Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogrokrmir4kl10__11uch_god.docx63.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГЕЛИОС» г. ДАЛЬНЕГОРСК

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУСОШ «Гелиос»

_____________И.В. Воронина

«___»_______________2010 г.

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении учителей  начальных классов

протокол №____

от «___»______________2010 г.

Руководитель МО

___________Л.В. Павловская

                                                                                                                   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________Ю.Н. Москаленко

«___»___________________2010 г.

                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(Человек. Природа. Общество.)

4 КЛАСС

2010 – 2011 учебный год

Разработчик: Кислова Снежана Сергеевна,

учитель начальных классов

2010 год

Пояснительная записка.

   Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г.  N 260-ФЗ), федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089), Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №  1312 и примерной образовательной программы  для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ автор: А.А. Плешаков.

Вид реализуемой рабочей программы:  основная общеобразовательная.

Цели предмета.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи предмета.

  1. Показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими народными связями.
  2. Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
  3. Показать значимость своей области среди других областей страны.

Межпредметные связи:

Содержание курса «Окружающий мир» позволяет осуществлять его связь с:

- русским языком;

- математикой;

- литературным чтением;

- изобразительным искусством;

- технологией (труд).

Принципы отбора учебного материала:

  1. учет возрастных особенностей;
  2. органическое сочетание обучения и воспитания;
  3. усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
  4. практическая направленность преподавания.

Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;

Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.        

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

В результате изучения окружающего мира ученик должен:

знать/понимать:

- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России;

- государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

уметь:

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 - 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1 - 2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- ухода за растениями (животными);

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Сетка часов

68 часов, из расчета 2 часа в неделю

№ п/п

Раздел (тема)

Количество часов

1

Земля и человечество

11

2

Природа России

11

3

Родной край – часть большой страны

12

4

Страницы всемирной истории

6

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная Россия

8

ИТОГО

68 ч

Содержание учебного предмета.

Земля и человечество (11 ч.)

Введение

Мир глазами астронома

Вселенная. Солнце. Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь и времена года? Звездное небо - великая книга природы.

Мир глазами географа

Что изучает география? Глобус и географическая карта. Пояса Земли.

Мир глазами историка

Что такое история? Когда и где? История - путешествие в глубь вре мен. Карта-помощница.

Прошлое и настоящее глазами эколога

Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету со обща.

Сокровища Земли под охраной человечества

Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Обучающиеся должны знать:

  1. что изучает астрономия, география, история, экология;
  2. небес ные тела: звезды, планеты и спутники планет;
  3. Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  4. способы изображения Земли с помощью глобуса и географической карты;
  5. как ведется счет лет в истории;
  6. историчес кие источники;
  7. особенности исторической карты;
  8. некоторые современные экологические проблемы планеты;
  9. меры, принимаемые для охраны природы;
  10. 2-3 названия исчезнувших животных;
  11. некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

Обучающиеся должны понимать: 

  1. причины смены дня и ночи;
  2. причины смены времен года;
  3. счет лет в истории;
  4. распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу;
  5. значение природы для человека;
  6. ос новные экологиче ские проблемы при роды и современного общества.

Обучающиеся должны уметь:

  1. соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений;
  3. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа;
  4. в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи ческой допустимости;
  5. определять возможные причины отри цательных изменений в природе;
  6. предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  7. определять необходимые меры охраны природы, ва рианты личного участия в сохранении природного окруже ния;
  8. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  9. владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
  10. приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  11. приводить примеры экологических связей;
  12. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в  природе и между природой и человеком;
  13. соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
  14. в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.

Природа России (11 ч.)

Равнины и горы России

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибир ское плоскогорье. Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулка ны Камчатки.

Моря, озера и реки России

Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Реки Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и др.

Зона Арктических пустынь

Царство льда и снега. Арктика и человек.

Тундра.

Природа тундры. Тундра и человек.

Леса России. Лес и человек

Тайга, смешанные и широколиственные леса. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого из нас?

Зона степей

Природа степей. Степи и человек.

Пустыни

В пустыне вовсе не пусто. Пустыни и человек.

У Черного моря

Природа черноморского побережья Кавказа. Человек у моря.

