озера и болота).

-  Что такое экосистема? (это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ совместными усилиями).

-  Что общего и в чем различие изученных экосистем?

-  Какое домашнее задание у вас было? (составить цепи питания в экосистеме «луг»).

-  Сейчас мы проверим домашнее задание. Ученик будут отвечать у доски, а остальные контролировать и оценивать его ответ, пользуясь памяткой, которая есть на ваших партах. При оценивании ответа своего товарища пользуйтесь сигнальными карточками. Если вы согласны с ответом, то покажите зеленый цвет, если же вы не согласны, то красный. Познакомимся с памяткой. Прочитайте критерии оценивания ответа.

                              ПАМЯТКА.

1. Точность и правильность подбора материала.

2. Правильность составления цепи питания.

3. Умение правильно и четко построить свой ответ.

-   Кто желает выйти к доске и рассказать, что он приготовил?

                (контролируем при помощи сигнальных карточек).

3. Изучение нового материала.

-  Теперь я знаю, что вы изучили на прошлых уроках. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеозапись и ответить на вопрос:

-  Что будет предметом нашего дальнейшего пути познания окружающего мира? (экосистема леса).

    (включается видеозапись с изображением леса и пение птиц).

-   С чем мы будем знакомиться сегодня на уроке?

-   Что мы будем рассматривать в экосистеме «лес»?

             -   Можете ли вы сказать, чем отличается  лес от других экосистем? (в лесу   есть деревья                              

                   и кустарники).

- Деревья – это главные производители леса (на доске слово  производители).

-   Почему? (т.к. они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы -  воду и минеральные вещества; н-р соли. Из них на свету производят богатые энергией органические вещества. Созданные вещества служат строительным материалом и пищей самим растениям и другим организмам).  (Вывешивается рисунок дерева с изображением движения минеральных и органических веществ).

-   Приведите примеры названия деревьев произрастающих в лесу (по ходу ответа на доске появляются рисунки с изображением деревьев).

-   Какая еще растительность есть в лесу? (кустарники и травянистые растения)

-   Приведите примеры кустарников и трав (на доске – рисунки).

- Посмотрите, ребята, появились этажи. Растительность в лесу произрастает по этажам или ярусам (слово ярус на доску).

Деревья образуют верхний или первый ярус, кустарники – второй, травы – нижний или третий.

-   Как вы думаете, какое преимущество имеют высокие деревья перед травами? (получают больше света, тепла, поэтому интенсивнее производят органические вещества).

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение Сергея Погореловского, а вы постарайтесь услышать в стихотворении вопрос, обращенный к вам.

                     4.  Здравствуй, лес, дремучий лес,

     Полный сказок и чудес!

     Ты о чем шумишь листвою,

     Ночью темной, грозовою,

     Что там шепчешь на заре,

     Весь в росе, как в серебре?

     Кто в глуши твоей таится?

     Что за зверь? Какая птица?

     Все открой, не утаи.

     Ты же видишь – мы свои!

-  Какой вопрос вы услышали в стихотворении?

-  Какие классы животного мира являются жителями экосистемы «лес»? (класс насекомых, класс птиц, класс зверей). Приведите примеры (на доске появляются иллюстрации).

-   Какую роль выполняют его обитатели? Какую имеют  «профессию»? (потребители на доску).

-   Почему в лесу так много представителей животного мира? (есть, где жить и что есть).

ФИЗПАУЗА:

Изобразите повадки жителей леса, отгадав мои загадки:

1. Длинные уши, короткий хвост.

2. Рыжий мех, пушистый хвост

    В лесу хитрее всех.

3. Косолапый любит мед.

4. Ни головы, ни ножек – это ….

5. Игра «Кто что ест?»

