Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Борисова Светлана Юрьевна

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_griby.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

     

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»

                                   Урок окружающего мира

В царстве грибов

                             

                            Учитель начальных классов

                              Борисова Светлана Юрьевна

2010 год

Окружающий мир

3 класс

УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Учебник «Окружающий мир » под редакцией  Н.Ф.Виноградовой

Тетрадь Окружающий мир » под редакцией  Н.Ф.Виноградовой

Тема  урока: «В царстве грибов»

Тип урока: Изучение нового  материала

Цели урока: 

 1.  Содействовать формированию у учащихся представления  о грибах как отдельном царстве природы, обобщить признаки растений и животных,  сформулировать признаки грибов, как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.

2. Формировать умения строить доказательства, развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез);

3. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.

Оборудование:

  -  компьютер,  мультимедийный проектор, экран,

   - презентация «В царстве грибов»,

  - схема для заполнения,

  -план исследования «Признаки растении и животных»,

  -учебник «Окружающий мир» 3 класс,

  -картинки с рисунками грибов,

   -макеты грибов,

   - карточки-картинки для оценивания экологических ситуаций,

    детская  энциклопедия «Я познаю мир» Л.А.Багрова,

   -буклет,  рисунки учащихся на тему: «Грибы»,

    - зеленые и красные карточки для рефлексии.

                                         Ход урока.

I.Организационный этап

Презентация  (слайд 1)

Учитель.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
все загадки разгадать-
надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.

 II.  Этап актуализации субъективного опыта учащихся

 Учитель. А что такое природа?

Дети. Природа-это всё,  что нас окружает, но не сделано нашими руками.

Учитель. Какая бывает природа?

Дети. Живая и неживая.

Учитель. Какие признаки живой природы вам известны?

Дети. Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает.

Учитель. Что бы узнать тему нашего урока, разгадаем кроссворд.

Отгадайте загадки (слайд 2)

1.Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки. (гусь)

2. Пушистое белое облачко

На грядке капустной хрустит

Скорее хватай его за уши,

А то в небеса улетит. (кролик)

3.Кто на себе дом таскает? (улитка)

4.По веткам скачет, да не птица,

рыжая, да не лиса. (белка)

5.Меньше тигра, больше кошки,

На ушах –кисточки-рожки.

С виду кроток, но не верь,

Страшен в гневе этот зверь (рысь)

Учитель. Как одним слово назвать всех живых существ, названных в кроссворде?

 Дети. Животные.

Учитель. Каких животных мы вспомнили.

 К каким группам они принадлежат?

Дети. Гусь – птица,  улитка – моллюск, остальные – звери.

Сообщение темы урока

Учитель. Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то узнаете тему нашего урока.

Дети. Грибы.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о грибах. Но  в начале  проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были вспомнить  признаки растений и животных. У каждой группы на столе лежит таблица. У некоторых «Растения», а у других «Животные». Сейчас группы поработают и заполнят каждая свою таблицу, в соответствии с планом исследования. Группа, которая закончит первая, выступит, а другие группы с такой же таблицей будут дополнять.

План исследования:

  1. Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
  2. Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
  3. Могут ли передвигаться самостоятельно?
  4. Какие условия нужны для роста и развития?

   Учитель. Что мы уже узнали о растениях? (слайд 3)

   Дети.  Растения питаются растворенными минеральными солями.

.

  1. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.
  2. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
  3. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

Учитель. А что мы знаем о животных? (слайд 4)

Дети.  Животные имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

  1. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
  2. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
  3. Могут жить и развиваться в различных условиях.

Учитель:  На уроке эти таблички нам понадобятся.

Постановка проблемы.

Учитель. Приведите примеры растений и животных с указанием групп.

- А в какое царство вы отнесете грибы – растения или животные. Обоснуйте свой ответ. (слайд 5)

- К какому царству относятся грибы?  (слайд 6)

- Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.

-Как вы думаете, грибы относятся к живой  или неживой природе?

Дети. К живой -  они появляются, растут, умирают.

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Учитель. Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о грибах. Из каких частей состоит гриб?

Дети.  Гриб состоит из шляпки, ножки,  грибницы.  (слайд 7)

Учитель. В шляпке созревают споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? – ( слайд 8)

 Дети. Пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок, и  трубчатые –  похожа на губку.

Учитель. А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? ( слайд 9)

Дети. Грибница.

Учитель. Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Грибница  всасывает из почвы воду с растворёнными  в ней минеральными солями. Деревья, в свою очередь, получают от грибницы пользу. Она снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами. Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. Какой вывод можно сделать?