Экологическое равновесие

Обучающиеся должны знать: 

  1. природные зоны России;
  2. особенности при роды каждой из зон;
  3. важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны;
  4. признаки приспособлен ности организмов к условиям обитания в разных природных зонах;
  5. особенности хозяйственной деятельности людей, свя занные с природными условиями;
  6. виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России;
  7. причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей;
  8. некоторые современные экологические проблемы;
  9. правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Обучающиеся должны понимать: 

  1. экологические проблемы каждой из природных зон;
  2. взаимосвязи в природе;
  3. значение природы для человека;
  4. ос новные экологиче ские проблемы при роды и современного общества;
  5. необходи мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе ления.

Обучающиеся должны уметь:

  1. показывать на физической кар те изучаемые географические объекты;
  2. показывать изу чаемые объекты на карте природных зон России;
  3. выявлять признаки приспособленности растений различных при родных зон к условиям жизни;
  4. в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи ческой допустимости;
  5. определять возможные причины отри цательных изменений в природе;
  6. предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  7. определять необходимые меры охраны природы, ва рианты личного участия в сохранении природного окруже ния;
  8. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес кого характера, излагать их в виде со общения, рассказа;
  9. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  10. приводить примеры экологических связей;
  11. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в  природе и между природой и человеком;
  12. соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
  13. в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
  14. использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Родной край – часть большой страны (12 ч.)

Наш край. Географическое положение. Границы. Столица. Поверхность нашего края. Надо ли охранять поверхность? Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана.

Наши подземные богатства. Земля - кормилица

Полезные ископаемые: гранит, известняк, песок и глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ и др. Охрана подземных богатств. Какие бывают почвы? Охрана почвы.

Леса, луга и пресные водоемы нашего края.

Лесные этажи. Животные нашего леса. Нужны ли лесу грибы? О I лесной подстилке и микроорганизмах. Луг - природное сообщество. Луга и человек. Жизнь пресного водоема. Разнообразие жизни в водоеме. Если вмешается человек...

Растениеводство и животноводство в нашем крае

Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства. Незаметные защитники урожая. Породы домашних животных. Отрасли животновод ства.

Обучающиеся должны знать: 

  1. карту родного края;
  2. изучаемые во доемы края;
  3. разнообразие растений и животных различных со обществ;
  4. основные свой ства изучаемых полезных ископаемых, практическое значение, места и способы добычи;
  5. растениеводство и животноводство в нашем крае, их от расли; - сорта культурных растений, породы домашних животных;
  6. особенности природы своего края: формы земной поверх ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

Обучающиеся должны понимать: 

  1. экологические связи в сообществах;
  2. экологические проблемы каждой из природных зон;
  3. взаимосвязи в природе;
  4. необходи мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе ления.

Обучающиеся должны уметь:

  1. показывать на физической кар те изучаемые географические объекты;
  2. распознавать природные объекты;
  3. различать важнейшие полезные ископаемые свое го края, определять их свойства;
  4. распознавать растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема;
  5. различать основные сельскохозяйственные растения, сельскохозяйственных животных своего края;
  6. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес кого характера, излагать их в виде со общения, рассказа;
  7. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  8. приводить примеры экологических связей;
  9. соблюдать правила поведения в природе.

Страницы всемирной истории (6 ч.).

Начало истории человечества.

Мир древности: далекий и близкий.

Древний Египет. Древняя Греция и древний Рим.

Средние века: время рыцарей и замков.

Новое время: встреча Европы и Америки.

Время отважных путешественников. Что оставило нам Новое время?

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Обучающиеся должны знать: 

  1. основные пе риоды развития человечества: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  2. важнейшие события и великих людей разных исторических периодов;
  3. великие геогра фические открытия;
  4. достижения науки и техники в разные исторические времена.

Обучающиеся должны понимать: 

  1. значение понятия «лента времени»;
  2. какую ответственность несёт человечество за сохранение мира на планете.

Обучающиеся должны уметь:

  1. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа;
  2. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  3. использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Страницы истории Отечества (20 ч.).

Жизнь древних славян во времена Древней Руси.

Князь Владимир и крещение Руси. Страна городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород. Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Трудные времена на Русской земле.

Нашествие Батыя, Князь Александр Невский.

Русь расправляет крылья.

Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита. Куликовская битва.

Путешествие в древнюю Москву.

Иван III. Иван Грозный. Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености. Патриоты России.

Петр Великий.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Екатерина Великая.

Отечественная война 1812 года.

Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ.

Страницы истории XIX века.

Царь-освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества.

