Конспект урока - окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира "Свойства полезных ископаемых" в 3 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа". Разработан в рамках Федеральных Государственных образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_okruzhayushchiy_mir_-_3_klass.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  урока

1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

2. Предмет: окружающий мир

3. Класс: 3

4. Автор разработок/руководитель творческого коллектива: Беляева Наталья Владимировна (учитель)

5. Образовательное учреждение: МОУ «Гимназия №19»

6. Город/муниципальный район: Омск, ЦАО

7. Краткое описание: Конкурсный материал представлен разными предметными областями – информатика, математика, окружающий мир. Объединяющей идеей является формирование метапредметных умений, в частности – умение работать с таблицей; рефлексировать свои действия, используя оценочные листы разного типа.

8. Тип урока: практическая работа

9. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

10. Представление о результатах:

Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельност; умение  рефлексировать свои действия, используя оценочные листы разного типа.

Метапредметные результаты: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных  учебных задач.

Предметные результаты: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка; представить результаты в таблице; подготовить сообщение

11. Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.


№ п/п

Этап уро ка

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке

- Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир». Роль председателя (П) заседания сегодня отводится Диме

Полная готовность класса к работе

П: -Тема очередного заседания клуба «Свойства полезных ископаемых»(на доске) Работать будем в 4-ёх группах, которые мы создали заранее.

2

Мотивация и актуализация знаний

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

П: - Давайте посмотрим видеосюжет, который мы подготовили с Даниилом. Вы все знаете, что он занимается краеведением.

В видеосюжете выступает ученик (У ) класса на тему: «Полезные ископаемые Омской области». В начале сообщения звучит вопрос:

У: -Ребята, скажите, какие полезные ископаемые добывают в Омской области для использования в строительстве?

Учащиеся после просмотра отвечают.

У: -Песок и глину используют в строительстве.

Активность познаватель ной деятель ности учащих ся на последу ющих этапах; эффек тив  ность вос при  ятия и ос мыс ления но во го материала; по нимание учащимися практической значимости изучаемого материала

-Какие еще полезные ископаемые используют в строительстве?

У: -Известняк, мрамор, гранит…

-Да, ребята, человек активно использует полезные ис ко па емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис ко паемых.

П: -Для этого выполним задание, которое прислали нам члены клуба.

Вывешивает на доску и читает.

П: -Подготовить сообщение о свойствах извест няка, мрамора, глины, песка и их использовании.


3

Этап целеполагания

Постановка учебной задачи, разработка плана действий

П: -Какая общая цель стоит перед участниками  заседания?

У: -Изучить свойства полезных ископаемых.

Председатель вывешивает сформулированную цель на доску.

П: -Давайте определим задачи заседания.

Правильная  постановка цели урока, разработка плана действия

-Добавьте слова из предло жен ного задания в незакон ченные предложения.

Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает задачи.

-Ребята, вторая задача непро стая. Сегодня вы пред ставите результаты прак ти ческой деятельности в таб ли це, которую составите самостоятельно.

1.Определить   …  полезных ископаемых. (свойства)

2.Представить результаты … (в таблице)

3. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

  1. Составить  …  (сообщение)

4

Общий инструктаж

Показать необ хо ди мость приме не ния инструкции при выполнении данной практи чес кой работы

(для экономии времени на уроке учитель подготовил более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебников)

П: -Правила работы с оборудованием вы знаете. Они вывешены на стенде.

П: -Каждая группа получила:

- план проведения опытов (Приложение №1)

- памятку по составлению сообщения (Приложение №2)

- каркас таблицы для заполнения (Приложение №3)

Полное соблюдение инструкции

- Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

У: -Необходимо правильно распределить работу.

У: -Будем выслушивать мнение каждого.

У: -Следовать плану и следить за временем

5

Исследования в группах

В ходе опытов выявить свойства известняка, мра мора, глины, пес ка; представить результаты в таб лице; подготовить сообщение.

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Председатель присоединяется для работы к своей группе.

Организованная работа в группах

6

Представление результатов

Умение пред ста вить и оценить результаты групповой работы в соответствии с планом

Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таб лице о свойствах известняка и представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается).

У: - Мы записали свойства в названия столб цов. Размер частиц, цвет частиц, легче или тя же лее воды, твердость.

У: - Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

У: - Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий. (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

П: -Скажите, какое свойство известняка дает возможность использовать его так многогранно?

У: - Это твердость!

Аналогично представляет результаты группа №2. А группы №3 и 4 рассказывают только о свойствах.

П: -Маша Иванова прислала вопрос. Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?

Учащиеся высказывают предположения.

П: -Ребята, Маша прислала аудио письмо с ответом и иллюстрациями (прилагается). Давайте послушаем, посмотрим и узнаем точный ответ.

(Маша объясняет и задает вопрос: «Почему на уроках технологии мы используем глину, а не песок»)

Правильность  ответов и действий учащихся  в процессе представления своей работы,  активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.

- Учащиеся любой группы могут ответить

У: Мокрая глина  вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.

- Ребята, а когда - то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Может кто - то догадывается о чем идет речь?

У: -Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо  сохраняет свою форму, не пропускает воду. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.