Дети. Деревья и грибы находятся в тесной связи.

Учитель. Давайте повторим,  из каких частей состоит гриб.

1.Работа по тетради «  Окружающий мир»

1) Задание №5 страница  8- ( заполнить схему: название частей гриба)

Учитель. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.

Из шляпки и ножки состоят  шляпочные грибы – они похожи на зонтик. (слайд 10).

-  А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик (слайд 11)

- А вот это – грибы-карлики (слайд 12). Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин – это очень нужное лекарство. ((слайд 13)

Учитель. Все ли грибы можно собирать?

-Всего существует около ста тысяч  грибов, из них 300 видов съедобные,  но широко известны только несколько десятков. Грибы бывают съедобные (слайды 14-23)   и ядовитые. (слайды 24-27) .

  К каким грибам относятся мухомор, дождевик, бледная поганка?

Дети. Несъедобные

 Учитель. Найдите среди них шляпочные и назовите их.

Что нужно  помнить, чтобы не отравиться грибами?

Дети. Собирать только хорошо известные грибы.

Физминутка  «Грибы»

Мы по лесу шли, шли

Белый гриб нашли

Раз - грибок, два – грибок

Вот и полный кузовок

 IV.    Этап первичной проверки понимания изученного

Учитель. Подумайте, на растения или животных похоже внешнее строение гриба?

А давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока.

 Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» (слайд28). Почему так говорят?

Дети. Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю.

Учитель. Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли?

Дети. Влага,  тепло, питательная среда. (слайд 29)

Учитель. А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития?

Дети. Растения.

 Учитель. А давайте вспомним, что еще нужно растениям для хорошего развития?

Дети. Свет.  (слайд 30),

 Учитель. Для чего растениям нужен свет?

Дети. Под действием света растения вырабатывают питательные вещества.

Учитель.  А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений?

Дети. Они не вырабатывают питательные вещества сами.

Учитель. И какой вопрос тогда возникает?

Дети. Чем же тогда питаются грибы? –( слайд 31)

Учитель. Вспомните, где любят расти грибы?

Дети. На старых гнилых пнях, плесень растет на старых пищевых продуктах.

Учитель. Давайте прочитаем по  учебнику статью «Чем грибы отличаются от растений и животных»

-  Как же питаются грибы?

Дети. Они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества.

Учитель. Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные?

- Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.

- Можно ли сказать, что грибы – это животные?

Дети.  Грибы питаются солями из почвы, как растения,  и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться.

Учитель. Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство. (слайд 32 )

V.  Этап закрепления изученного материала

 Учитель. Теперь давайте сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы?  (слайд 33 )

  Дети.  Грибы не могут сами вырабатывать питательные вещества.

 -Питаются останками живых существ, солями из почвы.

 - Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

 -Самостоятельно не могут передвигаться.

Сейчас послушаем сообщение  «Царство грибов - особое царство» (читает ученик)

Ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное -  они не  зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи, долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже …по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям, Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в  каких растениях, но зато есть  в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделились в особое царство-царство грибов.

-Совершенно верно. Грибы -  это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (слайд 34 )

Учитель. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы  думаете. Почему?

Дети. Нити грибницы образуют сложную подземную паутину. А на её  сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.

Учитель. А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Высказывание детей).

Учитель. У вас на партах лежат карточки. Задание: «Выбери способы сбора грибов»   (работа в паре)

1 способ. Гриб не срезаем, а выкручиваем из земли. Что происходит? (Грибница не повреждается, а плодовое тело не остается в земле, значит будущим грибам ничего не грозит.)

2 способ. Грибы не будем рвать, а срежем ножом. Что произойдёт? (Грибница не повредится)

3 способ. Мы будем тянуть гриб из земли? Объясните, что произойдёт? (Повредим грибницу. На этом месте грибы не вырастут )

Учитель. Какой из  способов сбора грибов  наиболее верный. (Ответы детей) 

 Учитель. К нам в гости из леса пришёл старичок- лесовичок.

Лесовичок. –Здравствуйте, дети! Я – хозяин леса, старичок- лесовичок.  Я живу в лесу. А вы знаете, что такое лес? (Ответы детей ).

Я вам расскажу, как в старину грибы собирали.

Инсценировка  «Как в старину грибы собирали»

Сидит Маша с бабушкой на опушке

Маша. - Расскажи, бабушка, как вы в старину грибы в лесу собирали.

