Виртуальная экскурсия "Кавказские горы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Дробаха Ольга Владимировна

к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Гармония" (Поглазова О.Т). Презентация разбита на 2 части, перед использованием нужно их объединить

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kavkazskie_gory_ch1.ppt2.96 МБ
Office presentation icon kavkazskie_gory_ch2.ppt1.86 МБ
Microsoft Office document icon kavkazskie_gory.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по Кавказским горам. Виртуальная экскурсия Автор: Дробаха Ольга Владимировна, учитель гимназии №4 г. Мурманска

Слайд 2

Эльбрус

Слайд 5

лиановые леса

Слайд 7

каштановые леса

Слайд 8

буковые леса

Слайд 9

хвойные леса

Слайд 10

пихта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

полоса кустарников рододендрон

Слайд 2

горные луга

Слайд 3

тур



Предварительный просмотр:

Дробаха О.В

Виртуальная экскурсия

«Путешествие по Кавказским горам»

Окружающий мир, 4 класс (УМК «Гармония»)

Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200км видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса, который. Как шатер кочевника, белеет в ясное утро над равниной.

ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА С ВЫСОТЫ

1-й ученик.        Растительность кавказских гор - это сложный мир, в котором высота над уровнем моря играет решающую роль. Подъем на каждые 200 м в горах означает понижение температуры на 1-2°С. По этому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем весьма быструю смену растительности, пока не попадаем, наконец, в об ласть вечных снегов, где мороз и метели так же свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны, но здесь днем в летнее время температура воздуха значительно повышается.

ЛИАНОВЫЕ ЛЕСА

2-й ученик. У подножия южных склонов Кавказских гор в запо веднике леса сохранили свою первобытную мощь.

Едва путешественник сделает два шага в сторону от тропинки, как он окажется в непролазной чаще деревьев, сквозь которую приходится про кладывать лазейку топором. Невысокие, но необычно плотные леса из самых разнообразных лиственных пород - дуба, каштана, граба, клена, липы - оплетены густой сетью лиан, которые своими гибкими стеблями перебрасываются с ветки на ветку, с дерева на дерево. В этих лесных ча щах бродят кабаны, воют по ночам трусливые шакалы, питающиеся падалью.

Кавказский кабан - могучее животное массой нередко до 300 кг, с ог ромной головой и страшными клыками. Кабан питается орехами, желудя ми, корнями некоторых растений. Но особенно его привлекают каштано вые леса, где он находит роскошное пастбище.

БУКОВЫЕ ЛЕСА

3-й ученик. На высоте около 600 м вид леса меняется. Здесь горы поросли рощами из буков. Их огромные стволы, покрытые гладкой свет ло-серой корой, расставлены редко, словно колонны. В таких лесах видно далеко, звук чист и отчетлив. Однако кругом обычно царит немое безмол вие. Не слышно ни жужжания насекомых, ни щебетания птиц. Листва буковых лесов образует сплошную зеленую завесу, которая составляет непреодолимую преграду для солнечных лучей. Поэтому, войдя в буко вый лес, вы найдете здесь сырость и сумрак не меньше, чем в только что покинутых лиановых лесах.

ХВОЙНЫЕ ЛЕСА

4-й  ученик. Поднявшись по глухим ущельям и склонам до высо ты 1200 м, путешественник вступает в хвойный лес, состоящий из пихт и елей. В этом царстве облаков, тумана и прохлады деревья растут на зна чительном расстоянии друг от друга, но зато достигают огромных размеров. Нередко встречаются стволы, имеющие в поперечнике 2 м, а в высо ту 60 м. Временами вам кажется; что вы попали в какой-то сказочный лес, где человек чувствует себя карликом среди окружающих его великанов. Это ощущение усиливается, когда вплотную сдвинутся громады туч и вас застигнет в горах буря, когда под порывами ветра лес содрогнется и заша тается, оглушительный скрип деревьев и треск ломающихся ветвей соль ются с раскатами грома.

Из зверей в хвойных лесах на склонах Кавказа первое место принад лежит бурому медведю. Всюду видишь тропы, на которых трава помята как бы колеями повозки - это медведь при ходьбе волочил ноги и своей широкой ступней придавил траву. Часто также встречаются камни и ще пы, которые перевернул медведь, чтобы достать из-под них насекомых и слизняков. Еще медведь в поисках пищи спускается в буковые и лиановые леса. Здесь до того, как дубовые желуди и каштаны начнут опадать, медведь, чтобы их достать, влезает на деревья и ломает толстые сучья. Стадо кабанов тогда сопровождает медведя. Кабаны ждут, когда он забе рется наверх, чтобы поспешно наброситься на падающие плоды. Косола пый же труженик сердито ворчит сверху на непрошеных гостей.

