урок окружающего мира"Насекомые",1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Гугуева Надежда Леоновна

Достижение целей и задач урока оуществлялось посредством деятельностного подхода в обучении. Урок смоделирован в технологии исследовательского обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bolshe_vsego...2011.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, 1 класс.

Тема: «Насекомые»

Цели  урока:

  1. Сформировать целостный взгляд на живую природу и отношение человека к ней.
  2. Воспитывать экологическую и информационную культуру  младшего школьника.

Задачи урока:

Образовательные:

  • актуализировать первичные знания о насекомых и их значение для человека;
  • расширить знания об отличительном признаке насекомых и их значении в природе; дать в качестве опережения знания о цепях питания в природе;
  • систематизировать знания о строении насекомых;
  • закрепить знания о насекомых и их значении для природы и человека.

Воспитательные:

  • воспитывать понимание правил отношения человека к насекомым;

Развивающие:  

 1. Развивать предметные умения:

  • устанавливать отличительные признаки животного мира;
  • уметь выделять части тела;
  • уметь устанавливать взаимосвязи окружающего мира.

2. Развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

  • поиска и выделения необходимой информации;
  • извлекать необходимую информацию из текста;
  • анализировать объекты с целью выделения признаков;
  • находить определённые понятия.

Развивать регулятивные умения:

  • самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
  • формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;
  • контроля, оценки и результата собственной деятельности.

Развивать коммуникативные умения:

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
  • управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Развивать личностные умения:

  • иметь представление о ценности и уникальности природного мира.

Этапы учебного занятия

Содержание

Задачи и методические приёмы

Организационный момент

Учитель:  Всем «Доброе утро!»

И пусть доброе настроение и цветы на ваших столах сопровождают вас до конца занятия!

Мотивация  самоопределению к деятельности. Создание положительного эмоционального настроя.

Актуализация знаний.            

Учитель: Как вы думаете? Кого больше всего на свете?

Дети высказывают свои мнения

Учитель: Ответить ещё раз на этот вопрос я вам предлагаю в конце урока.

 Что вы больше всего любите смотреть по телевизору?

Дети: Мультфильмы.

Учитель: Давайте посмотрим!

 Слайд 1.

Демонстрация отрывка с паузами из мультфильма «Приключения Винни- Пуха»

Учитель: А кто может продолжить за Винни-Пуха?

Вини-Пух: Само дерево жужжать не может…

Дети: Тут могут жужжать пчёлы, осы.

Вини-Пух: А зачем на свете пчёлы?

Дети: Пчёлы дают мёд.

Вини-Пух: А зачем на свете мёд?

Дети: Мед для того, чтобы его кушать.

Учитель: А вы любите мёд?

Любите, и от всего сердца говорю вам: «На здоровье!»

Учитель: А к какой группе животных учёные относят пчелу?

Дети: К насекомым.

Учитель: Я предлагаю вам выполнить задание: «Хорошо ли знаете насекомых?»

Дети работают с  карточками:

Учитель: Давайте с нашим помощником (компьютером) проверим задание.

Слайд 2.

На экране компьютер оставляет правильные варианты ответов.

 Учитель: Сравните со своим выбором. У кого всё верно поднимите синий цветочек, а кого есть ошибка – красный.

Слайд 3.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Мотивирующий приём сообщения темы урока «Больше всего на свете..» в виде незаконченной фразы .

Образовательная задача:

-Актуализировать первичные знания о насекомых и их значение для человека;

Приём создания занимательности -

ролевая игра «Продолжи фразу».

Формирование мотивации учебной деятельности через решение проблемной  учебной задачи с помощью теста.

Постановка учебной задачи.

Учитель: Кто же догадался, какая сегодня тема урока?

Дети: Насекомые.

Развивать регулятивные умения:

- самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;

«Открытие» детьми нового знания

Учитель: Почему же паука наш помощник не относит к насекомым? Я вам предлагаю провести исследование. Давайте спланируем нашу работу. Посмотрите на свои принадлежности, на то, что или кто вас окружает, и скажите, где мы можем узнать о насекомых.

На доске вывешиваются методы исследования:

Дети:

1. «Подумать самостоятельно»

2. «Понаблюдать»

3.  «Посмотреть в книгах»

4.  «Спросить у другого человека»

На доске вывешивается план исследования. Работа организуется по плану.

Учитель: Давайте «Подумаем самостоятельно»! Для этого попытаемся сравнить: чем отличаются друг от друга данные животные?

Собака-

Птица –

Насекомое –

Паук -

Дети: Покрытие  тела, количество ног.

Учитель на доске фиксирует выдвигаемые гипотезы. Сначала проверяется ошибочная гипотеза «Покрытие тела».  Далее учитель организует проверку решающей гипотезы, определяется количество ног у предложенных животных. Фиксируются все варианты ответов как правильные, так и ошибочные.

Учитель: Чтобы правильно указать количество ног, давайте понаблюдаем. Рассмотрите экземпляры пчелы медоносной с помощью лупы. Посчитайте количество ног.

Дети: шесть!

На доске  убираются ошибочные варианты количества ног.

Учитель: А что же у паука! Посмотрим видеоролик.

Слайд 4.

Дети просматривают видеоролик и считают число ног паука.

Дети: У паука 8 ног.

Учитель: Какой же самый главный отличительный признак класса насекомых?

Дети: Количество ног.

Учитель: Каких же животных мы относим к насекомым?

Дети: Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

Учитель: Продолжим наше наблюдение. Рассмотрите, какие части тела можно выделить у насекомых? В этом вам поможет пчёлка.

Дети: Голова,  грудь, брюшко.

Слайд. 5-10

Учитель  сопровождает ответ моделированием пчелы на экране.

Дети замечают, что есть усики.

