Судьба природы - наша судьба!"
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме

Тарасенко Евгения Александровна

Дети пириходят в школу с несформированным отношением к природе. Показать знакомый мир с новой, неожиданной для них стороны - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания защищать, совершенствовать окружающий мир. Цель предлагаемого занятия -  расширить и обобщить знания об экологической целостности природы, взаимоотношении природы и человека, природоохранной деятельности государства, развивать навыки правильного поведения в природе, поддерживать интерес к участию в природоохранной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudba_prirody_-_nasha_sudba.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Судьба природы – наша судьба

Цели:

  1. расширять и обобщать знания об экологической целостности природы, взаимоот ношении природы и человека, природоохранной деятельности государства;
  2. развивать навыки правильного поведения в природе, поддерживать интерес к уча стию в природоохранной деятельности;
  3. воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: стенды «Из истории создания международной Красной книги», «Красная книга Ростовской области»; знаки, показывающие правила поведения в природе; карта России с обозначением заповедников; выставка детских рисунков на экологическую тему; костюм бабочки; костюм Природы; музыкальное сопровождение.

Ведущий: Ребята, посмотрите, как прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках и фотографиях. Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из них угрожает ис чезновение, зачастую по вине людей.

Некоторые ученые считают, что до появления человека на Земле один вид живот ных исчезал в среднем за тысячу лет, с 1850 по 1950 годы этот интервал составил 10 лет, после 1950 года он сократился до 1 года.

Очевидно, что необходимо принимать специальные, действенные меры по спасе нию животного и растительного мира.

1-й ученик

Мы безмерно богаты:

В наших чащах и рощах

Сколько всяких пернатых –

Просто диву даешься

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

2-й ученик

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство...

3-й ученик

Птичье царство и только?

Ну, дрозды,

Ну, синички...

Где запомнишь все клички,

Просто птички - и только!

4-й ученик:

А цветы разве знаем

На лугах?

Разве ценим?

Все травой называем,

А подкошены – сеном

И с деревьями то же:

Роща, в общем и целом...

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом

5-й ученик:

И, конечно, тревожно, что порой,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем

6-й ученик:

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось

Не хозяева вроде.

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И Отечество любим.

                                                                                                                              (А.Яшин)

Ведущий: Из теле - и радиопередач, газет и журналов мы знаем, что охрана приро ды, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. Она требует усилий всех го сударств и народов. Ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружаю щей среды.

В нашей стране принят ряд законов об охране природы. В Конституции России в статье 72 говорится о необходимости охраны окружающей среды и обеспечения экологи ческой безопасности, о создании охраняемых территорий и сохранении ранее созданных. С 1 января 1981 года действует Закон «Об охране природы, животных, воздуха».

Человек наносит природе большие и маленькие раны. Давайте задумаемся об этом и вспомним, как вести себя в природе.

ИГРА

  1. Подумаем вместе: сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый уче ник сорвал 5 цветов? А 10?
  2. Какое правило нужно соблюдать, собирая лекарственные растения?
  3. Почему многие растения не оставят «потомства»?
  4. Что может случиться, если выловить всех бабочек?

Выходит ученик в костюме мотылька.

Ведущий:

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек:

Я живу на лугах и в садах, и в лесах.

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье - ароматы цветов.

Но живу я недолго - не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня.        

                                                                                                                                          (Г. Гукай)

Ведущий: Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другие твои товарищи, что же станет с природой?

7-й ученик:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

                                                                                             (Т.Собакина)

Ведущий: С давних пор люди занимаются хозяйством, строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это для жизни человека необходимо, но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины (каждую минуту - 20 гек таров леса).

Все больше загрязняются воздух, водоемы. А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни растений, животных и человека.

Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто срывают красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда, просто ради развлечения.

Звучит песня «Просьба» (муз. А.Пахмутовой, сл. Р.Рождественского).

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась,

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят,

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье!

Припев.

Люди - человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы,

Надо с эти долгом как-то расплатиться.        

Пусть расправит крылья раненая птица.

Припев.

Ведущий: Многие исчезающие растения и животные внесены в Красную книгу.

Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресур сов в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносят данные о рас тениях и животных, которые срочно нуждаются в защите человека

В 1971 году в международную Красную книгу попал и ряд животных, обитающих в нашей стране. Это амурский тигр, восточносибирский гепард, белый медведь, атлантиче ский морж, журавль, аист и другие жившие.

Однако даже в международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны составили свои Крас ные книги. Есть Красная книга России, есть Красная книга Ростовской области.

Сообщение о природе Донского края

8-й ученик:

По мнению ученых, территория нашей области в далеком прошлом представляла собой «травяной океан», по которому бродили стада диких животных - косуль, медведей, зубров, диких лошадей, даже львов, обитала масса птиц.

Многие из них исчезли очень давно. Лоси, дикие лошади, зубры просуществовали до XVIII века.

Богатый и своеобразный животный и растительный мир Ростовской области в ре зультате длительного и разностороннего воздействия человека претерпел значительные изменения.

Наиболее существенные из них произошли вследствие распашки обширных про странств донских степей и лугов, использования ядохимикатов, а также прямого истребле ния животных человеком.

