классный час "Майкоп - столица Республики Адыгея"
классный час по окружающему миру (3 класс) по теме

Хохлова Юлия Валерьевна

 

Майкоп жемчужиной мерцает

Средь зеленеющих полей.

Кто здесь рождён, тот твёрдо знает,

Что нет нигде земли милей …

Наталья Агеенко.

 

Наш прекрасный гостеприимный город Майкоп заслуживает особого отношения и внимания благодаря своему уникальному месторасположению и богатому историческому прошлому, вобравшему в себя самые разнообразные национальные традиции народов, проживающих на его территории.

Самое большое богатство любого города – это его люди. Благодаря труду, энтузиазму и любви жителей к своему городу, Майкоп стал одним из самых красивых и благоустроенных городов России. Сегодня он является столицей Республики Адыгея.

Данный классный час посвящается 150-летию образования города Майкопа и проводится в рамках празднования Дня города для учащихся начальных классов массовой школы, обучающихся по традиционной системе, в форме заочной экскурсии с использованием мультимедийной системы с целью более глубокого ознакомления с родным городом, его историей, историческими памятниками, известными людьми и их творчеством.

Мы считаем, что проведение классных часов в форме презентации помогает учителю сделать воспитательный процесс увлекательным, интересным,  способствует достижению поставленных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas._maykop-_stolica_ra.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию муниципального образования     «Город Майкоп»

Городской научно-методический центр

     Номинация: «Внеклассная работа».

       (Классный час, посвящённый 150-летию города Майкопа).

           Тема: «Майкоп – столица Республики Адыгея».

                                                       

                                                       

Классный час.

Тема: «Майкоп – столица Республики Адыгея».

Цели: знакомство с историей возникновения города Майкопа, историческими памятниками архитектуры, известными личностями нашей Республики;

ориентирование учащихся на развитие ценностных отношений к окружающей действительности, развивать интеллектуальную культуру;

воспитание патриотизма и чувства гордости за столицу Республики Адыгея, бережного отношения к памятникам архитектуры.

Оборудование: выставка книг, рисунки и поделки учащихся, планшет «Мой Майкоп», компьютер, магнитофон.

Методы: словесный, использование музыкальных произведений и их прослушивание, просмотр фотографий (слайдов).

Форма проведения: заочная экскурсия с элементами презентации.

План классного часа.

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Вступительное слово учителя (3 мин.).

3. Основная часть (30 мин.):

 - 1-я станция «Визитная карточка»;

 - 2-я станция «Блиц – опрос»;

 - 3-я станция «Стихотворная»;

 - 4-я станция «Заповедное»;

 - 5-я станция «Разгадай кроссворд»;

 - 6-я станция «Культура и спорт».

4. Заключительная часть (5 мин.).

Пояснительная записка.

Майкоп жемчужиной мерцает

Средь зеленеющих полей.

Кто здесь рождён, тот твёрдо знает,

Что нет нигде земли милей …

Наталья Агеенко.

Наш прекрасный гостеприимный город Майкоп заслуживает особого отношения и внимания благодаря своему уникальному месторасположению и богатому историческому прошлому, вобравшему в себя самые разнообразные национальные традиции народов, проживающих на его территории.

Самое большое богатство любого города – это его люди. Благодаря труду, энтузиазму и любви жителей к своему городу, Майкоп стал одним из самых красивых и благоустроенных городов России. Сегодня он является столицей Республики Адыгея.

Данный классный час посвящается 150-летию образования города Майкопа и проводится в рамках празднования Дня города для учащихся начальных классов массовой школы, обучающихся по традиционной системе, в форме заочной экскурсии с использованием мультимедийной системы с целью более глубокого ознакомления с родным городом, его историей, историческими памятниками, известными людьми и их творчеством.

Мы считаем, что проведение классных часов в форме презентации помогает учителю сделать воспитательный процесс увлекательным, интересным,  способствует достижению поставленных целей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит песня «Майкопский вальс».                                                              

(Слайд «Символ Майкопа»).

Слова А.Ашихмина

Композитор У.Тхабисимов

Как сад, с каждым днём расцветает

Мой славный, любимый Майкоп,

Тот лучшего счастья не знает,

Кто в городе нашем живёт.

       Припев: Растёт, с каждым днём хорошея,

И песни о счастье поёт

Родная моя Адыгея,

Мой солнечный город Майкоп.

     

       Стоит наш Майкоп, словно в сказке,

В волшебном наряде садов,

Вдали красота гор Кавказских,

Раздолье кубанских степей.

Припев: С рассветом встаёт, молодея,

И песни о счастье поёт

Родная моя Адыгея,

Мой солнечный город Майкоп.

