История села Заветного
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок по окружающему миру( с региональным компонентом) для 3-го класса.Можно использовать во внеурочной деятельности, на уроке "Я гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok.zip217.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка  урока  по  окружающему миру  по истории села Заветного

3класс

Тема урока:  История села Заветного

Цель  урока: Выяснить историю образования села.

Задачи урока:

  1. Обучающая: учить находить информацию из разных источников;
  2. Развивающая: развивать исследовательские умения, умения работать с картой, со справочным и архивным материалами;
  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к истории родного края, связать в сознании учащихся понятие «малой Родины» (истории села) с  историей России.  

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

средства

Компетентность учащихся

I     этап: Провести диагностику уровня информированности учащихся по истории села; провести диагностику интеллектуальных предпочтений (репродуктивный или проблемный)

Входной диагностический  дифференцированный тест (уровень А и С) по истории села Заветного:

 - Выбрать уровень теста, соответствующий вашим способностям. Выполнить задания.

 Выбор уровня теста детьми . Работа с тестами

Тест  2 уровней: А(репродуктивный) приложение  к уроку   с

использованием ИКТ; С(проблемный) приложение 1

Выбор деятельности, соответствующей интересам и способностям.

II     этап мотивировать на изучение истории села, используя различные источники.

Микроисследование.

1. Работа с картами:

- Найдите на карте России город Ростов-на-Дону

- Найдите на карте Ростовской области примерное расположение с. Заветного.

-  Найдите  в интернете аэрокосмический снимок села Заветного.

2. Работа со словарем

1 вариант: Найдите   в электронном словаре Ожегова определение слову Родина.

2 вариант: Найдите в толковом  (печатном) словаре Ожегова определение слову Родина.

3. Эвристическая беседа

- Всегда ли Родиной называется место, где родился человек?

 - Зачем человеку знать историю  своей Родины?

4. Работа с художественным источником информации - со стихотворением

 - Послушайте стихотворение, автором которого является  бывший учитель нашей школы Л.С.Федотова

- Найдите ключевые слова в стихотворении

- Какую новую информацию вы узнали из стихотворения?

- Почему наше село назвали Заветное?

  1. Эвристическая беседа. Работа со «слухами» как фольклорным источником информации.

- Что вы знаете об истории села Заветного?

- Кто были первые  жители?

- Почему река называется Амта?

- Почему именно это место было выбрано для благоустройства села?

6. Слово учителя

- .Ребята,чтобы узнать больше о нашем селе,давайте обратимся к историческому очерку.

7.Работа в парах с публицистическим источником)

1 группа:

- Подготовить сообщение кто были  первые жители в этих местах

2 группа

- Рассказать об истории появления  казачьего поселения  

3 группа

- Подготовить сообщение о жизни и основном занятии казаков и жителей села Заветного

4 группа:

- Подготовить сообщение о приходе советской власти в деревню.

  1. Представление результатов работы

Работа с картами,

Ориентация на местности.

ИКТ (работа с электронным словарем)

Работа со словарем Ожегова.

Эвристическая деятельность

Эвристические ответы, высказывание гипотез

Карта России и Ростовской области

выход в интернет

Словарь Ожегова

Стихотворения на каждой парте (приложение 2)

Умение работать с картой и ориентироваться на местности

Умение работать со справочными электронными и печатными материалами.

Иметь свою позицию, объяснять ее

Иметь свою позицию, объяснять ее, умение черпать информацию из разных источников..

Эвристические ответы, высказывание гипотез

Вычленение главного из объема информации;

Исследовательская деятельность

Выступление с сообщениями

Вступительная беседа (приложение 3)

Фото   (иллюстрации из интернета)

Текст из книги. «И лишь ковыль о прошлом все звенит…» Выписки из архивных документов

(приложение 3)

Использование слухов об истории названия села

Работа со справочным публицистическим и архивным материалом

 III    Этап

Подвеcти  итоги. Спрогнозировать вектор дальнейшего изучения темы.

  1. Рефлексия

- Что вам показалось интересным на сегодняшнем уроке?

- Какие источники информации были нами использованы?

- Сформулируйте интересующие вас вопросы

Подведение итогов. Формирование вопросов

Умение анализировать деятельность, делать выводы,

Иметь свою позицию, формулировать интересующие вопросы.

IV  Этап: подготовить поле

Исследовательской деятельности для следующего урока

Подготовить к творческой проектной деятельности

- Домашнее задание носит исследовательский характер.

1.Вам необходимо найти топонимы в названиях улиц, близлежащих сел, рек и т.д. Предположить, опираясь на различные источники, почему они так названы.

2.Проектная деятельность. Консультация по работе над проектом.