Россия вступает в XX век.

Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война.

Страницы истории 20-30-х годов.

Новое государство - Советский Союз. Страна-труженица.

Великая война и великая Победа.

«Все для фронта! Все для победы!» Героическая летопись Великой Отечественной.

Обучающиеся должны знать: 

  1. кто такие славяне, их быт, нравы, верования;
  2. культуру, быт и нра вы Древней Руси;
  3. культуру, быт и нравы страны в XIII —XX вв;
  4. прошлое родного края;
  5. историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи;
  6. наиболее важные исторические события;
  7. великих людей отечественной ис тории;
  8. достижения науки и техники.

Обучающиеся должны понимать: 

  1. причаст ность к истории каждого человека, каждой семьи;
  2. связь времен и поколений;

Обучающиеся должны уметь:

  1. приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  2. находить и показывать изучаемые объ екты на исторических картах;
  3. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа;
  4. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  5. использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Современная Россия (8 ч.).

Основной закон России. Ты живешь в России. Конституция - основной закон России. Что такое права человека. «Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ - конвенция о правах ребенка. Мы - граждане России. Что такое права и обязанности гражданина? Президент России. Фе деральное собрание и правительство Российской Федерации. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу России. Страна, открывшая путь в космос. Первые в космосе. «Это наша с тобой биография!».

Обучающиеся должны знать: 

  1. государственную символику России;
  2. государственные праздни ки современной России;
  3. что такое Конституция;
  4. основные права ребенка;
  5. права и обязанности гражданина России;
  6. природу, хозяйство, крупные города, исто рические места, знаменитых людей, памятники культуры в ре гионах;
  7. культуру, быт и нра вы Древней Руси;
  8. культуру, быт и нравы страны в XIII —XX вв;
  9. прошлое родного края;
  10. историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи;
  11. наиболее важные исторические события;
  12. достижения науки и техники.

 Обучающиеся должны понимать: 

  1. государственное устройство России;
  2. многонациональный состав населения России.

 Обучающиеся должны уметь: 

  1. приводить примеры народов России;
  2. находить и показывать изучаемые объ екты на исторических картах;
  3. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа;
  4. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  5. использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Календарно – тематическое планирование.

Дата

№ по теме

Тема

Цели урока

Форма контроля

Терминология, понятия

Земля и человечество (11 ч.)

1

1

Введение.

Государственная символика России.

Ознакомление учащихся с основными государственными символами России.

символы  герб         гимн        флаг

2

2

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

Формирование представления учащихся о Вселенной, ее размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы

Устный опрос.

Система  планеты  звезда

3

3

Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, времен года.

Ознакомление учащихся с планетами Солнечной системы, формирование представления о них. Формирование представления о том, как сменяется день, ночь, времена года.

Фронтальный  опрос.

Планеты  день         ночь          сутки

4

4

Звездное небо – великая сила природы.

Формирование представления о звездах, ознакомление с созвездиями

Устный опрос.

Звёзды      созвездия

5

5

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

Ознакомление с наукой, изучающей Землю - географией. Формирование представление о глобусе и географической карте.

Устный опрос.

География глобус      карта

6

6

Пояса Земли.

Формирование представления о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

Устный опрос.

Полярный круг          тропик      экватор     полушария

7

7

Мир глазами историка.

Формирование представления об окружающем нас мире с точки зрения историков.

Устный опрос.

История    архив         рукописи  археология

8

8

История - путешествие вглубь времен.

Ознакомление с обозначением дат исторических событий, с понятием «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Устный опрос.

Римские арабские цифры

9

9

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Ознакомление с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Устный опрос.

Нефтепродукт          вещества              ядовитые,  радиоактивные отходы

10

10

Сокровища Земли под охраной человечество.

Ознакомление с объектам Всемирного наследия,  с Красной книгой.

Фронтальный  опрос.

Байкал   Красная книга             Всемирное наследие              

11

11

Обобщающий урок по теме.

Обобщение представлений уч-ся об окружающем мире.

контрольный тест № 1

Астрономы историки  географы экологи

Природа России (11 ч.)

12

1

Равнины и горы России

Формирование представлений о равнинах и горах. Ознакомление с равнинами и горами на территории России

Устный опрос.

Равнины   горы        склоны     вершина

13

2

Моря, озера и реки России.

Формирование представлений о морях, озерах и реках России

Устный опрос.

