Урок окружающего мира по теме "Берегите лес" 2 класс, УМК "Планета Знаний"
материал по окружающему миру (2 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Сведения об участнице  второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»

Территория

Ф.И.О.

Место работы, должность

Предмет

Стаж работы

Направление конкурса (выбрать        из ПРИЛОЖЕНИЯ 1)

Контактный телефон участника конкурса

1.

Герасимова Татьяна Борисовна

МОУСОШ №16, учитель начальных классов

с. Александровское, Ставропольский край

Окружающий мир

19 лет

  1. предметы начальной школы

89034460350

Пояснительная записка

Урок окружающего мира по учебно-методическому комплекту «Планета знаний». Раздел «В мире живой природы». 2 класс.

Основные задачи данного раздела: познакомить учащихся с разнообразием живой природы, выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и некоторые взаимосвязи между ними, показать необходимость бережного отношения к живой природе.

Изучение этого раздела построено в виде путешествия Маши и Пети с ученым-биологом Николаем Ивановичем.  Дети совершают прогулку в лес, во время которой знакомятся с разнообразием лесных обитателей и условиями их жизни.

  1. На уроке применяются индивидуальные, групповые формы работы, фронтальный опрос учащихся. Урок выстроен таким образом, что задания охватывают ранее изученный материал, знакомство с новым материалом.
    Предлагаются задания для активизации знаний перед изучением новой темы и для закрепления темы урока, когда ученик должен показать уровень усвоенного материала. Реализована работа в парах на этапе закрепления темы урока и при актуализации знаний.  После каждого этапа урока ученикам предлагается сделать вывод: к какому результату пришли.

    Использовалось следующее
    оборудование:

1.Магнитная доска

2.Мультимедийный  проектор

3. Экран

4. Листы с кроссвордом

5. Тетради на печатной основе у учащихся.

   В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

1. Этап самоопределения. Цель: привлечь внимание учащихся , определиться, для чего нам нужны уроки окружающего мира.

2. Подготовка к активной познавательной деятельности.

 Цель: постановка проблемы и сообщение цели урока.

3.Основной этап урок

  1. Выразительное чтение  текста,  анализ эпизодов, нахождение ошибок, корректирование (работа в парах)
  2. Беседа о роли леса в природе и жизни людей.
  3. Получение новых знаний
  4. Беседа о проблемах леса, об опасности пожара
  5. Индивидуальная работа с кроссвордом. Этап рефлексии

    4. Подведение итогов урока.

На уроке были использованы

методы  по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения,  при подготовке к активной познавательной  деятельности, при анализе эпизодов,  на этапе  рефлексии,  выводы)

наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе  - как сопровождение)

практические ( работа по выделению в тексте ошибок автора)

по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа с эпизодами, работа в тетради на печатной основе, кроссворды)

был использован проблемно-поисковый метод( при нахождении неточностей в тексте  по порядку, при выявлении проблем леса и серьезных опасностей, исходящих от человека, обсуждение о необходимости бережного отношения к лесу).С целью формирования интереса к учению   использована познавательная игра, эмоциональное стимулирование. Были включены методы логические , метод аналогий.  Использовался метод контроля ( при самопроверке) и самоконтроля .

Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

         Были использованы задания, направленные на детей разного уровня      подготовки. Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на  уроке.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока  здоровье сберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей положительного отношения к  лесу, окружающему миру, природе.

Тема урока «Берегите лес»

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представления о роли леса в природе и жизни людей,  представления об охране леса.
  2. Развивать мышление, речь, внимание.
  3. Воспитать чувство любви к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация ранее изученного
  1. работа в парах

Прочтите текст, найдите и исправьте в нем ошибки. (На партах лежат листы с текстом, дети работают в парах. После выполнения работы на мониторе появляются ошибки, допущенные в тексте)

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр за окном – 4° мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли положить в рюкзаки термосы с горячим чаем и бутерброды – и в дорогу. Поезд привез нас к лесу часов в девять.
Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по лыжне. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? «Это, наверное, следы ежа», – сказал Петрик. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», – возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под нанесенного на ветки снега.
Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», – сказала Маша. «А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» – ответил ей Петрик. Из леса доносился равномерный стук – это дятел долбил шишки, вытаскивая из них семена.
Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик и это знал: «Это сойка». Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», – сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость.

Ошибки. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает. Ежи и суслики зимой впадают в спячку. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест. «Мышкует» в сене не волк, а лисица

  1. Изучение нового материала

Николай Иванович. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни леса. Мы будем говорить о роли леса в природе и жизни людей, об использовании леса и его охране.

  1. Роль леса в природе и жизни людей. 

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

  1. Ребята, как вы думаете, нужен ли человеку лес?
  2. Почему?
  3. Что дает лес человеку?
  4. Какое он имеет значение?

        Николай Иванович. Все сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания, и, кроме того, я расскажу вам то, что вы еще не знаете.