-Разработать проект  (  в паре ) по следующим темам, на выбор учащихся:

1. Село в годы ВОВ

2. Школа в годы ВОВ

3. История села Заветного в исторических портретах .

( итоговый продукт деятельности- буклет Выставка)

  1. Биография моего предка (индивидуальный проект)
  2. Родословное древо.

Прогнозирование дальнейшей деятельности

Домашняя проектная

деятельность

Собирать материал, пользуясь различными источниками.

Применение теоретических знаний в проектной деятельности


ПРИЛОЖЕНИЯ   К УРОКУ 1

Приложение 1

ТЕСТ (проблемный)

по истории села Заветного

  1.Что вы знаете о селе Заветном?

А) о названии села, о географических и исторических местах (их названия)?

Б) о времени образования?

В) о первых жителях?

2.Кто из известных людей России внес свой вклад в развитие села? Какой?

3.Какие местные обряды, праздники перекликаются со славянскими?

4.В чем своеобразие местных?

5.Есть ли связь истории, культуры нашего села с жизнью России? В чем она,  по-вашему, заключается?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                Л. Федотова        

       

           Простое, неприметное  село

Там над рекой, под девятью ветрами,

Где детство грустное мое прошло.

Стоит оно, как дней далеких память,

Простое, неприметное село.

   Хотя на вид оно совсем простое-

Его название музыкой звенит.

Откуда же название такое?

Оно зовет к себе, оно манит

   Давным-давно  здесь только ветры жили

Луна и звезды, степь и ковыли.

Над степью лишь орлы порой кружили,

Да по весне тянули журавли.

   Но вот однажды степь проснулась

Не от зари, что алость разлила.

Ни от прохлады, что с реки  тянула,

Не от росы, что бисером легла.

   Тележный скрип плывет в степные дали,

И говор обездоленных людей.

По воле царской их сюда прислали

За непокорность, за простор идей.

   Окинув степь своим хозяйским взглядом,

Все мужики за заступы взялись.

Землянки нужно строить, ну, а рядом

Суслиные концерты понеслись.

   Под этот свист до темноты копали,

Потом накрыли скромное жилье.

И к ночи все до чертиков устали.

Луна над степью сонная плывет.

 

 Окончив дело, под  луной уселись.

Вдали порхал перепелиный зов.

Потом тихонько песню вдруг запели,

Сначала просто так, совсем без слов.

   Затем смелее, раздвигая дали,

Над степью песня птицей понеслась,

И в ней надежда, заглушив печали,

На крыльях песни с ветром вдруг сплелась.

   Угасла песня. Тихо помолчали.

(об этом знают только ковыли)

Завет о дружбе здесь друг другу дали,

Ну, а село Заветным нарекли.

   Но степь вокруг не раз бедой топталась.

Гремела здесь гражданская война,

Когтистой лапой страшно смерть цеплялась

Со свастикою хищного орла.

   Ушла война. Полощутся восходы.

Глядятся вербы в зеркало пруда,

А под росой лучом играют всходы

В мираж степной бегут толпой года.

   Средь ковылей, под девятью ветрами

Мое село Заветное стоит.

Стоит оно, как дней великих память,

И лишь ковыль о прошлом все звенит.

Приложение 3

 Исторический очерк                     В. Колганов

                                           

Есть очень точное выражение: Родину, как и мать, не выбирают, она достается тебе на радости и на горе, на  муки и восторги, на все испытания на каждодневные будни на труд и праздники.

Мы живем в удивительном месте. Великий луг, Великая степь, Скифская земля, Дикое поле- именно так называли нашу степь летописцы земли Русской. На ее просторах в различные исторические времена жили скифы, сарматы, аланы, греки  и римляне, здесь проходили орды кочевых племен: готы и гунны, хазары и печенеги, половцы и татаро-монголы.

Свидетельство тому ,найденные в северных полях овцесовхоза « Родина» в 1985 году Волгоградским институтом мелиорации каменные изваяния (по тюркски- бабы) они имеют вид полутораметровой стелы, верхняя часть которой- торс человека.

Вообще территория нашего района- довольно обширное поле деятельности для археологов. На ней находиться 1893 учтенных древних курганов. Все археологические раскопки в нашем районе носят спасательный характер, то есть они проводятся в ходе согласования отводов земельных участков под строительство дорог.

О названии села Заветного в районе бытует такая легенда: в 1846 году, по Указу царя Николая I, началось освоение степных просторов на Эргенях и строительству Цариценско - Ставропольского тракта.