Чудесны майкопские ночи,

Люблю их встречать в тишине,

И спутницы ясные очи

Мне путь озаряют везде.

Припев: Нас ласковый ветер лелеет,

И песни о счастье поёт

Родная моя Адыгея,

Мой солнечный город Майкоп.

2. Вступительное слово учителя.

(Слайд «Карта Адыгеи»).

- Сегодня мы с вами проведём заочную экскурсию по нашему родному городу Майкопу. Вам известно, что 25 мая 2007 года городу Майкопу исполняется 150 лет со дня его основания.

Среди городов Юга России наш город занимает особое место, и для этого у него есть все основания: славное историческое прошлое, уникальное географическое расположение, динамичное настоящее и прекрасное будущее. Наш город имеет свой неповторимый облик и индивидуальность. Старая пословица утверждает: «Что ни город – свой норов». В характере нашего города органично слились трудолюбие и гостеприимство, хозяйская оборотистость и лирический настрой, верность традициям и устремлённость к новому.

(Слайд  «Символы Адыгеи»).

Добро пожаловать в столицу Республики Адыгея – город Майкоп!

3. Основная часть.

1-я станция: «Визитная карточка».                                                          

(Слайд «План Майкопа»).

1-й ученик: Крепость Майкоп начала закладываться 18 мая 1857 года на правом берегу реки Белой. Сооружения крепости размещались в виде буквы «П». Крепость имела четверо ворот. Через реку Белую был перекинут мост. Майкопская крепость предназначалась для военных действий, но постепенно стала превращаться в обычное мирное поселение. В 1862 году Майкоп становится станицей. 24 декабря 1870 года Майкоп из станицы преобразован  в город. Город получил надел 6150 десятин земли, из которых 4000 были заняты лесом.

Майкоп – «долина яблонь», - так по восточному поэтически звучит перевод имени нашего города с языка древних адыгов.

(Слайд «Монумент «Дружба»).

2-й ученик: Одним из символов Майкопа стал монумент «Дружба». Этот памятник соорудили в честь 400-летия добровольного присоединения Адыгеи к России.

(Слайд «Пушкинский народный дом»).

Большим событием в культурной жизни города было открытие в 1899 году Пушкинского народного дома, приуроченного к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина.

(Слайд «Ул. Офицерская»).

3 ученик: В жизни нашего города прошлое переплетается с настоящим. Это можно проследить и по названиям улиц, так как наш город был крепостью, отсюда и многие названия.

1. Ул. Офицерская (ул. Краснооктябрьская).

2. Ул. Командирская (ул. Гоголя).

В городе хорошо была развита торговля, о чём также говорят названия улиц.

1. Ул. Ярмарочная (ул. Адыгейская).

2. Ул. Купеческая (ул. Пролетарская).

3. Ул. Магазинская (ул. Тургенева).

(Слайд «Раскопки кургана»).

4 ученик: А названия некоторых улиц связаны с историческими событиями. Вот история одной из них.

Некогда на окраине города находился 11-ти метровый курган. Среди адыгов его называли «Воелада». Зимой он превращался в ледяную гору, а летом покрывался растительностью.

(Слайд «Сокровища кургана»).

В 1897 году в Майкоп приехал русский археолог, профессор Петербургского университета Н.И.Веселовский. Он стал изучать курган и во время раскопок обнаружил древнее погребение. В нём нашли скелет человека, золотые фигурки, бусы, кольца и другие украшения. В честь этого события улица была названа Курганной. Все вещи, которые нашли в кургане, хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

(Слайд «Национальности»).

Учитель: Майкоп – город многонациональный. Представители 80-ти национальностей проживают в нём одной дружной семьёй. Каждая из них имеет все возможности для реализации национального самосознания, удовлетворения своих духовных и культурных запросов, они направляют свой труд на благоустройство малой родины и её созидание.

(Слайд «Мемориал»).

Учитель: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала серьёзным испытанием для всех жителей города Майкопа. Десятки тысяч майкопчан отправились на фронт.

(Слайд «Мемориал»).

5 ученик: Летом 1942 года немцы оккупировали Кубань. С 9 августа 1942 года по 29 января 1943 года Майкоп находился в руках фашистов. 29 января 1943 года наш город был освобождён войсками Закавказского фронта.

80 тысяч уроженцев Адыгеи встали тогда на защиту свободы и независимости Отчизны.

(Слайд «Ветераны ВОВ»).

Мы гордимся тем, что в годы ВОВ практически каждый наш земляк был отмечен боевыми наградами, а 19 жителей города Майкопа стали Героями Советского Союза. Навечно в нашей памяти их имена.    

(Слайд №14).

Учитель: Страна вставала из руин. Вместе с ней рос, становился всё краше Майкоп. В 60-70 годы это уже один из красивейших  городов Кубани и Северного Кавказа.

