Конспект урока "Пустыня"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Лисицкая Анна Олеговна

Конспект урока для 4-го класса +презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pustynya_mvn.ppt2.36 МБ
Microsoft Office document icon forma_uroka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пустыня

Слайд 2

Каменистая пустыня

Слайд 3

Глинистые пустыни

Слайд 4

План Границы зоны . Поверхность в пустыне. Климат. Растения. Животные. Деятельность человека. Экологические проблемы .

Слайд 5

Жаркий летний день сменяется очень холод- ной ночью . Зима короткая , средняя темпера- тура января -10 C, в отдельные годы бывают сильные морозы до - 30 С .

Слайд 6

Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы , возникают пыльные бури .

Слайд 7

На некоторых участках появляются ровные , сухие , твердые площадки без растений , которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники - это такыры.

Слайд 9

Одно из таких известных растений пустыни- верблюжья колючка . В зоне пустынь есть интересный тип растений – растения насосы . Даже в самый жестокий зной они стоят с зелёными листьями , потому что корни их проникают в почву очень глубоко .

Слайд 10

Очень ценным жителем пустыни является - колосняк . Его ещё называют песчаным овсом . Корни этого растения хорошо закрепляют пески , не дают им двигаться под действием ветра .

Слайд 11

Такую же ,, работу ” выполняет в пустыне джузгун . Интересно , что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки . Плоды джузгуна очень лёгкие и к тому же снабжены особыми выростами . Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния .

Слайд 12

перекати - поле

Слайд 13

верблюд Из домашних живот-ных в зоне пустыня на 1 месте.

Слайд 14

кулан джейран

Слайд 15

ящерка - круглоголовка Может в одну секунду в песок зарыться . Прижмётся к песку , задрожит , затрясётся утонет .

Слайд 16

мохноногий тушканчик Может за 15 минут выкопать в песке нору длиной в полтора метра .

Слайд 17

Может ползать под песком так -же легко , как рыба – плавать в воде . песчаный удавчик

Слайд 18

варан Самая крупная ящерица нашей фауны . Длина 150см , поэтому варана зовут пустынным крокодилом . Варан – сильное животное , и гюр-за , и кобра , и эфа избегают встреч с ним: взрос-лый варан в единоборстве победит любую змею .

Слайд 19

песчанки Эти грызуны роют сложные , разветвлённые норы и живут в них группами .

Слайд 20

В пустыне встречается ушастый ёж и маленькая лисичка корсак.

Слайд 21

черепаха Живёт 100 – 150 лет . С наступлением жары черепахи зарываются глубоко в песок на глубину до 2 метров , где и проводят основную часть жизни . Наружу черепахи выползают весной .

Слайд 22

План описания растения и животного. Древесное или травянистое растение Высота от поверхности земли Размер листьев Особенности корня Величина животного Окраска Дневной или ночной образ жизни Требовательность к пище

Слайд 23

И первый помощник жителей пустынь - верблюд.

Слайд 24

Пустыни – районы развития пастбищного овцеводства . Овца здесь – самое распростра-нённое животное.

Слайд 25

Одно из самых древних занятий людей – охота. В пустыне есть на кого охотиться : джейран сайгак ( мясо )

Слайд 26

Найдены в пустыне и полезные ископаемые: ( золото , каменный уголь ,железные руды, природный газ ). Широко ведётся их добыча и переработка. Растут города , посёлки.

Слайд 27

Много полезного даёт людям эта земля. Но человек нанёс огромный вред пустыням. Осваивая пустыню, люди должны очень заботливо относиться к их удивительной природе !

Слайд 28

План Границы зоны . Поверхность в пустыне. Климат. Растения. Животные. Деятельность человека. Экологические проблемы .

Слайд 29

конец



Предварительный просмотр:

Форма урока: Урок-исследование.

Тип урока: Комбинированный.

Цель:

Сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;

1. Познакомить учащихся с особенностями природы неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использованием.

2. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.

  4.  Воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в парах, сотрудничать.

Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, презентация по теме урока, карточки со словами понятиями (бархан, такыр), карточки для работы в парах.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний.

 Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним природные зоны, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в парах. Каждая пара получает карточку с текстами описаниями, прочитав которые, нужно определить о какой природной зоне идёт речь.

      (Степь) - это природная зона, в которой растут разнообразные травянистые растения. Тюльпаны и ирисы цветут весной, а с наступлением летней жары надземные их части отмирают, в  почве остаются луковицы. Ковыль и типчак переносят засуху благодаря узким листьям.  