7

Подведение итогов

Дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

П: -Участники заседания, как вы считаете, достигли мы цели урока?

У: - Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.

Осознание достижения цели урока

- Какая задача была сложной для вашей группы?

У: - Составление таблицы, но мы справились, нам помогли знания с уроков информатики и математики.

8

Рефлексия

Оценивать свой вклад в общий результат деятельности

- Рада за всех участников заседания. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)(Приложение №4)

Адекватная оценка своей деятельности

- Кто хочет поделиться своими достижениями?

У: - Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом.

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.

9

Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Записано на доске: Учебник стр.25, №1,2

№1 –Найди на физической карте России (форзац ч.№1)условные обозначения полезных ископаемых.

№2 – Покажи на физической карте, где на территории  России  находятся месторождения тех  из них, которые добывают в вашем крае.

Дети записывают задания в дневник

Понимание цели и методики выполнения домашнего задания


Приложение №1

Группа №1

План изучения свойств известняка и создания плакатов

●        Определите и запишите названия столбцов таблицы.

●        Определите размер частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок.

3. Значение свойства запишите в таблице маркером.

●        Определите цвет частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Значение свойства запишите в таблице маркером.

●        Определите, известняк легче или тяжелее воды.

1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.

2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

3. Значение свойства запишите в таблице маркером.

●        Определите твердость известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице маркером.

●        Создайте плакат «Использование известняка».

1. Рассмотрите иллюстрации. 2. Познакомьтесь с названиями. 3. Приклейте на лист.

Группа №2

План изучения свойств мрамора и создания плакатов.

●        В коллекции полезных ископаемых найдите мрамор и известняк.

●        Определите и запишите названия столбцов таблицы.

●        Определите цвет мрамора.

1. Рассмотрите образцы под лупой.

2. Значение свойства запишите в таблице маркером.

●        Определите, какой у мрамора блеск.

1. Рассмотрите образцы.

2. Значение свойства запишите в таблице маркером.

●        Определите твердость мрамора и известняка. Сравните твердость мрамора с твердостью известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице маркером.

●        Создайте плакат «Использование мрамора».

1. Рассмотрите иллюстрации.

2. Познакомьтесь с названиями.

3. Приклейте на лист.

Группа №3

План изучения свойств глины и песка.

●        Определите и запишите названия столбцов таблицы.

●        Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая?

1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.

3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.

4. Значения свойств запишите в таблице маркером.

●        Определите, песок или глина дольше удерживает воду.

1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.

2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.

3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

4. Обсудите, что вы наблюдаете.

5. Значение свойства запишите в таблице маркер

Группа №4

План изучения свойств глины и песка.

●        Получение глинистого ила.

1. Положите глину в стакан с водой.

2. Тщательно все размешайте. (Посмотрите, на дно быстро осела целая коллекция маленьких камешков и песчинок.)

3. Очень аккуратно слейте мутную воду в другой стакан и дайте ей отстояться. На дне образуется слой глинистого ила.

●        Определите и запишите названия столбцов таблицы.

●        Определите, чем отличаются частицы песка и ила.

1. Выложите рядом с песком немного глинистого ила.

2. Рассмотрите под лупой прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблице маркером.)

3. Рассмотрите цвет частичек. (Значение свойства запишите в таблице маркером.)

4. Рассмотрите блеск частичек. (Значение свойства запишите в таблице маркером.)

5. Рассмотрите размер частичек. (Значение свойства запишите в таблице маркером.)

6. Определите сыпучесть частиц. (Значение свойства запишите в таблице маркером.)

Приложение №2

Группа №1

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства известняка и его использование».

  1. Один участник группы расскажет по таблице о свойствах известняка.
  2. Второй участник группы расскажет по плакату об использовании известняка.
  3. Подумайте и скажите, какие свойства известняка объясняют такое его использование.

Группа №2

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства мрамора и его использование»

  1. Один участник группы расскажет по таблице о свойствах мрамора.
  2. Второй участник группы расскажет по плакату об использовании мрамора.
  3. Подумайте и скажите, какие свойства мрамора объясняют такое его использование

Группа №3

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства глины и песка».

  1. Один участник расскажет по таблице о свойствах глины и песка.
  2. Подумайте, почему на уроках труда мы используем глину, а не песок.

Группа №4

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства глины и песка».

  1. Один участник расскажет по таблице о свойствах глины и песка.
  2. Подумайте, почему на уроках труда мы используем глину, а не песок.


Приложение №3

Группа № 1

 Таблица «Свойства известняка»

Группа №2

Таблица «Свойства мрамора»

Группа №3

Таблица «Свойства глины и песка»

Название горных пород

1.

2.

Группа №4

Таблица «Свойства глины и песка»

Название горных пород

1.

2.

Приложение №4

Оценочный лист

Оцени свою работу в группе

Действия

Знак оценивания

+   ДА       - НЕТ

  1. Активно работал в группе

  1. Был организатором работы в группе

  1. Слушал мнение каждого участника группы

  1. Доказывал свое мнение

  1. Смог бы представить результаты работы группы перед классом

  1. Представлял результаты работы группы перед классом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...