(Слайд «Майкоп наших дней»).

За это время значительно окреп и увеличился его экономический потенциал, расширились внешние связи, изменился архитектурный облик.

(Слайд «Майкоп наших дней»).

Учитель: Сегодня Майкоп – столица Республики Адыгея, крупный экономический и культурный центр, хорошо известный в регионе, на Юге России, в Российской Федерации.

(Слайд «Связь с регионами»).

2-я станция «Блиц – опрос».

(Слайд «Блиц-опрос»).

Учитель: А сейчас небольшой блиц-опрос.

  1. В каком году была образована РА?
  2. В каком году основан г. Майкоп?
  3. Что означает слово «Майкоп»?
  4. Кто глава администрации г. Майкопа?

3-я станция «Стихотворная».

Учащиеся читают стихи адыгейских писателей.

(Слайд «Портрет С.Яхутля»).

С. Яхутль.

«Адыгея родная моя».

Поднимись моя песня, над ширью полей

И прославь дорогие края.

Я родился и вырос в колыбели твоей,

Адыгея родная моя.

Над тобою России немеркнущий свет,

В небе ласковом зори струят,

Твоих рек быстротечных любимее нет,

Адыгея родная моя.

Пусть, как море, шумит золотая степь,

Богатырская слава твоя,

Ты навеки верна краснокрылой звезде,

Адыгея родная моя.

Я люблю гор высоких заоблачный взлёт,

Сердцу милые с детства края.

По-сыновьи люблю я адыгский народ,

Дорогая Отчизна моя.

(Слайд «Портрет И.Машбаша»).

И. Машбаш.

«Живи, добро верши».

     Сказал мудрец: живи, добро верши,

          Да ждать наград за это не спеши.                                                                         Не зря у нас в народе повелось:

«Ты сотвори добро и в реку брось».

Простая эта истина мудра,

Не вспоминай свершённого добра!

Зато за щедрость в маленьком глотке

Будь благодарен каждый день реке.

(Слайд «Заповедное»).

Ю.Крючков.

«Заповедное».

Тобой гордится солнечный Кавказ.

Стоит наш город у слиянья рек,

Где Белая с Курджипсом обнялись,

И юным остаётся он навек.

Здесь для добра мечты людей слились,

Наполнен город ароматом роз,

Сияньем солнца, синевой небес,

Здесь шум каштанов, трепетных берёз,

 И ласковой прохладой дышит лес.

Трудись и крепни, дорогой Майкоп,

Пусть площадь Дружбы песнями звенит,

От сердца к сердцу, ленточками троп,

Всех майкопчан навек объединит.

Пусть будут на столе и хлеб и соль,

Без дружбы, как без солнца, жить нельзя,

Пусть не постигнет нас ненастья боль,

Пусть к нам на праздники спешат друзья.

Майкоп родной, столица Адыгеи,

Живёшь в судьбе ты каждого из нас,

И нет на свете города милее,

Тобой гордится солнечный Кавказ!

4-я станция «Заповедное».

(Слайд «Памятники архитектуры»).

 

 Учитель: Многочисленные здания – памятники истории и архитектуры – и сегодня выполняют свою главную миссию – остаются центрами духовной жизни жителей и гостей столицы. Дворец культуры «Дружба», Пушкинский народный дом – главные театральные подмостки двух актёрских коллективов: Русского и Адыгейского драматического театров. Городской дом культуры «Гигант», кинотеатр «Октябрь», Государственная филармония Республики Адыгея и другие.

(Демонстрация исторических памятников архитектуры в виде коллажа).

                                                       

Д/к «Дружба»

Пушкинский народный дом

Д/к «Гигант»

К/т «Октябрь»

Государственная филармония РА

Дом офицеров

Вокзал

Пожарная часть

Гидрант

Пивоваренный завод

4-я станция «Разгадай кроссворд».

1. Государственный ансамбль танца РА.

2. Название монумента, на постаменте которого надпись гласит: «Навеки с Россией».

3. Известный русский археолог, который изучал Майкопский курган.

4. Главная улица города Майкопа.

5. Создатель первого театра в Майкопе и его режиссёр.

6. Великий русский поэт, в честь которого названа одна из улиц г.Майкопа.

5-я станция «Культура и спорт».

(Слайд «Танцевальные коллективы»).

Учитель: Майкоп – культурный центр Республики Адыгея. Здесь живут и работают прославленные танцевальные творческие коллективы – «Нальмес», «Казачата», «Исламей», «Русская удаль».

(Слайд «Портреты деятелей современности»).