 (Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.

 (Лесная зона)- это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

Проверка.

Скажите, а какую природную зону, мы изучали на прошлом уроке? (Степь)

Кто готов рассказать у доски об этой зоне? можно пользоваться памяткой.

(Степь. Засушливое лето, сухие ветра, пыльные бури, очень плодородные почвы, разнообразные травянистые растения. Растения: ирисы, тюльпаны, ковыль, типчак. Животные: орёл, жаворонок, гадюка. Земледелие, охота. Почти нет «степей», неумеренный выпас скота, распаханы земли, гибнут животные, браконьерство. Создаются питомники.)

Есть ли дополнения?

3. Введение в тему. Игра «Кто, где живёт?»

– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Посмотрите на доску, я условно разделила её на природные зоны, сейчас каждый подумает, мы обсудим, и разместим карточки с названием животных на той части доски, в какой зоне они обитают.

(В игре участвуют и карточки с названиями животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте, нет ли ошибок.

– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

Почему вы так решили, обоснуйте?

– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу, какой зоны мы будем сегодня изучать на уроке.

Какой вы себе представляете пустыню?

Если бы вы были художниками, какие краски взяли бы?

 Я представляю её себе такой:

Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

Скажите, а какой ещё может быть пустыня? (Глиняной ,каменистой)

Но мы сегодня будем изучать песчаную пустыню.

– Природу пустыни будем исследовать по плану:

  1. Границы зоны.
  2. Поверхность в пустыне.
  3. Климат.
  4. Растения. Животные.
  5. Деятельность человека. Экологические проблемы.

4. Изучение нового материала. Работа с картой.

– Начнём изучать с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь.

– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.

– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).

– Есть ли в пустыне зима? (Есть)

–– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?

– Какую зону сменяет пустыня?

– Переходим к следующему пункту плана. Изучаем поверхность.

– Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац.

– Что такое бархан? А такыр?

 Как образуются эти формы земной поверхности?

(Барханы образуются при движении песков под действием ветра. Одна сторона их пологая, другая – крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком , выпускают новые корни и продолжают расти . Барханы бывают высотой от 3 до 8 метров

Такыр-это ровная, сухая, твёрдная площадка без растений, которая при высыхании трескается. )

С какой природной зоной схожа поверхность пустыни, чем? (Арктическая пустыня)

– Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы, тогда вы сможете ответить на вопрос: Какие климатические условия в пустыне?

– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?

– Пустыня… Слово-то, какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так.

Какие же растения и животные можно встретить в пустыне? Ваши предположения.

Вот некоторые из них…(сказать о верблюде, что он может долгое время обходится без воды)

–Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?

Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?

Попробуем охарактеризовать сначала растения, а потом животных прочитав текст учебника со слов (Одно из…. 4 абзац с.123)

– Выполним это задание с помощью плана.

1. Древесное или травянистое растение.

1. Величина животного.

2. Высота от поверхности земли.

2. Окраска.

3. Размер  листьев.

3. Дневной или ночной образ жизни.

4. Особенности корня.

4. Требовательность к пище и воде.

(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах:

Корни глубоко ищут влагу.

 Защитная окраска.

 Листья мелкие, меньше испарения.

 Нетребовательны к пище, быстро бегают.

 Колючки. Низкие

 Могут впадать в спячку, ночной.

– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте.

У нас осталось 2  последних пункта плана, обратимся к учебнику с.129 и тогда мы легко разберёмся с ними.

Итак, какова же деятельность человека в пустыне?

 (разведение полей, садов, виноградников, овец, верблюдов)

О каких экологических проблемах вы узнали?

 (неумеренное орошение (поливать) приводит к накоплению соли в почвах; из-за неумеренного выпаса скота стало больше подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки; незаконная охота-браконьерство)

Как их можно решать? (заповедники, другие варианты.)

5. Закрепление изученного материала.

Предлагаю выполнить задание, чтобы узнать, кто сегодня был внимателен.

Возьмите в руки карандаш и ручку, если вы согласны с высказывание то поднимайте карандаш, если нет, то ручку.

  1. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
  2. Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
  3. Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
  4. Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
  5. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
  6. Итог урока.

Посмотрите ещё раз на план и скажите, мы ответили на все вопросы?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

7. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос:

Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни.

Также как всегда выполнить задание в тетради по изученной теме.