Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в неживую природу".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Афонина Ольга Александровна

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используются как групповые, так и индивидуальные формы работы. Урок позволяет развить мелкую мускулатуру пальцев рук, наблюдательность, воображение, творческие способности, логическое мышление, речь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_nezhivuyu_prirodu..docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 – ом классе по теме:

«Золотая осень. Путешествие в неживую природу».

Цель: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; познакомить учащихся с загадками; формировать умение разыгрывать явления природы; развить мелкую мускулатуру пальцев рук, наблюдательность, воображение; учить изменять сюжет данной сказки.

Этапы

Ход

Сообщение темы.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в

неживую природу.

- Что относится к неживой природе?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

Работа над

- Прочитаем пословицу:

пословицей.

В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет,

веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу

метёт.

- Объясните смысл этой пословицы.

Игра в осень.

- Давайте поиграем в осень?

Разгадывание

- У каждого времени года свой любимый цвет.

кроссворда.

Какого цвета осень, вы узнаете, отгадав загадки и

ответив на вопросы.

1 .Чтобы осень не промокла,

Превратил он лужи в стекла.

(заморозок)

2. Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает?

(дождь)

- Какие действия совершает дождь? (бьёт,

постукивает, бормочет, поёт, убаюкивает)

Разыгрывание.

- Объясните, почему такие действия.

- Ребята, осенний дождь быстрый или долгий?

(долгий)

- А как осенний дождь стучит по крыше,

изобразите.

- А если пошёл сильный ливень, как он шумит за

окном?

- Как дождь ударяется о землю?

- Как капли дождя падают в лужи?

(дети голосом, пальцами рук изображают осенний

дождь).

- Давайте представим человека , который попал

под сильный осенний дождь.

Как же человек будет идти под таким дождем?

(изображают).

- А как собака прибежит и спрячется под крыльцо

от дождя? (изображают).

3. Сито в небе свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет,

Тот заплачет.

(солнце)

- С чем сравнивается солнце? (с ситом) Почему?

- Покажите, как вы смотрите на яркое солнышко.

(дети показывают)

- Появляется ли осенью солнце? (да)

- Чем отличается солнце осенью от солнца летом?

(осенью не так сильно греет).

- Почему?

4. Гаркнул гусь

На всю Русь.

(гром)

- С кем сравнивают гром? (с гусем)

- Как вы думаете, почему?

- А почему "гаркнул на всю Русь"? (очень громко

разносятся раскаты грома по небу).

- Покажите, как разносятся раскаты грома по небу.

5. Летит, да не птица,

По свету рыщет,

Поёт да свищет,

Да не волк.

(ветер)

- С кем сравнивается ветер в загадке?

(с птицей, с волком)

- Почему?

- Какой ветер осенью? (в основном, холодный,

сильный, порывистый)

- Покажите, как "поёт", "свищет" ветер осенью.

(изображают голосом)

6. По небесам оравою.

Бредут мешки дырявые,

И бывает - иногда

Из мешков течёт вода.

(туча)

- С чем сравниваются тучи в загадке?

(с мешками дырявыми)

- Как вы думаете, почему?

- Что значит "оравою", покажите.

- Какие бывают тучи?

- Как они выглядят?

(черные, грозные, огромные или маленькие)

7. Летит огненная стрела,

Никто её не поймает :

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(молния)

- Почему молния сравнивается с огненной

стрелой?

- Как изменяется природа, когда сверкает молния?

(всё вокруг озаряется)

- Какие чувства возникают у вас при упоминании

грома, молнии? (страх)

- Изобразите человека, который оказался на улице,

когда сверкнула молния. (изображают)

- А теперь мы сможем узнать, какой любимый

цвет у осени.

заморозок

ДОЖДЬ

солнце

гром

ветер

туча

молния

- Какая же осень? (золотая)

Рисование

- А сейчас каждая команда должна нарисовать

отгадок

отгадки к некоторым загадкам.

(по командам).

1 .Дождь.

2. Солнце

З. Туча.

4. Молния.

Знакомство со

- Существует множество сказок, героями которых

сказкой "Ветер,

являются явления и предметы неживой природы.

солнце и мороз".

Сейчас мы познакомимся с одной из них.

(чтение сказки "Ветер, солнце и мороз")

- Как вы думаете, что сильнее: мороз, ветер или

солнце?

- А что важнее для человека? Почему?

Изменение

-А теперь давайте попробуем изменить сюжет

сюжета сказки

этой сказки. Героями нашей сказки будут Дама

(коллективно).

Погода, Седой Туман, Вредный Дождь, Задира

Ветер, Ясное Солнышко.

- Почему погода – Дама? Какой вы её себе

представляете?

- А каким вы представляете Седого Тумана?

(старый, мудрый)

- А Задира Ветер, какой будет по характеру?

(затевает ссоры, драки)

- Каким будет Вредный Дождь?

(недоброжелательный, неприязненно

настроенный)

- Каким представляется вам Ясное Солнышко?

(добрым)

- Итак , начнём вместе изменять нашу сказку.

(коллективное сочинение сказки)

Итог.

- Давайте вспомним, какие же изменения в

неживой природе происходят осенью?