Умножают интеллектуальный потенциал выдающиеся деятели современности: народный писатель Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, член общественной палаты при Президенте РФ Исхак Машбаш, признанный оружейный мастер Ася Еутых, народный мастер Зимудин Гучев.

(Слайд «Братья Соловьёвы»).

В 1993 году решением городского Совета была учреждена премия имени братьев Соловьёвых. Ежегодно такая премия присваивается двум кандидатам за большой вклад в духовную жизнь, развитие культуры, образования, здравоохранения.

Алексей и Василий Соловьёвы с 1892 по 1957 годы жили и работали в Майкопе. По инициативе братьев и на их средства был создан в годы первой мировой войны сиротский дом. Василий Соловьёв – создатель первого театра в г. Майкопе, его режиссёр.

Алексею Соловьеву в 1936 году присвоено высокое звание «Герой труда».

(Слайд «Почётный гражданин г. Майкопа»).

Звание «Почётный гражданин города Майкопа» присваивается рабочим, служащим, деятелям науки, образования, культуры, искусства и т.д., которые своей многолетней, безупречной работой и общественной деятельностью внесли свой вклад в социально-экономическое развитие города, снискали уважение жителей города. Имя почётного гражданина г. Майкопа заносится в городскую книгу Почёта. Ему вручается памятная лента, диплом и нагрудный знак «Почётный гражданин города Майкопа» с удостоверением.

      Майкоп занимает достойное место на спортивной карте РФ, т.к. спорт – это здоровье нации.

(Слайд «Спортсмены»).

В столице РА подготовлены: Олимпийский чемпион по пулевой стрельбе Сергей Олифиренко, 10-ти кратный чемпион мира по самбо – Мурат Хасанов.

Тренируют будущих олимпийцев заслуженные мастера спорта: Арамбий Хапай, Владимир Гурин, Абрам Агамерян, Схатбий Альхаов и другие.

(Слайд «Виды спорта»).

Майкоп – это ещё и центр крупных международных  и всероссийских турниров по различным видам спорта.

4. Заключение.

(Слайд «Символ Майкопа»).

Майкоп.

Оксана Бендюк

Майкоп – ты азбука любви моей,

Мой первый шаг с тобою, незнакомым.

Ты – множество каштановых аллей

И стайки голубей над крышей дома.

Я лилией цвела под шёпот трав,

Под шелест листьев ветру улыбалась.

Я воспевала гор могучих нрав

И речкой Белой в мыслях восторгалась!

Взрослею я с тобою каждый день,

Мне ведомы судьбы раскаты грома.

И где бы ни была я, следом тень

Майкопа, моего родного дома.

Учитель: Наш город молод, но он многое пережил вместе со всей страной. Многие поколения майкопчан самоотверженным трудом преобразили провинциальную слободу в город, ставший сегодня столицей субъекта Российской Федерации.

Мы надеемся, что эта заочная экскурсия оставила неизгладимый след в ваших сердцах и вы, жители нашего города, приложите все усилия для того, чтобы Майкоп стал истинной жемчужиной Юга России.

Список литературы.

       1. Майкоп – 2006.Под знаком созидания к итогам социально-экономического развития. – Майкоп, 2006.

       2.  Майкоп. В. Шопин, Н.Старков. – Майкоп, 1996.

       3. Майкоп – столица Республики Адыгея на русском и английском языках. – Майкоп, 2006.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея

Данная разработка направлена на расширение знаний детей о государственных символах России и Адыгеи, об истории страны и республики....

Анализ результатов комплексной контрольной работы, проведённой в 1-ых классах МБОУ СОШ № 6 п.Энем Тахтамукайского района Республики Адыгея 21.05 2012 г.

Анализ результатов комплексной контрольной работы показал: v  учащиеся всех классов справились с заданиями, из них: с заданиями базового уровня 100%, повышенного уровня сложности – 60%...

Презентация "Дружат дети всей Земли - Республика Адыгея"

Презентация "Дружат дети всей Земли - Республика  Адыгея" "На Кубани родной мы живем семьей одной - Адыги"...

Социальный проект "Дружат дети всей Земли - Республика Адыгея"

Социальный проект "Дружат дети всей Земли - Республика  Адыгея" "На Кубани родной мы живем семьей одной - Адыги"...

Памятники Великой Отечественной войны в Краснодарском крае и Республике Адыгея.

В статье подробно рассказывается о памятниках Великой Отечественной войны, которые стали сооружаться  в Краснодарском крае и населенных пунктах Республики Адыгея в честь погибших воинов, партизан...

проект по окружающему миру на тему "Разнообразие природы Республики Адыгея"

Цель проекта: познакомиться с разнообразием природы Республики Адыгея. Задачи проекта: расширить представления о разнообразии природы своей республики. Гипотеза: я предполагаю, что если мы б...