Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Материки и океаны" и его самоанализ
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Обанина Елена Николаевна

Структура урока позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход. Дан самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyat._p._samoanaliz_uroka_okr._mir.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 2 класс.

Материки и океаны

Цель: познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан»;

Задачи: учить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны; прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле.

Оборудование: карта полушарий, глобус, схемы-загадки, листочки для творческой работы обучающихся, «бортовые журналы».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

- Проверьте готовность к уроку. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на весь учебный день, пожелайте и вы друг другу удачи на пути к знаниям во время урока «Окружающий мир», одарив друг друга улыбкой.  Вспомните, какие правила нужно выполнять, чтобы урок для каждого стал интересным и познавательным?

 - Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке?

На доске цветовая схема (волшебный цветок с лепестками оттенков зеленого, желтого, коричневого, синего цветов).

- Как вы думаете, как связан волшебный цветок с нашим уроком? Что могут означать его лепестки??

-Сегодня мы продолжим разговор о том, что изображают на карте и глобусе. Познакомимся с новыми названиями.

- Работать дружно. Во время обсуждения не забывать, что всем нужно высказать свое мнение. Внимательно выслушивать мнения друг друга, выражать свое отношение к услышанному.

- Мы говорили о том, что изображают на карте и глобусе. Узнали том, что означают цвета на карте.

- Его лепестки показывают цвета, которые используются на карте. Перечисляют значение цветов.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в парах)

- Кто из вас любит загадывать и отгадывать загадки, ребусы. Разгадывать и расшифровывать тайные знаки, надписи (пиктограммы), схемы, символы?

- Предлагаю вам провести тест на смекалку и сообразительность и выявить самых смышлёных и находчивых.

- Лена и Миша загадали слова-географические названия и изобразили их схемами. Вот они.

- Догадайтесь, что это за слова. Обсудите в парах.

- Покажите на глобусе и карте параллели, меридианы и полюса.

- Молодцы! Вы справились с заданием. Тогда возьмите листочки и придумайте свои схемы- загадки.

- Представьте свои работы.

На доске появляются слова: ось вращения, меридианы, параллели, полюса.

- Что объединяет эти слова?

- Для чего они нужны людям? Приведите примеры жизненных ситуаций, когда люди используют эти линии для ориентирования.

- Ну и кто же оказался самым смышлёным?

- Мне было интересно наблюдать за вашей работой, я с удовольствием сама отгадывала ваши загадки и считаю, что каждый из вас проявил фантазию, смекалку и сообразительность. Если вы получили удовольствие от работы, и у вас улучшилось настроение, то проигравших нет.

- А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?

- Разделимся на две команды (пары). Одна будет передвигаться по Северному тропику, другая – по Южному.

- Какие направления можно использовать для путешествия?

- Направление каждая команда выбирает по желанию. Посмотрите на карту: рассмотрите свои маршруты и решите, на каком транспорте будете путешествовать.

- В любом путешествии принято вести бортовой журнал. В нём записывается все, что произошло или встретилось на пути. Возьмите свои бортовые журналы, транспортные средства (фишки) и отправляйтесь в путешествие в выбранном направлении, начиная с соответствующего полушария.

Встреча 1. Название________(суша или вода)

Встреча 2. Название________(суша или вода)

Встреча 3. Название________(суша или вода)

Встреча 4. Название________(суша или вода)

Встреча 5. Название________(суша или вода)

Встреча 6. Название________(суша или вода)

- Перечислите и покажите на карте все названия географических объектов, с которыми вы встретились.

- На какие две группы можно разделить увиденное?

- Опишите увиденные вами участки воды: их размеры, где находятся. Что в них общего?

- Какое общее название они имеют?

- Раньше мы их обсуждали?

- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (актуализация знаний)

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

- Кто из вас уже знает, какое общее название они имеют?

- Какие еще слова люди используют для названия участков суши и воды? Кто желает узнать, как называют большие участки суши?

- Как вы думаете, чему сегодня посвятим наш урок?

- Я очень люблю!

- А я просто обожаю!

- Интересно!

Ребята рассматривают схемы и высказывают свои мнения, предположения.

- Круг – это Земля, а может быть линии внутри него – меридианы.

- Я понял! На второй схеме – параллели!

- А на других – ось вращения и полюса!

Ученики работают у доски с картой и глобусом.

Дети придумывают свои схемы-загадки.

Дети обмениваются своими работами и разгадывают загадки друг друга (возможные варианты: экватор, полюса, С. и Ю. тропики, ось вращения)

- Это воображаемые линии и точки. Их придумали люди.

- Во время путешествий. При кораблекрушении спасатели находят пострадавших. Для розыска пропавших людей и др.

Дети высказывают свои мнения, обсуждают.

- Да.

- С востока на запад и с запада на восток.

- Думаю, что по воде – на корабле, а по суше – на автомобиле.

Договариваются, кто из них будет передвигать фишку и называть то, что встречается на пути, а кто вести записи.

Самостоятельная работа: перечисляют, что обнаружили и заполняют бортовой журнал.

Команды по очереди выходят к доске. Один перечисляет объекты, а другой показывает их на карте.

- Суша и вода.

- Это огромные водные просторы (участки воды), простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Они называются океанами.

- Нет.

- Воды.

- Это большие участки суши. Они со всех сторон окружённые водой.

- … (материки). Я читал в книжке.

- Я что-то слышала, но не помню.

- Мы не знаем.

Дети формулируют тему урока.

- Мы будем знакомиться с названиями участков суши и воды. Узнаем, как называются участки суши, окружённые водой.

3. Совместное открытие знаний (работа в парах).

- Как по вашему можно было бы назвать огромные участки суши?

Проверим наши предположения по учебнику на с.96.