Сегодня в животном мире Ростовской области зафиксированы: 66 видов млекопи тающих, 300 видов птиц, 69 видов рыб, 10 видов пресмыкающихся, 6 видов земноводных, 3 вида млекопитающих и 21 вид птиц стали редкими и внесены в Красную книгу.

Животные и растения, занесенные в Красную книгу Ростовской

области

9-й ученик:

Выхухоль - полуводное животное. Внесено в международную Красную книгу. Ве дет сумеречный образ жизни. Основа питания - беспозвоночные животные, растения. Интенсивное осушение, рубка лесов, загрязнение рек - причина сокращения мест

10-й ученик:

Степной орел - родственник ястребов. Обитает в степях и полустепях. Питается грызунами, зайцами и птицами. Распашка земель, выпас скота, применение ядохимикатов привели к сокращению их численности.

Скопа - отряд соколообразных. Места обитания - крупные водоемы и морское по бережье с лесопосадками. Кормятся рыбой. Для гнездовья необходимы чистые и богатые рыбой водоемы.

11-й ученик:        

Дрофа - катастрофически исчезающий вид. Одна из крупных нелетающих птиц.
Гнезда устраивает в зарослях невысоких трав. Питается насекомыми, ящерицами, мелкими
грызунами, степной растительностью. Численность сокращается из-за распашки полей,
применения ядохимикатов, браконьерства.        

Стрепет - отряд журавлеобразные. Места обитания - участки степи с раз нообразной степной растительностью. Снижение численности связано с распашкой степей, применением ядохимикатов, сенокошением.

Пеликан - обитает в крупных проточных и полупроточных, богатых рыбой водо емах с мощными зарослями тростника.

12-й ученик:

Растения, охраняемые на территории Ростовской области: ковыль, степной тюль пан, перекати-поле (катран), ирис, кувшинка, лекарственные растения.

Звучит песня «Красная книга» (муз:Д.Тухманова, сл. Б.Дубровина).

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц,

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,        

Охраняются даже цветы.

Припев:

«Красная книга» - Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно

«Красная книга». «Красная книга»!

И тревога за жизнь неустанно,

Чтоб не сгинуть в космической мгле;

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо все на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид,

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

Припев:

Охранять от опасности нужно,

Защищать у людей на виду

Чистоту, бескорыстье и дружбу,

И доверие, и доброту:

И скорее под звездною синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите,        

В эту книгу внесите,

Человека всех наций и рас.

Припев.  

Ведущий: Во многих странах ведутся работы по охране природы. Проводится такая работа и в нашей стране. Переоборудуются многие заводы и фабрики с тем, чтобы не за грязнять воду и воздух. Устанавливаются очистные сооружения. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких жи вотных, создаются зверофермы, заповедники и заказники.

Заповедник - охраняемый природный участок, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Цель создания заповедников - сохранение природы в ее естественном со стоянии. Первые заповедники - Астраханский и Ильменский.

ИГРА« Знаю ли я заповедники? Ориентирование по карте»

  1. Остров - заповедник в Арктической зоне.
  2. Полуостров - заповедник в зоне Тундры.
  3. Заповедник около озера Байкал.
  4. Есть ли заповедники в Ростовской области? (Только заказники)

Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Поэтому, охраняя расте ния и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха и воды.

Прекрасен мир живой природы, а люди часть его. Нам надо сообща беречь, умно жать и познавать этот великий мир. Без него не было бы ни жизни, ни искусства, а значит, и Человека в самом высоком смысле этого слова.

13-й ученик (в костюме Природы):

Я Природа! Я великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастие, одарить -

В моей все это власти! -

Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

Восхода и захода, иву над рекой...

И наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос, как всему венец...

Только ты мой дар, мое учение

Не прими за дар, я не раба.

Не забудь: ты сам мое творение!

И у нас с тобой одна судьба!

Ты растешь, простишься скоро с детством,

Шире – что ни год – твои шаги,

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг да он последний….

Уничтожишь (зверь не карандаш)

С помощью сложнейших вычислений

И машин сложнейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

                                                                                        (С. Викулов)

14-й ученик:

Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы,

Убивая лишь зверей внутри себя.

                                                                                       (А.Яким)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба"

Внеклассное мероприятие по экологии в 3 классе на тему "Судьба природы-наша судьба". Цель мероприятия: расширить знания о экологии. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися та...

Презентация реализованного проекта "Судьба природы - наша судьба"

Эффективным средством формирования творчества, самостоятельности, поиска нужной информации является вовлечение учащихся в проектную деятельность. Проект «Судьба природы - наша судьба» направлен на нео...

Судьба природы - наша судьба

Показать значение растений и животных в  природе и жизни человека; уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений и диких животных под влиянием хозяйственной деятельности людей...

Тема: «Судьба природы — наша судьба» Внеклассное занятие в 3 классе

Цель: показать красоту родной природы,показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках, ...

классный час "Судьба природы-наша судьба"

Классный час представлен на конкурс "Самый классный классный"...

Судьба природы- наша судьба

СУДЬБА ПРИРОДЫ – НАША СУДЬБАЦель: Систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности людей. Формировать негативную нравственную о...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба"

Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба"...