Уровень    моря         океан        озеро         река

14

3

Зона Арктических пустынь

Формирование представлений о природной зоне арктических пустынь

Устный опрос.

Северное сияние       Северный Ледовитый океан

15

4

Тундра

Формирование представлений о природной зоне тундры.

Устный опрос.

Равнина   вечная мерзлота          тундра

16

5

Леса России

Формирование представлений о лесной зоне.

Фронтальный  опрос.

 тайга          смешанный  широколиственный

17

6

Лес и человек.

Формирование представлений о роли леса в жизни человека и природы.

Устный опрос.

браконьерство

18

7

Зона степей.

Формирование представлений о природной зоне степей.

Устный опрос.

Степь        суховей    зоолог

19

8

Пустыни.

Формирование представлений о природной зоне пустынь

Устный опрос.

Пустыня верблюд тушканчик

20

9

У Черного моря.

Формирование представлений о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Устный опрос.

Кавказ    дельфин  каштан

21

10

Экологическое равновесие.

Формирование представлений об экологическом равновесии

Устный опрос.

Экология  климат

22

11

Обобщающий урок – игра «По природным зонам России»

Обобщение знаний по разделу. Проверка знания учащихся.

контрольный тест № 2

Зоны         субтропики тундра       степи      лес пустыня

Родной край – часть большой страны (12 ч.)

23

1

Наш край

Формирование представлений о родном крае

Фронтальный  опрос.

Округ         республика край

24

2

Поверхность края

Формирование представлений о поверхности края

Устный опрос.

Овраг       балка        терриконы

25

3

Водоемы нашего края

Формирование представлений о водоемах края.

Устный опрос.

Естественные водоёмы   искусственные водоёмы

26

4

Наши подземные богатства.

Формирование представлений о полезных ископаемых края.

Устный опрос.

Рудные      нерудные  ископаемые

27

5

Земля-кормилица

Ознакомление с различными видами почв и их составом.

Устный опрос.

Почва        перегной    плодородие

28

6

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Формирование представлений о лесе, как  природном сообществе.

Устный опрос.

Ярусы леса деревья    кустарники травы

29

7

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Формирование представлений о луге, как о природном сообществе.

Устный опрос.

Луг

30

8

Жизнь пресного водоема

Формирование представлений о жизни пресного водоема.

Устный опрос.

Водоём    ряска          рогоз          камыш

31

9

Растениеводство в нашем крае.

Формирование представлений о растениеводстве края

Устный опрос.

Полеводство овощеводство плодоводство  

32

10

Незаметные защитники урожая.

Формирование представлений о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без ядохимикатов.

Фронтальный  опрос.

Вредители защитники яды

33

11

Животноводство нашего края.

Формирование представлений о животноводстве.

Устный опрос.

Отрасли     животноводство

34

12

Обобщающий урок – игра «Я знаю родной край»

Обобщение знаний по разделу.

контрольный тест № 3

Природа  край

Страницы всемирной истории (6 ч.)

35

1

Начало истории человечества

Формировать  представления о первобытных людях.

Фронтальный  опрос.

История археология

36

2

Мир древности: далекий и близкий

Ознакомление с древним Египтом, Грецией и Римом.

Устный опрос.

Афины      Рим     Египет

37

3

Средние века: время рыцарей и замков.

Формирование представлений о Средневековье.

Устный опрос.

Рыцарь, буддизм, мусульманство

38

4

Новое время: Встреча Европы и Америки.

Ознакомление со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями.

Устный опрос.

Эпоха

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня

Ознакомление с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ в.

Устный опрос.

Отрезок истории

40

6

Обобщение по разделу.

Проверка усвоения материала.

контрольный тест № 4

Тест

Страницы истории Отечества (20 ч.)

41

1

Жизнь древних славян.

Формирование представлений о жизни древних славян.

Устный опрос.

Славяне    

Перун

42

2

Во времена Древней Руси.

Формирование представлений о Древней Руси, русских князьях.

Устный опрос.

Князь      

 бояре        

обряд

43

3

Страна городов.

Формирование представлений о городах  Киеве и Новгороде.

Устный опрос.

Город        

вече    

кремль

44

4

Из книжных сокровищницы Древней Руси

Формирование представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.

Фронтальный  опрос.

Берёста    

грамота    

перо          

летопись

45

5

Трудные времена на Русской земле.