Бабушка.   – Расскажу, милая. Хорошее было время. Уезжали мы в лес как на праздник. С ночёвкой уезжали. Запрягали коня в телегу, ставили туда лукошки, чугуны, кадушки. Соль, хлеб клали, картошку. Усядемся на мягкое сено – и поехали.

 Грибы собирали – опускаясь на колени, не мяли, не крушили лесную подстилку. Собирали грибочки не маленькие и не старенькие, а те, что в самый раз поспели. Маленький гриб грех уносить из лесу.  И старый не хорошо тревожить, он на семена годится

Лесовичок. Очаровательная лесная полянка, когда заблестит на ней  первый красный мухомор, а за ним появятся на свет божий дружные стайки его собратьев. Словно в сказочном хороводе, взявшись за руки, плывут красавцы-мухоморы по кругу с песнями и плясками.

 И в этот волшебный миг вижу Петю с палкой наперевес. Взмахнул налево, взмахнул направо – и нет на полянке    милого хоровода, валяется в траве одно крошево.

Лесовичок.  Правильно ли поступил мальчик? Какое правило он забыл?

Дети. Не сбивай грибы палкой, даже несъедобные!

Сейчас проверим, как вы знаете грибы, и  проведём игру: «Узнай гриб по описанию»  

1.Эти грибы растут семейкой. Издали она рыжая, может лисёнком показаться. (Лисички)

2.В сосновом лесу можно встретить желтовато-оранжевые грибочки, шляпки у них почти плоские, а на сломе появляется оранжевый сок- молочко. Растут большими семьями. Издалека кажется, что по зелёной траве разбросаны монеты из древнего клада. (Рыжики)

3. Этот гриб можно найти в берёзовой роще или под молодой берёзой. У него плотная ножка белого цвета и круглая  шляпка бурого цвета. (Подберёзовик)

4.Эти грибы растут осенью на пнях. Бывают ложные и настоящие. (Опята)

Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой – красивый бахромчатый шарф-   бантик, на ножке внизу разорванный мешочек. (Бледная поганка)

Учитель.  А как человек использует грибы?

Дети. В пищу.

Учитель. Все ли грибы можно использовать в пищу.

Дети. Нет.

Учитель. Почему?

Дети. Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.

Учитель. При сборе грибов  надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать. Сей час мы узнаем, какие вы грибники и проведём игру « Собери грибы»

   ( На столе  корзинка. Дети «срывают» гриб, отгадывают загадку. Если  гриб съедобный  – кладут его в корзинку)

 Учитель. Назовите пословицы про грибы  и объясните  значение каждой.

«Не ходи в лес с ведром -  не губи лесное добро»

«Кто раньше встаёт, тот и грибы себе берёт»

«Клади их в плетеное лукошко- пускай подышит немножко»

  Есть и приметы.

« На зорьке росистой-  гриб крепкий, душистый,

А в знойный день,_как гнилой пень»

VI. Этап подведения итогов учебного занятия (слайд 35)

Учитель. Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?

Дети. Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно.

  1. Некоторые грибы помогают растениям впитывать из почвы воду и соли.
  2. Грибами питаются многие животные.
  3. Некоторые грибы помогают готовить пищу.
  4. Грибы разрушают остатки живых организмов и способствуют образованию перегноя.
  5. Есть грибы-лекарства

 Учитель. Существует целая наука, которая изучает грибы. Она называется «Микология». Микос- гриб, логос-наука. «Микология-наука о грибах»

VII.  Этап информации о домашнем занятии (слайд 36)

Учебник: с.40-43, изучить внимательнее и запомнить

(по выбору)

 - Составить кроссворд на тему: «Грибы»

 -Подготовить  рассказ «Любимые грибы нашей семьи».

 Сделать к нему рисунок.

VIII.Этап рефлексии

- Кому было интересно на уроке?

- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

- А что вы уже знали раньше?

- Что понравилось делать?

- Что было трудно?

На столе перед вами лежат сигнальные карточки.

- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красную.

Список использованной литературы

  1. «Грибы – особое царство  живой природы», автор Н.Т.Брыкина                                                                                      О .Е. Жиренко

2. А.А.Плешаков «Зелёные страницы»

3. Детская  энциклопедия «Я познаю мир» Л.А.Багрова,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока окружающего мира "Царство грибов"

Цель урока: формировать у учащихся стойкий учебно – познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.Задачи урока·...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Тема "В царстве грибов"

Данный материал содержит план и конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов"....

Конспект урока окружающего мира "Царства живой природы"

Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира "Царства живой природы". Урок проведён с использованием  кейс-технологии....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...