         Лес — это “кислородный цех”, “легкие планеты”, “зеленое золото”. Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон.

        Лес — фильтр. В крупных городах, где много заводов и фабрик, огромное значение имеют зеленые насаждения, зеленые зоны отдыха, парки.  Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю.  Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Защищая человека, деревья нередко гибнут сами.

        Кто запомнил, как называют лес за его способность очищать воздух?

        Лес — источник материальных ценностей.  Ни одна отрасль хозяйства не может развиваться без использования древесины. Для изготовления чего люди используют древесину? (мебель, суда, дома, бумага и др.)

        Огромна роль леса в круговороте воды в природе. “Лес и вода — брат и сестра”, — говорит народная пословица. Лес поддерживает полноводность рек, ручьев, водоемов, смягчает и увлажняет климат прилегающей местности.

        Лес — защитник почвы.  Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеивания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.

        Лес — источник ягод, грибов, лекарственных растений.  Лес дает нам ягоды, грибы, орехи. Лес — необходимая среда для их произрастания. Эти дары природы существенно пополняют наш стол, обогащают его витаминами.


Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

        Многие растения, произрастающие в лесу, с давних пор используются в народной медицине.

  1. Работа по учебнику

Чтение статьи на стр. 116 - 117

— Что нового вы узнали о значении леса?

               3.  Закрепление изученного

Расскажите о роли леса в природе и жизни людей по схеме

  1. Беды леса 

Николай Иванович. А теперь мы с вами поговорим о бедах леса, о том, что может погубить лес. Как вы думаете, какая самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его?

Маша и Петя. Пожары

Пожар


Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

—Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев. Недаром говорят: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.

Восстановление растительности на месте ожога происходит постепенно и в определенной последовательности. Вначале черное пятно обожженной почвы заметно выделяется на фоне окружающей зелени. Первыми на обгорелой почве поселяются мхи. На следующий год, после того как растает снег, на кострище появляются первые травы.

Несколько позже появляются здесь и всходы деревьев — козьей ивы, березы, осины, ели, сосны и некоторых других видов. В конце концов бывшее кострище вновь обретет зеленый покров, где будут господствовать типично лесные растения”.

Николай Иванович. Еще одной бедой леса является его вырубка


“В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
И даже если вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней,
Естественной и дивной красоты”.

Как вы думаете, по какой еще причине сократилась площадь леса? (из-за вырубки леса). Для чего вырубают лес? А как можете вы сберечь лес от вырубки? (собирать макулатуру).

  1. Физкультминутка 
  1. Закрепление 
  1. Почему леса называют “легкими планеты”, защитниками водоемов и почв?
  2. Что значит использовать лес по-хозяйски?  
  3. Что нового о правилах поведения в лесу вы узнали на уроке?
  4. О чем нужно помнить, чтобы не допустить лесного пожара?
  1. Самостоятельная работа 

Николай Иванович. А теперь я проверю, насколько хорошо вы усвоили тему. На экране вы видите два рисунка. Объясните, какие ошибки допустили дети, находясь в лесу.

Николай Иванович. Чем отличаются эти две картинки? Какие правила нарушили дети? А вы, ребята, так не поступаете? Сформулируйте правила поведения на лугу, соответствующие этим знакам

5. Рефлексия

- Работа над кроссвордом “Берегите лес!” (Индивидуальная работа)

Впишите по вертикали ответы на вопросы.

Прочтите, что написано в выделенных клетках.

  1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой.
  2. Дерево, которое является символом нашей Родины.
  3. Насекомое - санитар леса.
  4. Цветок, который появляется ранней весной на проталинах.
  5. Птица, прилетающая в город из леса зимой.
  6. Дерево, плодами которого зимой питаются птицы.
  7. Птица-санитар леса
  8. Весенний певец.
  9. Цветок, занесенный в “Красную книгу” природы.
    Распускается весной на опушках леса.
  10. Рыжая шалунья по деревьям скачет.
  11. Хвойное дерево с длинными иголками.

Ответы на вопросы кроссворда:

Вывод “Берегите лес” в выделенной строке кроссворда

  1. Выставление оценок. Домашнее задание.  

Оценки за урок (кому, за что)

Д/з - стр. 116-117, пересказ; нарисовать знаки “Как вести себя в лесу”; Итог урока



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Планета Знание" "Земля – планета жизни"

Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Планета Знание" "Земля – планета жизни" ...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока по Окружающему миру "Строение растений" 3 класс "Планета знаний"

Тема: «Строение растений» 3 класс, УМК «Планета знаний», Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин.Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Цель: познакомить учащихся с органами раст...

презентация к уроку окружающего мира "Освоение космоса". 2 класс. Планета знаний

презентация к уроку окружающего мира "Освоение космоса". 2 класс. Планета знаний...

Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва" (УМК "Планета знаний")

Задачи:Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный...

Конспект урока окружающего мира "Кровеносная система", 3 класс, УМК "Планета знаний"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....