- Все ли материки, ещё их называют континенты, повстречались нам в пути?

- Сколько всего материков на поверхности Земли? Перечислите их.

- Все ли океаны мы пересекли во время нашего путешествия (плавания)?

- Сколько всего океанов на поверхности Земли? Перечислите их.

- Какую работу можем выполнить, чтобы больше узнать о материках и океанах?

- Давайте рассмотрим материки и постараемся сравнить их. Откройте карту полушарий на с. 128-129. Подумайте, какие вопросы можно сформулировать о материках и океанах? Обсудите это в парах и предложите свои вопросы для перекрестного опроса.

Перекрестный опрос

- Какой материк самый большой?

- Какой материк самый маленький?

- Какие материки пересекает экватор?

- На какие группы можно разделить все материка?

- На каком материке самые высокие горы?

- На каком материке много равнин?

- Какой океан самый теплый?

- Какой океан самый холодный?

- Какой океан самый маленький и самый большой?

- Сколько материков омывает Тихий океан?

- Сколько материков омывает Атлантический океан?

- Только ли материки встречаются среди океанов?

- Далеко ли от материков располагаются острова?

- Какой океан самый необычный? Найдите ответ в учебнике на с. 101.

- Как называются большие части суши вместе с островами? Поищите ответ в учебнике на с. 97. Сколько таких частей существует?

- Какая часть света состоит из двух материков?

Дети предлагают названия.

Читают и находят ответ.

Рассматривают карту и находят Антарктиду.

- Материков 6: …, …, … .

- Нет. Мы не пересекали Северный Ледовитый и Южный океаны.

- Океанов 5, как пальцев на руке: …, …, … .

- Рассмотреть карту полушарий и сравнить разные материки и океаны.

Дети устно высказывают свои предложения друг другу, работая в парах.

Задают вопросы по очереди друг другу, отвечают и показывают материки и океаны на карте полушарий у доски.

Работают с учебником: читают про себя текст, находят ответ и зачитывают вслух.

- Частей света 6: … , … , … .

- Это Америка.

4. Домашнее задание.

- Выберите из учебника материал и составьте рассказ о материках в любом полушарии. Выполните задание 1 и 2 в рабочей тетради.

Записывают задание в дневники.

Уч. С.96-101; Р.т. С.   Задание 1,2.

5. Итог работы.

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Что может сказать о своей работе каждый из вас?

Отвечают на вопросы.

Самоанализ урока

Окружающий мир

Учитель начальных классов Обанина Е.Н.

Класс: 2  (ОС «Школа 2100»)

Тема: «Материки и океаны»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Урок является первым из двух отведенных часов на изучение темы «Материки и океаны» и 28-ым  по разделу «Наша планета».

В классе обучается 4 ученика, из которых лишь один ученик имеет уровень подготовки выше среднего, а остальные ниже среднего и низкий. Эта тема воспринимается учениками сложно, т. к. восприятие и осмысление материала не может основываться на субъективном опыте учащихся. Тема предполагает большой объем практической работы и учебного материала, поэтому на изучение этой темы я отвела два часа. Первый урок предполагает  открытие новых знаний.

Дидактическая цель урока реализовывалась через следующие задачи:

1. Открыть новые знания, учиться работать с картой.

2. Развивать умения обобщать и классифицировать географические объекты.

4. Формировать уважительное отношение друг к другу, прививать навыки дружеского диалогового общения.

На уроке были использованы различные методы обучения: словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия на уроке были созданы. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, различные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы и активность учащихся.

Для активизации мышления учащихся я использовала схемы-загадки, систему вопросов, создавала проблемные ситуации, активно использовала учебник. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, для дальнейшей познавательной деятельности учащихся.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинался с организационного момента и постановки учебной задачи. На этом этапе я активизировала внимание, мышление, память, речь школьников,  использовав схему «волшебный цветок». Этот прием позволил быстро включить учащихся в ход урока.

На этапе актуализации знаний применила метод наглядности, одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся отгадывали схемы-загадки, а также игровой метод – путешествие по карте, который позволил подвести школьников к определению темы урока и объектов изучения. Основные формы организации учебной деятельности: индивидуальная и работа в парах.

Следующий этап – «открытие» нового знания. Здесь использовались информационные, поисковые методы, метод наглядности. На данном этапе основные формы работы – парная и фронтальная. На этом этапе была проведена самая сложная и объемная работа. Для помощи учащимся были предложены наводящие вопросы. Через систему вопросов, практические действия учащихся были открыты первичные научные сведения о материках и океанах. Дети самостоятельно готовили вопросы для проведения перекрестного опроса, что мотивировало и активизировало их познавательную деятельность. Стимулирование их деятельности я осуществляла похвалой, одобрением, оценкой их качества работы.

Первичное закрепление и практическое применение знаний я организовала  в форме игры «Перекрёстный опрос». Основная форма работы – парная. Данная работа носила творческий и поисковый характер. Этот вид работы у учащихся вызвал некоторые трудности, которые были решены моими прямыми направляющими действиями.

В конце урока я подвела итог работы и рефлексию, используя привычную детям систему вопросов.

 На уроке дети имели возможность двигаться, проводилась физминутка.

Главная моя задача – развитие и воспитание, а также создание ситуации успеха, развитие положительной мотивации к учебной деятельности. Я построила свой урок так, чтобы он был интересным, чтобы у детей не пропала мотивация к учению.

Урок направлен на решение учебной задачи; на формирование личностных качеств и продвижение в развитии каждого ученика. Выполнен один из дидактических принципов обучения – проблемность.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, творчества, инициативности и активности каждого ученика. Задания способствовали развитию мыслительных операций: анализу, сравнению и обобщению.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....