-   Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, чем питается?», чтобы узнать, какие связи существуют в экосистеме «лес» между животными и растениями. Вы будете выполнять разные роли (раздаются роли: дуб, кабан, лось, мышь, белка, сойка, гусеница, волк, лиса, сова, змеи, орлы, кукушки). Вы должны найти себе питание в лесу. Исход нашей игры зависит от правильности вашего выбора. Передавайте клубок выбранному, оставляя у себя в руках нить.

Остальные учащиеся будут наблюдателями и контролерами (дети выбирают питание, передают клубок, образуется паутина из нити. Эта паутина символизирует связи в экосистеме «лес»).

-    Посмотрите, ребята, как тесно взаимосвязаны в экосистеме «лес» живые организмы.

6. - Но однажды в наш лес пришли браконьеры и стали отстреливать кабанов, (учитель отрезает несколько нитей у кабана), а за ними – лесорубы, которые вырубили дубы, (учитель отрезает несколько нитей у дуба).

-   Что произошло? (связи разрушились).

-   Почему разрушились связи? (вмешался человек).

-   К чему это может привести? (к гибели экосистемы).

- Спасибо всем участникам игры, садитесь ребята. А теперь задание:

  оцените, пожалуйста, с помощью лиц настроения понравилась ли вам игра?

(дети показывают «мордочки»                   ).

-   Узнали вы что-то новое для себя из этой игры? Оцените при помощи тех же лиц настроения.

-  В лесу животные и растения погибают и без вмешательства человека.       Куда денутся погибшие животные и растения? (их переработают       разрушители или мусорщики – названия на доску).

-   Какие организмы являются разрушителями? (все грибы, дождевой червь, муравьи – иллюстрации на доску).

                -   Мертвые останки организмов не накапливаются, их перерабатывают разрушители. Условия обитания в лесу остаются постоянными. Лес – это устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ. Поэтому экосистема леса может существовать очень долго, при условии, что человек не будет вмешиваться и вредить; разрушать экологические связи искусственно (таблица круговорота веществ, как итог).

               -   Скажите, ребята, для чего нам надо сохранять лес, какую роль он играет    

             для живых организмов? Прочитаем.

             На доске вывешена заранее схема:

                                                   - здоровье

                                                   - пища

                                                   - воздух

                                                   - познание

                                                   - древесина

                                                   - ягоды, грибы, лекарственные растения     

                                                  - дом для животных 

                                                  - место для отдыха человека

                                                  - красота и доброта   

   

             7. Закрепление пройденного материала. Работа в парах, составление цепей  питания.

             -   Сейчас вы закрепите пройденный материал и составите цепи питания  экосистемы        

                «лес» (на столах у детей карточки с названиями. Они составляют  следующие цепи                                  

                питания:

             кора дерева--- жук короед --- дятел --- ястреб

             листья дерева --- гусеница --- муравьи --- медведь

             ягоды земляники --- улитка --- лягушка --- уж --- лиса

   8. Итог урока.

              -   О чем мы сегодня говорили с вами на уроке?

              - Чем экосистема леса отличается от экосистем ранее изученных? (экосистема с

                замкнутым круговоротом веществ)

               - Что нужно делать, чтобы в экосистеме сохранялось равновесие? (не вмешиваться    

                 человеку, не губить природу).

              -    Вы еще узнаете много интересного, прочитав учебник по теме экосистема леса.          

                Кроме  этого, вы можете обратиться за дополнительной информацией к другим      

                 источникам.

                 Это энциклопедии, информация из Интернета. Очень интересно о природе пишут:

                 В.Бианки, М.Пришвин,   К. Паустовский.

 

              -  А теперь, послушайте обращение юного поэта из г. Пскова. Что бы вы ответили ему?      

             

               Сижу на поляне в тихом лесу,

               И только ветер колышет листву.

               Слышатся трели веселых синиц.

               Желтые грудки у маленьких птиц.

               Покоем все дышит и мне приятно

               Шепчу чуть слышно: «Сумеем сберечь, ребята?»

Спасибо всем за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...