ПОЛОСА  КУСТАРНИКОВ

5-й ученик. Переступив на высоту 1800 м верхнюю границу ле сов, путешественник попадает в сравнительно узкую полосу кустарников, которая по своему общему виду несколько напоминает лесотундру наше го Заполярья. Вместо громадных хвойных деревьев в несколько обхватов толщиной здесь растут хилые березки да стелются по земле плотные за росли рододендрона - невысокого, красиво цветущего кустарника.

ГОРНЫЕ ЛУГА

6-й ученик. Выше по горным склонам, куда не решилась под няться и береза, начинается область горных альпийских лугов. Здесь по большей части голые скалы. Но местами ярко-зеленые лужайки прикры вают каменную осыпь, и трава их так свежа и густа, как газон, тщательно выхоленный садовником. На этом зеленом бархате ярко выделяются не обычно крупные цветки герани, незабудки, колокольчики. Еще выше тра ва начинает редеть, все более обнажая потрескавшуюся поверхность кам ня. А вот наконец и вечный снег, лежащий громадными сплошными по лями. Края его тают, пропитывая влагой соседние лужайки.

Горные луга занимают довольно широкую полосу - от 2100 до 3300 м над уровнем моря. Для этой области наиболее характерным животным является тур, или горный козел, - стадное животное с громадными загну тыми назад рогами. Большей частью туры ходят по несколько штук вме сте. Подкрасться к турам нелегко: малейшая неосторожность - и все они моментально исчезают, точно куда-то проваливаются. Вскарабкавшись на гребень, на котором только что были туры, и взглянув вниз, глазам своим не верит человек. Неужели в такую пропасть, где, кроме острых скал, ни чего не видно, могли прыгнуть живые создания, не разбившись вдребез ги? Однако же если осторожно посмотреть из-за камня в эту пропасть, то можно увидеть туров, стоящих без движения и вслушивающихся в ма лейших шорох.

СНЕГА И ЛЬДЫ

7-й ученик. Снег едва держится на крутых склонах. Достаточно небольшого сотрясения воздуха при выстреле или порыве ветра, чтобы снежные сугробы пришли в движение. Появляются на склонах крохотные снежные струйки. Через несколько секунд катятся вниз большие снежные комья. А еще через несколько мгновений со все возрастающей скоростью низвергаются со склонов огромные снежные лавины весом во много тысяч тонн. Нельзя без сожаления смотреть на деревья, истребленные лавинами. Вплоть до дна ущелья тянутся через лес широкие лысые полосы, где все деревья опрокинуты и лежат обращенными вниз вершинами. Расщеплен ные пни, обломки стволов, перемешанные с грудами вывороченного камня, придают всей этой картине печальный вид разрушения.

Благодаря тем же лавинам накапливаются высоко в горах мощные на громождения снега, который вследствие попеременного таяния и замерза ния, а также давления вышележащих слоев постепенно превращается в сплошной лед и дает начало одному или нескольким ледникам, медлен но сползающим по склонам вниз. В яркий солнечный день на поверхности ледника появляются многочисленные ручьи талой воды. Сливаясь друг с другом, эти ручьи образуют горные речки, которые мчатся по склонам гор.

Литература:

Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Поглазовой О.Т.. - Волгоград: Учитель, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник масленицы "Солнынко красно, гори, гори ясно"

Общее открытое мероприятие  «СОЛНЫШКО КРАСНО, ГОРИ, ГОРИ ЯСНО»Проведение в начальной школе - детском саду....

Методическая разработка "Урок - виртуальная экскурсия по теме « Путешествие по карте России». (Равнины, горы, моря)"

Цель урока: сформировать у учащихся представления об основных географических объектах России (равнины, горы, моря).Задачи урока:Формировать умение работать с физической картой страны, умение находить ...

Гори, гори мой светофор

Ребята, сегодня я расскажу вам о первом светофоре, история светофора, цветах светофоров.Почему возникла необходимость появления светофоров? (варианты ответов учеников) Светофор – один из самых старых ...

Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"

разработка урока  по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

урок по музыке в 4 классе...