Первопоселенцы, решившие поселиться в пойме реки Амты, дали переселенческим властям твердое обещание- Завет, что какие бы трудности на их новом месте ни встречались, они останутся жить здесь навсегда, будут осваивать эти степные просторы на благо своих потомков и осуществления своей мечты о хорошей жизни, на благо Российского государства. Исходя из этого Завета и дали название станице Заветная, в последствие переименованная в село Заветное. Так это или нет, документально установить не удалось. Так эта легенда и прижилась…

Амта на калмыцком языке- «сладкая вода», но как показал исторический ход событий, поселившихся в этих бескрайних степных просторах первопоселенцев да и будущих поколений, их жизнь сладкой не назовешь. Только их настойчивость, великое терпение и трудолюбие способствовали тому, что они создали условия для жизни своих семей и оставили в наследство нынешним поколениям.

         Село Заветное и прилегающие к нему просторы, где изредка попадались юрты кочевников-калмыков, стали заселятся переселенцами из Великой и Малой Руси, Воронежской, Харьковской, Полтавской и Центральной губерний России.  В начале Х1Х века здесь уже образовались поселения односельчан-переселенцев, именовавшихся по фамилиям или именам, а порою и уличных кличек глав семейств. В 1846 году царским указом было узаконено название поселений: Киселевка,  Заветное, Торговое, Обильное, Дивное и других. В 1847 году было проведено первое землеустройство села Заветного. В конце 18 века после русско-турецкой войны по Царицинско-Кизлярскому тракту были сторожевые посты. По этому тракту с инспекторской поездкой проехали великий русский полководец А.В.Суворов, посетив Обильное, Заветное, Киселевку, Дивное, Кизляр, Приютное. На сегодня в хуторах и селах района имеется много исторических и памятных мест о днях прошедших и настоящих. Заветинский район Сальского округа Северо-Кавказского края был образован 1 марта 1926 года на основании декрета ВЦИК. Сальский округ был ликвидирован Президиумом Северо-Кавказского края и исполкома в соответствии с Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 23 июля 1930 года «О ликвидации округов». 13 сентября 1937 года образована Ростовская область, куда и вошел Заветинский район. Указом президиума ВС РСФСР от 1 февраля 1963 года  Заветинский район был упразднен, а его территория включена в состав Ремонтенскего района. Указом Президиума ВС РСФСР от 12.01.65 года «Об изменениях в административно-территориальном делении Ростовской области» Заветинский район был восстановлен в прежних границах. В настоящее время на территории муниципального образования Заветинский район имеется девять сельских поселений. Район богат бескрайными степными просторами. По площади он равен целым государствам – более 300 тыс.га, а вот по населению уступает всем районам и городам области и составляет всего 18,508 тыс.человек. На сегодняшний день численность населения заветного около 8 тысяч человек.


Выписки из архивных документов.

Астраханский губернский статистический комитет

1877

1926 год

Число дворов

земли

26

82401 десятина

292

136882 десятины

душ мужского пола

733

10669

Душ женского  пола

Численность в одной семье

Церковь

Лавок

Питейных заведений

Пожарный обоз

550

49 душ

1

2

4

1

11033

 

Литература

1. «Доноведение» Методические разработки уроков и праздничных мероприятий 3 класс. Составители: Е.Ю. Сухоревская, М.М. Вюнникова, Е.Д. Добреля, О.А. Каклюгина, Л.В. Козорезова. Ростов-на-Дону; Издательство «Баро-Пресс», 2009 г.

2. «И лишь ковыль о прошлом все звенит…». Краеведы и историки района. г.Батайск: Батайское книжное издательство, 2006 г.

3. «Восход» - газета Заветинского района Ростовской области.

4. Информация сайта Администрации Заветинского района.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История села Марфино

Материал к классному часу....

Материал об истории села Частоозерья

Материал для классного часа, газеты об истории села частоозерья...

Проектно - исследовательская работа "Золотые страницы истории села"

Доброе село, доброе селоСидельниково, СидельниковоТы моя любовьТы моя веснаРодина моя.По селу пройду, по селу пройду,Яблони цветут, яблони цветут,Дует ветерок,Волга вдаль течет.В поле трактора, ...

Приложение к проектно - исследовательской работе "Золотые страницы истории села"

В приложении к исследовательской работе  "Золотые страницы истории села" даны цветные материалы....

История села Большие Ремезёнки

Большие Ремезёнки (э. Покш Эрьмезёнка) — село, центр сельской администрации в Чамзинском районе. Население 497 чел. (2001), в основном мордва-эрзя.Расположено на р. Аморде, в 17 км от р...

Проект "История села в названии улиц"

Объектом   работы мы выбрали свое родное село Миасское.Цель проекта: составить или найти карту селаЗадачи, которые мы ставили: узнать, когда и кто начал строить наше село? Сколько же у...

«Из истории села Б и ж б у л я к»

После разгрома Казанского ханства в 1552 году Среднее Поволжье стало частью Российского государства. Чуваши, которые подвергались особенной эксплуатации инородных  владетелей, еще в 1551 году при...