Учитель: Зачем насекомому усики? Каким методом исследования мы можем воспользоваться?  Обращает детей к плану исследования.

 Дети: Метод «Посмотреть в книгах».

Учитель: Найти ответ в книге – это самый лучший способ узнать.

Один ученик зачитывает информацию из энциклопедии – стр. 234

Учитель: Но я вас возвращаю к вопросу нашего урока, «Кого же больше всех на свете?» и к плану нашего исследования. Вы предлагали «Спросить у другого человека». Я хочу вам ответить. На Земле насекомых около  миллиона видов. Это больше, чем других животных и растений вместе взятых.

Образовательная задача:

-расширить знания об отличительном признаке насекомых;

развивать предметные умения:

- развивать умение устанавливать отличительные признаки животного мира; уметь выделять части тела;

развивать надпредметные УУД:

развивать познавательные умения:

- поиска и выделения необходимой информации;

-анализировать объекты с целью выделения признаков;

-находить определённые понятия.

Развивать регулятивные умения:

-формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;

Развивать коммуникативное умение:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;

приём «Проблемная ситуация»

исследовательская работа

Приём «Наблюдение»

Первичное закрепление.

Самостоятельное моделирование божьей коровки – применение знаний в нестандартных условиях. Работа в парах.

Учитель:  Попробуйте сами смоделировать божью коровку.   Давайте, задание выполним, стоя.

Две пары приглашаются к доске.  У одной пары в комплекте не хватает одной ноги, у другой - лишняя.  Дети сами должны найти выход из проблемной ситуации.

Учитель: Так какие части тела насекомых вы можете назвать?

Образовательная задача:

-систематизировать знания о строении насекомых и включить новое знание в систему знаний;

развивать умение анализировать, т.к. задание требует применения знаний в нестандартных условиях;

приобретение опыта делового сотрудничества;

Развивать коммуникативные умения:

- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- формировать толерантность в отношениях учащихся в паре.

Самостоятельная работа

Прием «Моделирование»

Первичный контроль

Учитель: Продолжим наше исследование  при помощи метода «Посмотри в книгах». Откройте учебник на странице 158. Исследователи получаемые сведения обязательно фиксируют.  Я приготовила нам таблицу. Посмотрите, какие сведения мы должны найти.

Насекомое

Жужелица

кавказская

Жук майский

Пчела медоносная

Размер

Окраска

Чем питается?

После чтения о каждом насекомом, детям предлагается заполнить таблицу, самостоятельно подумав  или воспользовавшись  словами для справок. Работа организуется по трём группам. Каждая группа заполняет своё насекомое

Насекомое

Жужелица

кавказская

Жук майский

Пчела медоносная

Размер

крупное

крупное

крупное

Окраска

металлическая

коричневая

полосатая

Чем питается?

гусеницы

листья

нектар

Учитель: Ребята, а если поиграть в игру «Кто лишний?»

Дети: Пчела, потому что домашнее животное.

Дети: Майский жук – враг садов и огородов.        

Учитель: Раз мы заговорили о питании насекомых, послушайте известную вам песню «В траве сидел кузнечик». Ответьте на вопрос, что ел кузнечик? Слайд 12.

Дети: Травку

Учитель: А его съела …

Дети: Лягушка

Учитель: Мы составили с вами схему, которая называется цепь питания.  Мы видим, что растения и животные нужны друг другу. А нашему Вини Пуху нужен был …?

Дети: Мёд

Учитель: А чем мед полезен человеку?

Дети: Он обладает целебными свойствами.

Образовательная задача:

-Расширить знания о значении насекомых в природе;

Развивать познавательные умения:

-извлекать необходимую информацию из текста;

работать с таблицей.

Самостоятельная работа с книгой (основана на методе выборочного чтения)

Первичный контроль выбора информации из текста

развивать предметное умение:

-уметь устанавливать взаимосвязи окружающего мира.

Образовательная задача:

Дать в качестве опережения знания о цепях питания в природе;

Метод опережающего обучения. Составление цепи питания «В траве сидел кузнечик»

Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: За ответы вы получали картинки с изображением насекомых. Поднимите их.

Изучили в школе дети

Много видов незнакомых,

Мы узнали, что на свете

Всего больше     …

Дети: Насекомых

Учитель: Давайте подарим нашим насекомым корзину их любимых цветов. У вас на столах цветы, вам надо выбрать только один.

Красный цветок – быстро, правильно, самостоятельно.

Желтый цветок – правильно, но с помощью других.

Голубой цветок  – быстро, но неправильно.

Дети собирают корзину цветов.

Учитель: А еще, если бы не было насекомых, не было бы яблок и многих других вкусных фруктов и овощей. Но об этом вы узнаете позже.

Развивать регулятивное умение:

-контроля, оценки и результата собственной деятельности.

Приём отсроченная загадка: «Закончи  название темы урока» (стихотворение) 

Прием «Корзина успеха»

Приём мотивации будущей учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.

Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....

Урок окружающего мира в 1 классе. УМК "Школа 21 века"

Цели деятельности педагога:создать условия для ознакомления с весенними работами на полях; способствовать развитию связной речи.Предметные результаты:научатся наблюдать за весенними  работа...

Урок окружающего мира в 1м классе "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в игровой форме, в соответствии с ФГОС....

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

Конспект открытого урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века" 2 класс. Тема урока "Насекомые леса"....

Презентация к конспекту урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

Презентация  к уроку окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 века". Тема "Насекомые леса". Презентация поможет учителю сделать урок наглядным, интересным, запоминающимся....

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе УМК "Школа России" по теме: Кто такие насекомые?

На данном уроке у детей  сформируются   представления об отличительных особенностях строения насекомых и узнают их многообразие и красоту....