Формирование представления о военном деле на Руси.

Устный опрос.

Монголо-татары          иго

46

6

Русь расправляет крылья.

Формирование представления о возрождении Руси.

Устный опрос.

Монах    

князь        

дружина

47

7

Куликовская битва.

Формирование представления о подвигах защитников Руси.

Устный опрос.

Князь      

 битва

48

8

Иван III

Формирование представлений о Москве Ивана III, сравнение ее со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Устный опрос.

Князь  

 хан

летопись  

монастырь

49

9

Мастера печатных дел.

Формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Устный опрос.

Первопечатник            грамота    

типография

50

10

Патриоты России.

Формирование представления о патриотизме.

Фронтальный  опрос.

Патриот

ополчение

51

11

Петр Великий

Формирование представлений о времени правления Петра, его реформах.

Устный опрос.

Царь        

держава    

флот

52

12

Михаил Васильевич Ломоносов.

Формирование представлений о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Устный опрос.

Московский университет

53

13

Екатерина Великая

Формирование представлений о жизни в России во времена Екатерины II.

Устный опрос.

Императрица

54

14

Отечественная Война 1812 года.

Формирование представлений о войне 1812 года.

Устный опрос.

Наполеон  

Кутузов

55

15

Страницы истории XIХ в.

Формирование представлений о жизни в XIХ в., о технических изобретениях того времени.

Устный опрос.

Манифест  

магистраль

56

16

Россия вступает в XX в.

Формирование представлений о важнейших событиях начала ХХ в.

Устный опрос.

Революция большевики

57

17

Страницы истории 20-30 годов.

Формирование представлений о жизни страны в 20-30 годы.

Устный опрос.

Республики электростанция            партия

58

18

Великая война и Великая Победа.

Формирование представления о Великой Отечественной войне, ее героях.

Фронтальный  опрос.

Война        победа       фашисты    армия        герои

59

19

Страна, открывшая путь в космос.

Формирование представления о жизни страны в послевоенное время.

Устный опрос.

Космос      орбита    спутник

60

20

Обобщающий урок по разделу.

Проверка знаний учащихся по разделу.

контрольный тест № 5

Современная Россия (8 ч.)

61

1

Основной закон России и права человека

Формирование представления о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека.

Устный опрос.

Конституция декларация

62

2

Дети имеют права на особую заботу и помощь.

Формирование представлений о конвенции о правах ребенка, ее главной идее.

Фронтальный  опрос.

Конвенция закон

63

3

Мы – граждане России.

Формирование представлений о том, что значит быть гражданином, о главе государства.

Устный опрос.

Президент дума          выборы

64

4

Славные символы России.

Формирование представлений о государственных символах.

Устный опрос.

символы  герб         гимн        флаг

65

5

Такие разные праздники.

Формирование представлений о праздниках России.

Устный опрос.

Календарь

66

6

Путешествие по России.

Формирование представлений о том, насколько велика наша Родина, познакомить с народами, населяющими нашу страну.

Устный опрос.

Народы  страна      граница

67

7

Обобщающий урок по разделу.

Проверка знаний по разделу.

Фронтальный  опрос.

68

8

Обобщающий урок – игра КВН

Обобщение и повторение знаний.

контрольный тест № 6

Обеспеченность  материально-техническими и информационно-техническими ресурсами

Проектор, таблицы, репродукции, картины.

УМК и методические пособия:

Плешаков  А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для  4 класса. начальной. Школы в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2009 г.

Плешаков  А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2007.

Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир», к учебному комплекту

А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 4 класс» («Экзамен», 2008 г.)

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс,  автор О.И. Дмитриева, «ВАКО», 2007 г.

Организация    текущего    и    промежуточного    контроля    знаний:

Дата

Контрольный тест

Примечание

Тема.

1

Земля и человечество

2

Природа России

3

Родной край- часть большой страны

4

Страницы всемирной истории

5

Страницы истории Отечества

6

Современная Россия

Список учебной литературы

Для учителя

Для учащихся

Плешаков  А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для  4 класса. начальной. Школы в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2009 г.

Плешаков  А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для  4 класса. начальной. Школы в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2009 г.

Плешаков  А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2007.

Плешаков  А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2007.

Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир», к учебному комплекту

А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 4 класс» («Экзамен», 2008 г.)

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс,  автор О.И. Дмитриева, «ВАКО», 2007 г.